Купить PDF-версию
X
08:47 07.07.2020

Детям – мудрость и заботу взрослых

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2020 №№140-141
131

В современных условиях нет более расшатанного человеческого понятия, чем уважение. Многие, как ни странно, его стали понимать по-своему и весьма искаженно. Забывая традиционные народные нормы и правила уважения человека, часть общества в последние годы буквально воспринимает уважение как непременное чинопочитание, преклонение перед более состоятельным чиновником, соседом, родственником, кунаком и прочее.

В современных условиях нет более расшатанного человеческого понятия, чем уважение. Многие, как ни странно, его стали понимать по-своему и весьма искаженно. Забывая традиционные народные нормы и правила уважения человека, часть общества в последние годы буквально воспринимает уважение как непременное чинопочитание, преклонение перед более состоятельным чиновником, соседом, родственником, кунаком и прочее.

Игнорируя духовно-нравственные, интеллектуальные ценности, зависимые люди все более «прилипают» к казнокрадам, хапугам, слепо подражают чуждым нормальному человеку, выдуманным нормам межличностных отношений. В результате в обществе появляются подхалимы, холуи, угодники, холопы, раболепствующие, пресмыкающиеся, угодники и т.д. Дело порою доходит до абсурдности. Даже образованные, казалось бы, на первый взгляд интеллигентные люди, кому доверена судьба малых и больших коллективов, на одних стали смотреть, других стали видеть, одних стали слушать, других слышать.

В этой ситуации совершенно очевидна необходимость поиска и возрождения в сознании нынешних и грядущих поколений здоровых традиционных начал межличностных отношений в обществе. Хочется поделиться лишь некоторыми мыслями о воспитании у подрастающего поколения чувства уважения к окружающим. Этот вопрос был актуален во все времена и у всех народов.

И сегодня подавляющее большинство здравомыслящих родителей, учителей, воспитателей сознают нравственную ценность понятия «уважение», стремятся прививать его своим детям и воспитанникам, приучают их уважать близких, прислушиваться к советам старших. Однако в целом благонамеренные многолетние стремления воспитателей не всегда дают ожидаемые результаты.

Дело, по-видимому, заключается в том, что в большинстве случаев воспитание сводят к наставлениям типа «уважайте», «прислушивайтесь», «будьте внимательными». Скупясь на слова, а может быть, в силу методической неподготовленности или же не сознавая сути уважения, часть воспитателей не объясняет детям главного — кого, как и за что следует уважать, в чем общественная значимость уважения. Детей не приучают к традиционным словесным и деловым формам уважения и почитания. Не зная веками сложившихся форм поведения, норм культуры речи, часть детей и молодежи реагирует на справедливые замечания взрослых болезненно и даже агрессивно.

По мнению народа, уважение — это форма оценки нравственной, умственной, трудовой и физической деятельности человека. Уважение к окружающим должно начинаться с уважения к самому себе. «Кто не уважает себя, тот не будет уважать и родного отца», «Кто не знает себя, тот не познает и других» – гласят народные пословицы.

Человеческие качества определяются в народе и отношением к родным и близким. Народ подмечает: «Кто не любит родную мать, тот не полюбит Родину». Корни истинного уважения, по мнению народа, прежде всего кроются в самосознании. Только человек, осознавший себя, свое место в обществе, любящий своих близких, свой очаг, свой аул, свою Родину, способен проявить уважение ко всем окружающим, понять необходимость уважать как старших, так и тех, кто моложе.

Необходимость уважения старших народная педагогика объясняет тем, что «старший призван быть старшим». И действительно, история Дагестана не знает семьи, общины, аулы, города, где не было бы старшего. В народных сказках мудрый аксакал появляется там, где молодому не разобрать, какую из трех дорог выбрать, в каком из трех царств находится «живая» вода и т. д. Старший во все времена оказывался путеводной звездой для подрастающего поколения. Под старшим у дагестанцев мыслятся многие: родители, дедушка с бабушкой, старшие по возрасту, словом, все, кто раньше тебя появился на свет. «Кто не послушает старших, попадет в большую неприятность», «В доме, где нет старшего, не будет изобилия», «Семь домов и восемь старшин не бывает», сообщает искушенный опытом народ.

Но мудрый народ приметил и то, что отдельные старшие злоупотребляют своим положением в обществе, дают младшим указания, противоречащие нравственности, показывают молодым дурной пример. Предостерегая от таких людей, народный разум сообщает: «Старший должен уметь проявить свое старшинство», «Уважают того, кто ценит уважение», «Если говорящий глуп, то слушающий должен быть умным».

Народная педагогика рекомендует прививать чувство уважения с раннего детства: «Ребенка еще в колыбели воспитывай, теленка еще на привязи приучи». Авторитет народного уважения зиждется на трезвом общественном мнении, которое гласит: «Если хочешь слыть уважаемым, уважай младенца».

Мудрые люди уважали прежде всего младенцев и детей, заботились о них еще до рождения. Вспоминаются слова матери об удивительно прозорливом поступке дяди Нажмутдина, погибшего на войне: «Всегда, когда мы садились обедать, дядя Нажмутдин выделял почему-то беременной мне две порции. «Одна тебе, – говорил он, – другая тому, кто в утробе. Он тоже человек. Ты должна есть лучше, чтобы «досталось» и ему». К такому же уважению будущего дитя можно отнести повседневную заботу, проявляемую семьей, родственниками, соседями о беременной женщине в любом уголке Дагестана. И еще, в гости к многодетному кунаку у народа рекомендуется пойти со сладостями, подарками для детей. Такое отношение к младенцам, малышам, доброе общение с детьми как с равными развивает в последних незабываемое чувство признательности, уважения и привязанности к старшим.

Испытанным средством народного воспитания служит труд. Уважая свой и общественный труд, старшие всегда демонстрировали детям и молодежи примеры хозяйского отношения к добру. Возьмем, к примеру, хлеб. Бережное отношение к хлебу как к продукту нелегкого труда исстари развивали в человеке. Когда ребенок, взяв кусок свежего хлеба, выходил на улицу, ему объясняли, что есть на ходу, играть с хлебом в руках некрасиво, что хлеб – это добро и его надо беречь.

В своих наставлениях и советах старшие обычно не бывают голословны. Они на деле показывают, что нельзя пройти мимо оброненного на землю куска хлеба. Поднимая хлеб с земли, они как бы извиняются за выронившего его неряху и, очищая хлеб от пыли и грязи, кладут его на приподнятое, чистое, недоступное человеческой ноге место. Хлеб – это святое, говорят горцы. Матери всегда месили тесто, осторожно подбирая каждый его комочек, упавший на скатерть или прилипший к подносу. От пекарни хлеб несли, прижав его к груди, как младенца. Заворачивали в чистую скатерть и, заботясь о его свежести, держали хлеб на специальном деревянном подносе. Все эти картины сами по себе положительно влияют на формирование характера молодых людей, развивают чувство уважения к труду хлеборобов, своих родителей, обеспечивающих семью хлебом.

Образцом уважительности для детей служит доброе отношение родителей к старикам семьи, рода, к соседям и гостям. Уважая соседа, горец делит с ним радость и горе. Советами умной, практичной старушки руководствуются члены семьи, родственники и даже посторонние. Отклонить просьбу старого человека, оставить ее без внимания считается неприличным.

Весьма поучительны традиционные правила уважения гостя. Гостя встречают приветливо, спрашивают о здоровье его семьи, о благополучии родственников, о работе. Когда в семье гость, не допускаются семейные конфликты, чтобы не испортить ему настроение. Чтобы гостю не было скучно, приглашают родственников, соседей. Если собрались взрослые, младшие дети уходят в свою комнату. Лишь взрослым детям разрешено быть среди старших, чтобы ухаживать за гостями. Они не участвуют в разговоре, только отвечают на вопросы, с которыми к ним обращаются старшие.

Не давай в обиду старого человека, заступайся за него, помогай старшим, но этим не хвастайся — это твоя обязанность; оказывай старшим почтение независимо от того, где ты их встретил; в присутствии старших веди себя скромно, знай время и место вступления в их разговор, при встрече приветствуй старшего первым, начиная задуманное дело, не забудь посоветоваться со старшими — учит народная педагогика.

Народная педагогика приурочивает советы, рекомендации буквально ко всем случаям жизни. Их можно услышать, когда ребенка впервые вводят в круг детей, когда берут в гости, когда сын, став мужчиной, выходит на годекан и т. д. Формы горского уважения многообразны. На всех остановиться нет возможности. Но я хочу подчеркнуть, что детям нужны мудрость и забота взрослых. Родителям и воспитателям не прожить без радости детей, их уважения и сердечной отзывчивости. Такое отношение — обязательный элемент воспитания.

Статьи из «Общество»

Три ягоды сакуры

3
Приезд в Дагестан иностранного туриста в то время был явлением неординарным. А тут сразу...

Экономим на ОСАГО

2
ОСАГО – это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. По закону эта страховка должна быть у каждого водителя. Если по вине...

Чтобы возить фураж, нужна фуражка

4
Головные уборы становятся символами событий и эпох, а...

Дагестанцы и Антарктида

9
Несколько лет назад мне в руки попала книга «Жизнь на льдине» – дневник дважды Героя...

Хватательная хиромантия

6
Вот в Дагестане прокладываются современные автотрассы, возводятся мосты, объекты соцкультбыта и образования. Я, человек советского образа мышления, даже как-то с...

Мир без прикрас

5
Кажется, весь мир охвачен угрозой террора. Он беззащитен, он не защищен от смертоносных ударов, которые могут нанести даже рукопожатные союзники. Так кто правит...

Оружие Победы

12
В 1889 году генерал-майор, конструктор Сергей Иванович Мосин предложил для испытания...

Крестьянин и ханская дочь

21
У одного хана была необыкновенно ленивая дочь. Целыми днями она валялась на диване, не хотела...

Если выпить литр…

11
Всем известно, что управлять автомобилем после употребления алкоголя запрещено. Конечно, данное явление не очень актуально в Дагестане, и езда в нетрезвом...