Поводом для очередной дискуссии в соцсетях послужило выступление одного из радикальных проповедников, резко осудившего запрет на совершение намаза в одной из школ Махачкалы, называя директоров и учителей, препятствующих молитвам, «паразитами и неверными». Он утверждает, что «вся земля является мечетью» и запрет на молитву в учебных заведениях противоречит исламу. Автор, угрожая «божественной карой» в ответ на требования светской школы, призвал мусульман забирать детей из таких школ, переходить на домашнее или онлайн обучение, чтобы не пропускать намазы.
В свою очередь ТГ-канал «Башня», информационно-аналитический центр, освещающий новости «через призму кавказской перспективы», утверждает, что администрация махачкалинской школы, о которой идет речь, оказывает давление на учащихся, совершающих намаз, угрожая им отчислением из учебного заведения.
Необходимо четкое понимание того, что в нашем дагестанском доме существует свобода совести, где интересы верующих не ущемляются. И каждый вправе молиться, посещать мечеть. Более того, духовные лица республики выступают против сил, противопоставляющих традиционному исламу ортодоксальный, нагнетая нездоровую обстановку в республике, где и без того есть вопросы, связанные с экстремизмом, терроризмом.
Вроде мы уже это проходили: молельные комнаты в школах, строительство мечетей рядом с образовательными заведениям, навязывание религиозных убеждений. Но пора уяснить: школа – светское учреждение, и она не предполагает религиозные обряды вообще. Это нарушает светский характер образования. И педагоги ропщут, то и дело испытывая на себе давление отдельных родителей, требующих не только ношение хиджаба, но и того, чтобы учащийся имел возможность молиться пять раз в день. А это нарушение общешкольного учебного плана.
Не стоит забывать, что государство четко разделяет традиционную школу и медресе, и соблюдать закон обязан каждый. Так что происходит на самом деле? Почему дагестанские города все больше напоминают ближневосточные провинции? И что можно противопоставить, с одной стороны, уважая требования верующих, с другой – сталкиваясь с отдельными проявлениями агрессии, отказом от светских устоев, навязыванием ортодоксальных религиозных догм?
Эксперты подсказывают, что немаловажную роль здесь играют образовательные инициативы, направленные на поддержку традиционного ислама, противостоящего незатухающему экстремизму, террористическим угрозам. Необходимо создавать механизмы для долгосрочной стабильности за счет совершенствования молодежной политики. Согласитесь, никто не может отрицать, что органы госвласти принимают меры по созданию условий для самореализации, проявления инициативы молодежи в отраслевых направлениях – как в светских образовательных учреждениях, так и в религиозных. И кликушество – это не самый лучший аргумент в диалоге с учителями, для которых будущие поколения являются плодами труда формирования человека. Это те, кто должен стать стратегическим ресурсом, в противостоянии с распространением радикальных идей.
Активная информационная работа с помощью образовательных проектов является одной из реальных возможностей донести до молодежи опасность радикальной идеологии, призывающей к вооруженному сопротивлению. И одним из инструментов влияния являются учебные заведения. Но светские школы полнятся учащимися в религиозных одеяниях, несмотря на то, что республиканское правительство утвердило единые требования к школьной форме в целях устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися, а также эффективной организации образовательного процесса.
В Минобре Дагестана также напомнили, что единые требования являются обязательными для соблюдения обучающимися по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в республике. А требования к одежде и обязательность ее ношения устанавливаются нормативным актом общеобразовательной организации.
Напомним, в Госдуму в свое время был внесен законопроект, дающий право региональным властям вводить на местном уровне нормы по ношению религиозной одежды в общественных местах, образовательных учреждениях. Надо отметить, что подобная практика существует в целях обеспечения принципа светского государства, общественной безопасности во многих странах мира, где распространяется запрет на ношение религиозной одежды, полностью или частично скрывающей лицо в общественных местах и в образовательных и государственных организациях.
Так где же та золотая середина, что позволит примирить последователей светских устоев с религиозными приоритетами? Это прежде всего диалог. Желание понять, что религия – часть общественного сознания. И не лучший выход посылать проклятия на голову педагога, для которого важно, чтобы ученик был задействован в общеобразовательном процессе. Нужно иметь мудрость сохранять единство противоположностей, национальные традиции и новый взгляд на воспитание подрастающего поколения, приобщая к духовным и культурным ценностям подрастающее поколение.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




11