Сообщество: идеи и замыслы
Политологи, эксперты продолжают спорить о формировании новой российской политической системы, общественных институтах, той самой лакмусовой бумажке, что определяет степень накала общества, его настроений, что не всегда носит последовательный характер.
Но именно общественные настроения дают импульс в попытке не просто прислушаться, но и выработать конкретные механизмы, способствующие реальным переменам, чтобы люди осознавали, что она, власть, готова к диалогу, услышать «народную» трансляцию, мониторя таким образом настроения в обществе в условиях современных информационных войн, внешнего давления, результатом чего в начале 90-х стало проявление первых признаков ортодоксального воинствующего ислама, далекого от традиционного, оказавшегося мощным оружием по обработке сознания молодого поколения, его крайних проявлений, уходу в леса недовольных тяжелыми неэффективными реформами, расслоением общества, невозможностью реализовать свой потенциал, трудоустроиться.
Это был трудный для власти период, когда госинституты фактически не могли противостоять идеологическому накату, а аргументы пришлых дервишей оказались более убедительными, привязанными к существующим реалиям. Социальный протест, приобретая системный характер, заставил не просто задуматься, а применить адекватный ответный удар по интервентам, развязавшим в интернет-пространстве настоящую позиционную войну.
Так победила ли власть бушующую силу, переливающуюся через край? Скорее научилась парировать удары, приобретающие все более устойчивый характер и со скоростью света изобретающие все более новые информационные технологии, что свидетельствует о тех системных преобразованиях, что должны лечь в основу мировоззренческих убеждений нового поколения.
Заведующий кафедрой ДГУ, профессор, доктор философских наук, председатель комиссии Общественной палаты РД по вопросам формирования гражданского общества, гармонизации межнациональных, межконфессиональных отношений, защиты конституционных прав граждан Мустафа Билалов уверен в том, что идеология духа, связывающая воедино общество, и должна стать главенствующей в создании новых модернизационных установок нашей страны. Его рассуждения обоснованы многолетней вузовской практикой, знанием устремлений поколения нового века и поэтому вызывают интерес.
– Мустафа Исаевич, сегодня все большее количество экспертов приходит к выводу о необходимости создания идеологии, концепции национальной идеи.
– Тема эта сложная, требующая серьезного научного исследования. Но вот что я хотел бы сказать. Понимаете, можно долго и нудно наукообразным языком излагать свою позицию, мнение, выражающее либо «за», либо «против». Но я не принадлежу к числу таких ученых. С моей точки зрения, помимо научного обоснования идеологии, должна рассматриваться и иная, обоснованная объективной действительностью. То есть, как мне кажется, не стоит перегружать мозги новых поколений психологическими установками. На самом деле существует другая, прикладная, если так можно выразиться, идеология, например, воспитания молодежи, и множество других, подкрепляемых этим термином.
Сознаем мы или не сознаем, хотим мы или нет, множественная идеология, ее подвиды существуют помимо нас. И если она не признана государством, это не означает, что она не существует в обществе и что общественное сознание не опирается или не имеет некое ядро теоретической системы, которое и является идеологией. Уверен, что вовсе не обязательно, чтобы она выражалась только лишь в политических установках, как это было ранее. Сегодня она носит спонтанный характер, может, не организованный, не осознаваемый, во многом неуправляемый характер, явно не озвученный. Так она выражается и так существует в объективных, субъективных, выражающих духовное состояние общества условиях.
Разве в школьном образовании, в ЕГЭ нет идеологии справедливости или несправедливости в решении проблем качества вузовского образования или, если мы отвлекаемся от идеологии, возможно ли выстраивать национальную или культурную политику? Те же культивируемые исламские ценности в нашем обществе – это ли не идеологические ценности? И, интегрируя, эти составляющие как раз и позволят сформировать системно-целостную вполне стройную общественную или государственную идеологию.
– Что же является объективными факторами духовных противоречий?
– Прежде всего масштабная коррупция в обществе, разного рода несправедливость – в той же кадровой политике, доступе дагестанцев к образованию, медобслуживанию, а также расслоение общества по признаку финансового состояния, благополучия. Факторов немало. И я думаю, что новое руководство зрит в корень и видит, что необходимо предпринимать в качестве первоочередных мер. Должен сказать, что внимательно слушал Послание Главы республики. По-разному оно оценивалось в социальных сетях, печати, многие усмотрели в нем отсутствие системности. Но мне кажется, это было сделано сознательно.
Послание по сути не было традиционным, классическим, как мы наблюдали в ежегодных отчетах прежних глав республики. Оно оказалось не столько посланием, сколько попыткой руководителя республики установить диалог. И, на мой взгляд, налаживание неформального общения состоялось. Это было общение человека, болеющего за Дагестан, далекого от показухи, ораторства, разглагольствований, пустых обещаний. И хотя многое было сказано о перспективах, но основное внимание уделено тому, что сделано.
Меня привлек срез социального аспекта Послания, желание разобраться в том, как живется сегодня рядовому человеку и как помочь в решении проблем в образовании, здравоохранении. Главой республики затрагивался и такой важный для каждого дагестанца вопрос, как борьба с коррупцией. Он, в частности, говорил о проблемах ФОМСа, о том, что рядовым людям не оказывается помощь, недостаточна оснащенность медучреждений, о существующем кадровом дефиците. И все это должно носить системный характер, преодолевая определенный стереотип мышления.
– Безусловно, наиважнейшим вопросом остается борьба с терроризмом, экстремизмом…
– Курс, который взяло руководство республики, дает свои результаты, и, если вы обратили внимание, наступило заметное затишье, нет всплеска противоправной деятельности в обществе. Что же касается духовной сферы, то, несмотря на то, что проблем здесь остается достаточно много и часть из них требует переосмысления, выявления причин разногласий, раскол в религиозной умме приобрел не радикальный, а характер диалога. Правда, это не означает, что разногласий не существует. Но главное – достигнут компромисс, а значит, равновесие в религиозных институтах, среди которых все больше сторонников, в том числе и среди так называемых непримиримых.
Общество, религиозные организации переходят в новую фазу в попытке разобраться в том, что не смогли решить силовым путем, уяснив, что насилие не может быть единственным верным решением существующих проблем. Пришло понимание, что в рациональном мире можно и нужно контактировать, не довлея друг над другом. Другое дело, если речь идет об открытом противостоянии, но и в этом случае надо разговаривать с людьми, чтобы понять, почему они оказались по ту сторону баррикад, что их беспокоит, не дает возможности мирно жить и трудиться. Никто ведь не рождается с полыхающим огнем в руках. И каждый думает о том, что он прежде всего человек, для которого важно, чтобы в его доме были и достаток, и спокойствие, существовало внутреннее ощущение той свободы, для которой он родился и благодаря которой живет в согласии с собой и окружающим миром.
Надо признать, что религиозные противоречия впервые привлекли внимание, когда в новой России наступил кризис – экономический, финансовый. И это оказалось первичной причиной того, почему обострились противоречия между суфизмом и ваххабизмом, хотя они существовали веками. Тогда же западные, ближневосточные идеологи превратили ислам в религию войны. Это был беспроигрышный ход. Ведь любая религиозная система сложна, противоречива и во все времена притягивала к себе верующих, мыслящих иными категориями, волновала, толкала людей к ортодоксальным идеям.
Религия вообще – это наука почище математики. Судите сами. Коран – книга книг, а сколько его ни пытаются перевести, столько же возникает его толкований, тех же хадисов, смыслов аятов. Это открыто обсуждается в богословской среде. Вот недавно я принял участие в теологической конференции в Москве «Пути достижения межрелигиозного мира: роль богословов, дипломатов и общественных деятелей», на которую прибыли богословы из 39 стран. Что радует, богословы различных вероисповеданий сидели за одним столом, а это серьезный шаг, поскольку в мусульманском мире существует множество различных противоречий. И Россия демонстрирует добрый пример, когда различные конфессии объединяются в борьбе за мир.
– Можно ли сегодня быть убежденным в том, что дагестанская молодежь преодолела тот барьер, перепрыгивая через который не раз ломала себе голову?
– Сложно отвечать на этот вопрос. Но если относиться к проблеме с точки зрения опять-таки прикладного характера, то могу сказать, что в вузовской среде достаточно спокойно относятся к своим сверстникам, которые молятся, иначе одеваются, поскольку многие студенты настроены не только получить образование, но и заняться серьезно наукой. Я не вижу здесь никаких перекосов и считаю это пусть и небольшой, но победой власти, общественных институтов. И проведение, например, форума «Сообщество» Общественной палатой России в Дагестане – лучшее тому доказательство для тех, кто действует. Рад и выбору Дагестана в качестве диалоговой площадки, что свидетельствует об интересе к нашей республике, крупнейшей в СКФО. Это и желание приобщить дагестанскую молодежь к социально значимым проектам, наставничеству, как основной социальной роли старшего поколения, созданию локальных культурных брендов, привлекая внимание к информационному волонтерству, международному сотрудничеству территорий, межнациональных стартапов, работе и самозанятости, гражданской активности, лидерству, полноценному участию людей с особенностями развития. Все это основные компоненты развития гражданского общества в современном мироустройстве.
Отдельно хочу подчеркнуть, что, несмотря на существующие трудности, наша республика пусть и мелкими шажками, но выбирается из более чем сложного положения. Подспорьем же должны оставаться традиционность, уклад жизни, обычаи, опыт предков. Ведь если обратиться к историческому прошлому, то можно вспомнить, что наши предки умели быть сильными, толерантными, мудрыми и трезво оценивали всё, что происходило в их доме, сохраняя твердость духа и доброе сердце в самые судьбоносные времена. Это спасет и нас, только надо к этому стремиться.