Соотношение этнического и конфессионального компонентов в Республике Дагестан

агестан – это уникальная республика Российской Федерации, где на небольшой территории проживают 30 коренных народов и около 100 представителей других народностей. Представители всех народов пользуются равными правами и свободами, имеют равные обязательства перед государством и обществом, поэтому собирательный образ «дагестанцы» относится в равной степени ко всем жителям нашего горного края. В предыдущей Конституции республики был закреплен правовой статус этносов на представительство в органах власти. С приведением Конституции в соответствие с федеральным законодательством это положение было исключено. Однако в законе «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан», принятом в соответствии с новой Конституцией, предусмотрено представительство народов косвенным образом через региональные избирательные группы. Таким образом, игнорировать эту особенность Дагестана невозможно. Именно гармония межнациональных отношений в конечном счете является основой стабильности гражданского общества в Дагестане.
Определенный этнический баланс наблюдается среди руководителей наиболее крупных предприятий республики, руководителей республиканских министерств, федеральных органов исполнительной власти в Дагестане. Эта система противоречит нормам федерального российского законодательства, но тем не менее сохраняет в Дагестане гражданский мир.
Сама по себе система этнического квотирования не решает проблему на перспективу, а консервирует её и даже дает возможность укрепления националистических тенденций на базе существующих политических механизмов. Начиная с 1992 года некоторые горячие головы предлагали федеративное переустройство Дагестана в составе РФ, даже выступали за разделение Дагестана на самостоятельные государства по количеству проживающих в нем народов. Проблема суверенитета привела к росту национального самосознания, которое нашло отражение в национальных движениях Республики Дагестан. Первоначально национальные движения возникли как гуманитарные, просветительские, культурные центры, преследующие цель возрождения культуры, языка, традиций своих народов. Но уже на начальном этапе существования наметилась тенденция к их политизации.
В своё время по этому поводу М.Г. Алиев писал: «Условия Дагестана уникальны, неповторимы. Если нас что и спасет от опасных национальных раздоров, так это наша многонациональная общность, унитарность, которая, можно сказать, федеративна по своей природе».
Вообще Дагестан исторически является ярким примером межнационального согласия, мира и веротерпимости, т.к. имеет полуторатысячелетний опыт мирного проживания народов, сохраняющих свои культурные традиции, религии, обычаи, образцы толерантного поведения. Живя в течение многих веков в полиэтничной среде, народы Дагестана выработали уникальный опыт взаимодействия между собой и другими соседними народами. В начале 90-х годов прошлого столетия Дагестан характеризовался сложной межнациональной обстановкой. Массовый отъезд русскоязычного населения из республики, политические убийства и террористические акты, появление чуждого для дагестанских верующих экстремистского течения «ваххабизм», низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, возникновение национальных движений, преследовавших свои узконациональные интересы, вносили дестабилизацию в политическую жизнь дагестанского общества, и до настоящего времени многие из этих факторов влияют на этнополитическую ситуацию в республике.
Дагестан, в отличие от множества иных регионов Российской Федерации, никогда не знал на своей территории межнациональных полномасштабных войн в обычном смысле этого слова. Отдельные межнациональные стычки локального характера, конечно, были, но именно войн – не было. Существовала определенная этническая напряженность, например, чеченцы-аккинцы требовали освобождения своих исконных земель, заселенных лакцами и аварцами после репрессий 1944 г.; кумыки считали неоправданно большим приток горского населения в низменные районы; лезгины, проживающие на юге республики, выступали за создание автономного образования, объединяющего территорию южного Дагестана с северными районами Азербайджана, традиционно населенными лезгинами.
При всем этом в 1999 году Дагестан отверг идею отделения от Российской Федерации и отказался поддержать национальных сепаратистов, сконцентрировавшихся на территории Чеченской Республики, оказав им вооруженный отпор. Народы Дагестана на практике продемонстрировали стремление сохранить мир и согласие в республике и нежелание выхода из состава Российской Федерации, нарушая её государственную целостность.
Анализ основных особенностей межэтнического и межконфессионального взаимодействия дагестанских народов показывает, что в республике существуют основы для согласия в обществе в виде общности исторических судеб, близости культурных традиций проживающих в Дагестане народов, развитости культурных механизмов, регулирующих межэтническую напряженность и конфликты. Исторически на Кавказе маслиат (терпение, терпимость) всегда являлся универсальным механизмом согласования интересов и мирного разрешения спорных вопросов. Именно маслиат приводит к отказу от насильственных мер как крайности, предотвращает доведение конфликта до необратимости. Обеспечивая согласованное сосуществование людей, маслиат символизирует их взаимную человеческую связанность, терпимость друг к другу.
Человек, общающийся с представителем другой национальности, обязательно должен не ущемлять национальные интересы, достоинство, гордость того народа, с представителем которого ему приходится общаться. Он должен учитывать особенности культуры, этики, психологии этого народа, с уважением относиться к исторической памяти нации, национальному языку, религии, традициям и обычаям. Достигая высокого уровня межнационального общения, мы приобретаем мощный фактор гуманизации социальных отношений, очищения от какого-либо негатива в общении с людьми другой национальности.
На территории Дагестана издревле сложились такие обычаи, как побратимство, посестринство, аталычество (некровное родство), собственно национальные ценности в сознании большинства дагестанцев оказались как бы менее значимыми, чем государственные или личностные. Отсюда, видимо, берет истоки и стремление дагестанцев признавать приоритет ценности человеческой личности, по сравнению с национальными ценностями, выразившимися в формировании указанных традиций.
Большинство северокавказских культур относятся к типу трудно модернизируемых, их характеризует стремление к сохранению привычного уклада жизни. Этносоциологические исследования всегда фиксировали высокую значимость традиционного компонента для самосознания народов Дагестана. Общепринятыми критериями традиционализма являются устойчивость традиционных социальных институтов, сила связи с прошлым, сопротивление переменам.
Активное возрождение на Северном Кавказе традиционных социальных институтов свидетельствует о тяготении северокавказских культур к прошлому. Связь с ним активно осуществляется посредством религии, которую С. Московичи назвал способом воскрешения коллективной памяти.
Особенность современной религиозной ситуации на Северном Кавказе состоит в том, что возрождение духовной, религиозной культуры и традиций, тесно связанных с широко распространенными национальными обычаями, обрядами, и религиозную консолидацию некоторые общественно-политические силы, национальные движения пытаются использовать в своих интересах для достижения различных политических целей. Это относится как к исламу, так и к христианству – религиям, исповедуемым большинством народов Северного Кавказа. «…Все возрождающиеся обычаи, традиции, праздники имеют, как правило, религиозный характер, определяемый синтезом православия или мусульманства с местными верованиями».
Для Республики Дагестан, в которой проживают на сравнительно небольшой территории представители стольких национальностей и конфессий, это вполне закономерно.
Разрушение политических, хозяйственных, социальных, идеологических основ прежнего единства вынуждало многих людей искать новые опоры жизнедеятельности, устойчивые связи и отношения, опираясь на которые можно было бы обеспечить себе выживание или надежду на благополучие в новых условиях. Последними из таких основ всегда были кровнородственные, национальные и религиозные связи. C одной стороны, современная религиозная ситуация в Дагестане характеризуется резким ростом общественного интереса к религии и её влиянием на все стороны жизни общества, с другой стороны – количественное возрождение ислама не дает заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман. Ислам стал частью культуры и образа жизни дагестанцев, здесь трудно провести грань между религиозными и национальными особенностями. Этнические различия, существовавшие между народами Дагестана до принятия ислама, уступили место мусульманской интеграции и возникновению межэтнического пространства на базе исламского правоверия. Все эти процессы в конечном итоге способствовали сближению народов Дагестана. Именно на базе исламской солидарности в Дагестане сложились объективные условия и субъективные факторы для создания союза дагестанских народов как единого неделимого целого.
Вопросы конфессиональной принадлежности и этнической самоидентификации, этнической вовлеченности и т.п. весьма противоречивы и неоднозначны. Человек может идентифицировать себя с этнической общностью, но не иметь никакого желания сохранять этнический язык или обычаи. Основные тенденции формирования связей между религией и этносом проявляются в сфере взаимодействия конфессиональной и этнической специфики. При этом, с одной стороны, этнические явления в течение длительного взаимодействия впитываются культом и «конфессионализируются», а с другой стороны — религиозные обычаи и традиции, проникая в национальные формы общественной жизни, приобретают характер этнических явлений или «этнизируются». Большинству дагестанцев свойственна позитивная этническая идентичность, которая является основой для этнической толерантности. Позитивный образ своего народа проявляется в общей удовлетворенности её представителей своей этнической принадлежностью. А люди, позитивно оценивающие собственную этническую группу, чаще всего не проявляют негативного отношения к представителям других этнических групп.
Причины активизации религиозного фактора и возрастания его роли в общественной жизни и сознании людей на сегодняшний день едины для всех вероисповеданий. К основным из них относятся: изменение социально-политических, идеологических условий жизни в стране; появление возможности культурного плюрализма; стремление религиозных организаций к повышению своего статуса в социально-политической и духовной жизни общества, к оказанию моральной помощи народу, терпящему бедствие, в условиях ухудшения материального положения; общая нестабильность в социально-экономической сфере; быстрая урбанизация и рост маргинальных слоев населения и другие.
Как показал социологический опрос, проведенный Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН в 2007 году, в рамках которого было опрошено 300 респондентов, представляющих разные социальные, этнические, конфессиональные, возрастные, профессиональные и т.д. группы, религиозный фактор в современном Дагестане все еще играет существенную роль.
В целом, можно сказать, что большинство дагестанцев независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности придерживаются идеи единого Дагестана в составе Российской Федерации. В основу Конституции Республики Дагестан легли три главных принципа: Дагестан – един и неделим; Дагестан – в составе России; у каждого народа есть свои интересы, но их решение без учета интересов дагестанцев невозможно. Следует отметить, что все эти три пункта гласно или негласно, осознанно или неосознанно, во всяком случае в настоящее время поддерживаются большинством дагестанцев независимо от политических симпатий и антипатий, национальной и религиозной принадлежности.
Этническое многообразие и поликонфессиональность, характерные как для Северного Кавказа, так и для Дагестана в частности, сами по себе не являются причинами конфликтогенности. Нельзя не согласиться со словами Ю.А. Жданова, что Кавказ – это солнечное сплетение культур, этносов, многообразия различных народов. На Кавказе сошлись все крупнейшие конфессии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Их взаимодействие и переплетение привели к тому, что духовная культура кавказских народов представляет собой сложнейшее синкретическое явление. И очевидно, что без учета всех особенностей и своеобразия религиозных и национальных компонентов практически невозможно строить диалог культур, невозможно их сотрудничество и формирование толерантности в целом, которая характеризуется в проявлении терпимости и уважительного отношения к другим людям, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Она предполагает право представителя каждого этноса и вероисповедания на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей.
Недопустимо также отрицательное отношение к человеку только на основе его принадлежности к какой-либо национальной или религиозной группе. Межконфессиональные отношения, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием, могут иметь различный характер, а именно: солидарности, терпимости, конкуренции, конфликта, борьбы, фанатизма. Общей массе дагестанцев, живущих в уникальном регионе Российской Федерации по своей культуре, истории, геополитическому положению, широкому спектру представленных здесь этнических групп и конфессий, присущи взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение к иным социальным, этническим и религиозным группам.
Статьи из «Общество»
Вклад бежтинцев в Победу

Правда, которую не стереть

Особая профессия

Проводник добра

Майский старт

Равняйсь! Стройся!

Дань прошлому

Если ваши права нарушены…
