Советские авто на экспорт
Многие советские автомобили пользовались неплохим спросом за рубежом. В Финляндии в 1948 году открылось совместное торговое представительство, занимавшееся реализацией советских легковушек и грузовиков. Но истинно звездный час советского автоэкспорта начался в середине 1960-х, когда в Брюсселе заработал офис советско-бельгийского предприятия Scaldia Volga. Сфера влияния компании распространилась на всю Европу.
«Москвич». Сейчас сложно в это поверить, но за границу отправляли даже самую первую модель «Москвич-400». Это была легальная копия Opel Kadett K38. «Москвичи» в то время считались довольно прогрессивными автомобилями. Из общего тиража 407-й модели, составившего 359 980 единиц, треть ушла на экспорт. Когда же на рынок вышел значительно более современный «Москвич-408», который для первой половины 1960-х был автомобилем передового европейского уровня, спрос на советские машины стал высоким. В 1969 году за кордон отправилось 65 % всех выпущенных Москвичей-408 в количестве почти 66 тысяч машин. На рубеже 1970-х «Москвичи» продавались более чем в 70 странах мира.
«Волга». Несмотря на Гран-при на всемирной выставке в Брюсселе, спрос на «Волги» в Европе остался ограниченным. «Отличный автомобиль и очень недорогой», – так в августе 1966 года со страниц журнала The Motor расхваливал свое приобретение счастливый владелец универсала ГАЗ-21 «Волга» в Великобритании. Особенно преданные почитатели ГАЗ-21 были, например, в Греции с их ухабистыми дорогами и в скандинавских странах с их суровым климатом. Но вот ГАЗ-24 спрос на «Волгу» потерял.
«Нива». Этот автомобиль стал одним из главных экспонатов крупной международной выставки – Парижского моторшоу 1978 года. ВАЗ-2121 тогда просто открыл новую рыночную нишу. Большой успех этого маленького советского автомобиля отчасти стал причиной глобального бума на внедорожники. В Европе тогда выпускался только один автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом, хорошей проходимостью и достойным поведением на асфальте. Это был Range Rover. Однако у советского внедорожника, в отличие от британца, была независимая передняя подвеска, блокировка межосевого дифференциала и великолепная проходимость. Машины, которые соперничали с «Нивой» в ее стоимости, безоговорочно проигрывали ей по всем остальным статьям. Все тот же The Motor писал: «Не видим причин, которые помешают хорошим продажам «Нивы» в Великобритании. У автомобиля, конечно, есть мелкие недостатки, но преимущества и цена перевешивают все остальное!». Неудивительно, что именно «Нива» в итоге стала самым успешным советским автомобилем за пределами СССР. Всего за границу отправили около полумиллиона этих вездеходов, которые можно встретить во всех странах мира – от Австралии до Канады.
УАЗ. Если коммерческие успехи «Москвича» и «Волги» в Европе еще как-то можно было объяснить, то в стране Советов никто и думать не мог, что в Европе кто-то позарится на утилитарные советские вездеходы. Некий Луиджи Марторелли, заядлый «джипер» и участник многочисленных африканских рейдов, разглядел в ГАЗ-69, а затем и в УАЗ-469 коммерческий потенциал и стал продавать их в Италии. Ульяновские вездеходы стали красить в веселые цвета, монтировать на них жесткую крышу, устанавливать гидроусилитель руля, «кенгурины», пластиковые накладки и литые колесные диски. Специально подготовленные УАЗы выходили даже на старты престижных ралли-рейдов, правда, оснащенные уже дизелями Peugeot и FIAT. Во всяком случае, до финиша они доезжали. Всего с 1973 по 1999 год в мире было продано больше шести с половиной тысяч ульяновских вездеходов. В Японии заинтересовались даже легендарным УАЗ-3909 («буханка»).
«Урал». Мотоциклы «Урал» уже давно безраздельно властвуют на рынке мотоциклов с коляской в США. 95 % общего объема производства Ирбитского мотоциклетного завода сегодня уходит на экспорт. «Урал», недалеко ушедший от немецкого мотоцикла BMW R71 разработки 1938 года и при этом довольно качественно сделанный и дополненный иностранными комплектующими, воспринимается винтажной вещью. «Мотоцикл из музея», который можно купить и ездить, чем и пользуются знаменитости мирового масштаба.
БелАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ в силу разных причин не могли составить серьезную конкуренцию европейским, американским или японским одноклассникам. Единственное исключение из этого правила – БелАЗ. Многотонные карьерные самосвалы производят только несколько компаний в мире. В советские годы доля БелАЗа в общемировом производстве карьерных самосвалов доходила до 50 процентов. Белорусские великаны до сих пор используются в 50 странах мира.