X
08:48 12.01.2024

Советские авто на экспорт

Многие советские автомобили пользовались неплохим спросом за рубежом. В Финляндии в 1948 году открылось совместное торговое представительство, занимавшееся реализацией советских легковушек и грузовиков. Но истинно звездный час советского автоэкспорта начался в середине 1960-х, когда в Брюсселе заработал офис советско-бельгийского предприятия Scaldia Volga. Сфера влияния компании распространилась на всю Европу.

«Москвич». Сейчас сложно в это поверить, но за границу отправляли даже самую первую модель «Москвич-400». Это была легальная копия Opel Kadett K38. «Москвичи» в то время считались довольно прогрессивными автомобилями. Из общего тиража 407-й модели, составившего 359 980 единиц, треть ушла на экспорт. Когда же на рынок вышел значительно более современный «Москвич-408», который для первой половины 1960-х был автомобилем передового европейского уровня, спрос на советские машины стал высоким. В 1969 году за кордон отправилось 65 % всех выпущенных Москвичей-408 в количестве почти 66 тысяч машин. На рубеже 1970-х «Москвичи» продавались более чем в 70 странах мира.

«Волга». Несмотря на Гран-при на всемирной выставке в Брюсселе, спрос на «Волги» в Европе остался ограниченным. «Отличный автомобиль и очень недорогой», – так в августе 1966 года со страниц журнала The Motor расхваливал свое приобретение счастливый владелец универсала ГАЗ-21 «Волга» в Великобритании. Особенно преданные почитатели ГАЗ-21 были, например, в Греции с их ухабистыми дорогами и в скандинавских странах с их суровым климатом. Но вот ГАЗ-24 спрос на «Волгу» потерял.

news2.ru

«Нива». Этот автомобиль стал одним из главных экспонатов крупной международной выставки – Парижского моторшоу 1978 года. ВАЗ-2121 тогда просто открыл новую рыночную нишу. Большой успех этого маленького советского автомобиля отчасти стал причиной глобального бума на внедорожники. В Европе тогда выпускался только один автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом, хорошей проходимостью и достойным поведением на асфальте. Это был Range Rover. Однако у советского внедорожника, в отличие от британца, была независимая передняя подвеска, блокировка межосевого дифференциала и великолепная проходимость. Машины, которые соперничали с «Нивой» в ее стоимости, безоговорочно проигрывали ей по всем остальным статьям. Все тот же The Motor писал: «Не видим причин, которые помешают хорошим продажам «Нивы» в Великобритании. У автомобиля, конечно, есть мелкие недостатки, но преимущества и цена перевешивают все остальное!». Неудивительно, что именно «Нива» в итоге стала самым успешным советским автомобилем за пределами СССР. Всего за границу отправили около полумиллиона этих вездеходов, которые можно встретить во всех странах мира – от Австралии до Канады.

УАЗ. Если коммерческие успехи «Москвича» и «Волги» в Европе еще как-то можно было объяснить, то в стране Советов никто и думать не мог, что в Европе кто-то позарится на утилитарные советские вездеходы. Некий Луиджи Марторелли, заядлый «джипер» и участник многочисленных африканских рейдов, разглядел в ГАЗ-69, а затем и в УАЗ-469 коммерческий потенциал и стал продавать их в Италии. Ульяновские вездеходы стали красить в веселые цвета, монтировать на них жесткую крышу, устанавливать гидроусилитель руля, «кенгурины», пластиковые накладки и литые колесные диски. Специально подготовленные УАЗы выходили даже на старты престижных ралли-рейдов, правда, оснащенные уже дизелями Peugeot и FIAT. Во всяком случае, до финиша они доезжали. Всего с 1973 по 1999 год в мире было продано больше шести с половиной тысяч ульяновских вездеходов. В Японии заинтересовались даже легендарным УАЗ-3909 («буханка»).

«Урал». Мотоциклы «Урал» уже давно безраздельно властвуют на рынке мотоциклов с коляской в США. 95 % общего объема производства Ирбитского мотоциклетного завода сегодня уходит на экспорт. «Урал», недалеко ушедший от немецкого мотоцикла BMW R71 разработки 1938 года и при этом довольно качественно сделанный и дополненный иностранными комплектующими, воспринимается винтажной вещью. «Мотоцикл из музея», который можно купить и ездить, чем и пользуются знаменитости мирового масштаба.

БелАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ в силу разных причин не могли составить серьезную конкуренцию европейским, американским или японским одноклассникам. Единственное исключение из этого правила – БелАЗ. Многотонные карьерные самосвалы производят только несколько компаний в мире. В советские годы доля БелАЗа в общемировом производстве карьерных самосвалов доходила до 50 процентов. Белорусские великаны до сих пор используются в 50 странах мира.

Статьи из «Колесо»

Больше камер!

49
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Пристегнуть ремни

5
Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Гараж и коррозия

18
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

12
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

18
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...

Мифы автомобилистов

22
Существует множество мифов и легенд об автомобильной промышленности, о том, как работают...

Вожделенный личный транспорт

13
Как из всех автомобилей выбрать лучший? На что важно...

Когда менять масло?

5
Регулярная замена моторного масла остаётся одной из ключевых процедур технического...

Экономим на ОСАГО

3
ОСАГО – это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. По закону эта страховка должна быть у каждого водителя. Если по вине...

Если выпить литр…

18
Всем известно, что управлять автомобилем после употребления алкоголя запрещено. Конечно, данное явление не очень актуально в Дагестане, и езда в нетрезвом...