Советские итальянцы и компания
Бывалым автомобилистам вполне достаточно одного взгляда на старинное авто, чтобы перед глазами вмиг пролетела вся история взаимоотношений с такой же машиной в детстве, юности, молодости. И наверняка у каждого советского человека был либо свой, либо соседский «жигуль», «москвичёнок» или «волжанка», «зазик», «уазик»…
Музейные экспонаты иногда могут рассказать о себе больше, чем сами люди. Об обитателях Корпоративного музея АвтоВАЗа наверняка можно сказать то же самое. В этом году храму советского и российского автомобильного производства исполнилось 45 лет. В начале его работы экспозиция состояла из 3 автомобилей и трудовых наград коллектива, а сегодня насчитывает более 60 автомобилей и несколько тысяч других экспонатов.
Коллекция исторических автомобилей LADA открывается вишневым ВАЗ-2101 – это первая проданная машина. Прежде чем стать экспонатом заводского музея, автомобиль прослужил владельцу 19 лет, при этом хорошо сохранился. Рядом стоит один из первых экспонатов, темно-вишневый ВАЗ-2103, который был отреставрирован в прошлом году и находится в состоянии, близком к идеальному. Автомобиль выпущен в 1973 году и примечателен тем, что стал первым миллионником (на снимке).
Не секрет, что Волжский автозавод в Тольятти помогали строить итальянцы, да и первые ВАЗы являлись копиями Fiat. К примеру, прообразом советской «копейки» был Fiat 124, запущенный на конвейер в 1966 году, а уже в следующем году машина получила звание «Автомобиль года» – европейцы высоко оценили внешние и ходовые качества советского итальянца.
При этом фактом остается то, что точной фиатовской копии у советских инженеров не вышло. Итальянцы представили коллегам из СССР люксовую версию Fiat 124 «Speciale». Ее в итоге и приняли в разработку, но отечественный ВАЗ-2103 получился более интересным в сравнении с итальянским люксовым сородичем. Стали более острыми кузовные грани, преобладало количество хромированных деталей в экстерьере и интерьере, появились «деревянные» вставки на панели. Но вазовской модели не достался двухвальный 95-сильный мотор, которым мог похвастать Fiat 124 «Speciale». А иначе и без того шустрая «тройка» могла бы дать фору современным LADA.
Среди автомобилей классической компоновки в музее также есть модели 2102, 2106, 2107 и несколько уникальных автомобилей: ВАЗ-2105 с роторно-поршневым двигателем, ВАЗ-2101, на котором было совершено кругосветное путешествие.
Отдельной группой представлена LADA Niva – тут и отреставрированный внедорожник первого поколения, и автомобиль, более 10 лет отработавший в Антарктиде, и пятидверная LADA Niva, которая во время экспедиции в Гималаях взяла своим ходом высоту в 5726 метров.
Особенная часть экспозиции – концепты и прототипы, представленные дизайнерскими проектами, в частности двухместным кабриолетом LADA Roadster, футуристичным концептом в биостиле «Питер-Турбо» и электрокаром «Рапан». Есть образцы серийные внешне, но концептуальные технологически. Например, автомобили на топливных элементах ANTEL. Демонстрируется серия авто «Проекта С» – седаны, кроссовер, хэтчбек. Опыт работы над этой универсальной платформой был использован в проекте LADA Vesta, прототип этого бестселлера также представлен в музее. Именно в таком виде автомобиль дебютировал на Московском автосалоне, и всего через год началось его производство.
В 2021 году исполняется 50 лет с момента выхода LADA на международные автомобильные соревнования. Российская марка принимала участие в различных дисциплинах – кольцевых гонках, ралли. Специально подготовленные гоночные Niva, Samara, Vesta, Granta занимают достойное место в экспозиции музея. Демонстрируется здесь и родстер LADA Revolution, ставший основой для одноименного монокласса.
Примечательна коллекция юбилейных и памятных машин – первые серийные Granta и Largus, несколько автомобилей-миллионников, от LADA Samara до LADA Priora. Уникальная ВАЗ-21099, выпущенная в 1991 году к 25-летию АвтоВАЗа, является одним из самых популярных экспонатов: на кузов автомобиля нанесены фамилии всех сотрудников автозавода, которые работали в то время. На двух автомобилях стоят автографы Президента России Владимира Путина – на LADA Largus, производство которого стартовало с его участием, и на желтой LADA Kalina Sport, за рулем которой Владимир Путин в должности премьер-министра страны инспектировал новую трассу «Амур». Интересен и предсерийный седан LADA 110, который был показан Борису Ельцину – в 1994 году Президент РФ провел краткий тест-драйв новой LADA.
За все годы работы музей принял более миллиона посетителей со всего мира. Особенно часто зарубежные гости посещали экспозицию в 2018 году во время проведения чемпионата мира по футболу. Сейчас музей работает в условиях противопандемийных ограничений: посещение возможно по предварительному согласованию
с администрацией.