Спасители людей и машин
Служба ОРУД (отдел регулирования уличного движения) в предвоенные и военные годы ГАИ напрямую не подчинялась и была отдельной структурой. Объединили их много позже – только лишь в 1961 году.
С началом боевых действий Великой Отечественной центральный аппарат ГАИ эвакуировали из Москвы в Чкалов (Оренбург). Стало не до шоферских квалификаций и штрафов: с первых дней войны страна превратилась в единый военный лагерь. Автомашины массово мобилизовали в армию, как людей, собирая их по автохозяйствам. Занимались этим немногочисленные сотрудники Госавтоинспекции. Более того, сотрудники ГАИ получили право задерживать автотранспорт прямо посреди дорог, а самих водителей отправлять на спецкомиссии, где решался вопрос об их мобилизации в качестве шоферов.
После проверки технического состояния машин их собирали у вокзалов для отправки на фронт. В Ленинграде, например, к третьему дню войны для передовых частей Красной Армии мобилизовали 60% грузовых автомобилей и большую часть легковых. Рязанская область к концу лета направила в действующую армию 68% имеющегося автотранспорта. Всего по стране к октябрю 1941 года в армию передали около 190 тысяч машин – примерно 40% всесоюзного автомобильного парка в доверенное время. Это были наиболее надежные и подходящие для фронтовых нужд авто.
Нетрудно догадаться, что оставшийся в тылу автопарк состоял из местами весьма потрепанных экземпляров, требовавших постоянного ремонта и технического контроля. Этим занимались все те же инспекторы ГАИ – в среднем всего по 60 человек на область или край.
Примерно четверть штата гаишников призвали в армию. На фронте пригодились навыки сотрудников ОРУД – дорожники строили военные аэродромы, дороги, мосты и прочие сооружения. Ну а большинство просто пошло в боевые части. Их места в подразделениях ГАИ часто занимали женщины – выпускницы автодорожных институтов: Московского, Омского, Саратовского и других.
А что же сам ОРУД? Во время войны в затемненных ради маскировки городах сотрудники отдела подчас оказывались единственными представителями милиции на улицах. И часто им приходилось пресекать преступления, участвовать в борьбе с мародерством, тушить пожары и спасать людей из-под обломков во время бомбежек…
И награды находили героев! За подвиг одним из первых был награжден орденом Красной Звезды старший госавтоинспектор Москвы Н. Родякин. Случилось это в одну из первых бомбежек. Зажигательная бомба упала на крышу гаража, где находилось более 30 машин. Пока подоспевшие пожарные боролись с разраставшимся огнем, Родякин вновь и вновь бросался в пылавший гараж и выводил одну автомашину за другой. Каждый раз смельчак мог погибнуть. Но он, пренебрегая опасностью, сумел-таки вывести из гаража все до одной машины. А буквально через несколько часов при очередном налете вражеской авиации спас из-под обломков рухнувшего здания милиции своего сослуживца. Так что Родякина можно по праву считать спасителем и людей, и машин в равной степени.
Горячие дни, пылающие ночи. У работников ГАИ и ОРУД в Москве, Ленинграде, Сталинграде и других городах, подвергшихся яростным бомбардировкам и артобстрелам врага, их было не меньше, чем у солдат и офицеров регулярной армии. В ОРУД было особенно много женщин и девушек. В московском, например, больше тысячи! Они быстро овладели профессией регулировщика, боевым оружием и мужественно выполняли свои обязанности.