Купить PDF-версию
X
10:26 02.06.2022

Спросим у народа, как беречь природу

Шайдабег Мирзоев, завсектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ
Выпуск - 2022 №№ 147-148
35

Чувство любви к природе присуще людям с давних времён. Оно постепенно формировалось, закреплялось веками, исходило из моральных устоев человеческого общежития. За многовековое общение человека с родной природой раскрыто немало её секретов и тайн, люди научились различным формам и методам почитания природы, сбережения и надлежащей оценки ее материальных ценностей.

Испытанная форма заботы о природе – своевременное пополнение ее истраченных запасов. Люди считали плодотворным, например, пахать одно и то же поле не ежегодно, а через год, чтобы дать земле отдых и время для восстановления. Чтобы земля сохраняла свое плодородие, ее удобряли навозом, перегнившими листьями, золой, илом, вспахивали многократно. Заготавливая дрова на зиму, в лесу рубили только высохшие или сваленные вет­ром деревья. Прутья для плетения корзинок и оград срезали только в густых зарослях. Не рубили лес возле родников и естественных водоемов. Чтобы родники не высохли, над ними сажали деревья. Берегли естественные памятники. Хозяйски относились к пастбищам.

Особенно бережливы были люди к растительному миру. Большую заботу о лесах, садах и нивах проявляли в пору уборки урожая. Использование садов, хлебных нив строго регламентировалось. Выпас скота в садах категорически запрещался. Горские труженики с давних пор строго соблюдали дни начала уборки зерновых, сбора фруктов, открытия пастбищ и т. д. К слову сказать, с этим напрямую связаны народные земледельческие и животноводческие праздники. До полного созревания фруктов никто не мог ни залезть в сад, ни сорвать фрукты. Игнорирование такого порядка приравнивалось к воровству, желанию вредить природе.

Опыт народа даёт нам поистине гуманные, безболезненные для деревьев способы уборки урожая, сбора листьев на корм скоту. Например, грецкие орехи с большого дерева следует сбивать длинным шестом. Это не только облегчает сбор орехов, но и освобождает дерево от излишних ветвей. Чтобы собрать тутовник, нужно дерево встряхнуть. Однако таким способом нельзя вести сбор яблок, черешни, слив, груш: это может повредить и сами фрукты, и деревья. А что касается омелы, то её целебные свойства для лечения отдельных болезней и для повышения упитанности животных в зимнее время народу были известны давно, поэтому собирали её весьма аккуратно: срезали специальным ножом, закрепленным на кончике длинного шеста.

Опыт старших поколений дагестанцев располагает многочисленными формами, методами и приемами проявления истинной заботы об окружающей среде,
о растительном и животном мире

Чтобы сохранить красоту родной природы, изящество деревьев, посаженных и выращенных руками заботливого труженика, дагестанцы прибегали к различным приёмам. Например, по воспоминаниям старожилов моего родного села Шихикент Сулейман-Стальского район, дедушка Гаджи, чьими заботливыми руками был выращен огромный фруктовый сад, носящий и поныне название «Гьажид багъ» (сад Гаджи), оберегал свой сад щедростью души. Каждый воскресный день возле сада у дороги, ведущей на базар, он в достатке высыпал яблоки, груши, сливы и другие фрукты. «Угощайтесь люди, – говорил он, – это достижимо при трудолюбии, при хозяйском отношении к земле и всему тому, что создала природа». Такой подход старика-труженика по-своему тонко и внушительно действовал на людское сознание, оберегал их от желания лишний раз зайти в сад, топтать траву, наспех рвать фрукты. Метод мудрого дедушки Гаджи был живым двигателем высоких нравственных чувств. Его имя по сей день вспоминают в селе с большой благодарностью за благородное отношение к природе и людям.

Связь нового человека с родной природой в народе «проектировали» буквально с первых же дней рождения младенца. Именно с такой благородной целью народы Дагестана новорожденных нарекали именами прелестных горных цветов: фиалка (Беневша), роза (Кизильгюл, Хункултути); лучезарных небесных тел: звезда (Зухра, Юлдуз), луна (Варз); смирных животных и птиц: лань (Марал, Жейран), соловей (Билбил), ласточка (Читу); драгоценных металлов и камней: коралл (Мирвари, Жавгарат, Мержан), алмаз (Алмас), изумруд (Зумруд), золото (Меседу, Кизил), бирюза (Фиразат, Периза) и другие. Такие имена, пожизненно став нераздельными спутниками людей, с малых лет укрепляли в сознании человека истинные чувства настоящей любви к растительному и животному миру.

Значимость природы в физическом и моральном становлении человека внушали детям и путем ласкового подчеркивания их положительных качеств сравнительными оборотами типа: «у тебя голос, как у соловья», «у него зубы, как жемчуг (перламутр)», «губы, как земляника (вишня)», «глаза зоркие, как у орла», «косы черные, как агат», «язык сладкий, как медовые соты», «стан стройный, как у лани» и т. д. Насыщая детские сказки, песни, стишки и другие произведения устного народного творчества аналогичными оборотами, мудрые народные воспитатели прививали людям любовь к окружающей природе.

Довольно часто в целях сближения детей с природой в народе использовали различные запреты и предупреждения: «Не трогай лягушку», «Не разрушай муравейник, иначе дождь пойдет». Это было не столько верой в приметы, сколько желанием старших, чтобы младшие бережно и благородно относились к полезным насекомым и животным.

Детям с ранних лет твердили, что нужно быть добрыми, любить людей, домашних и смирных диких животных, природу. Этому способствовал уход детей за молодняком: ягнятами, козлятами, телятами, цыплятами, утятами, гусятами, индюшатами; за домашним скотом, дворовым псом, приготовление корма, кормление, поение, чистка; уход за молодыми саженцами: подвязка, рыхление поч­вы вокруг стебля, полив; очистка родников, ручейков и т. д.

Примером для детей всегда было отношение взрослых к природе. Когда на сенокосе косарь прерывал косьбу, поднимал с земли случайно опрокинутое косой птичье гнездо, клал в него выпавших птенцов или яйца и прикреплял гнездо на ближайший кустик, это становилось наглядным уроком заботы о природе.

Опыт старших поколений дагестанцев располагает многочисленными формами, методами и приемами не только выражения, но и проявления истинной заботы об окружающей среде, о растительном и животном мире.

Долг наших педагогов, воспитателей, родителей и всей общественности заключается в том, чтобы в современных условиях экологического воспитания подрастающего поколения исходить из веками испытанного прогрессивного народного опыта формирования любви и навыков охраны родной природы. Именно так можно развивать у подрастающего поколения высокое чувство прекрасного, формировать бережное отношение к общественному достоянию, учить правильно понимать и ценить красоту и богатство родной природы.

Статьи из «Общество»

Три ягоды сакуры

4
Приезд в Дагестан иностранного туриста в то время был явлением неординарным. А тут сразу...

Экономим на ОСАГО

2
ОСАГО – это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. По закону эта страховка должна быть у каждого водителя. Если по вине...

Чтобы возить фураж, нужна фуражка

4
Головные уборы становятся символами событий и эпох, а...

Дагестанцы и Антарктида

9
Несколько лет назад мне в руки попала книга «Жизнь на льдине» – дневник дважды Героя...

Хватательная хиромантия

6
Вот в Дагестане прокладываются современные автотрассы, возводятся мосты, объекты соцкультбыта и образования. Я, человек советского образа мышления, даже как-то с...

Мир без прикрас

5
Кажется, весь мир охвачен угрозой террора. Он беззащитен, он не защищен от смертоносных ударов, которые могут нанести даже рукопожатные союзники. Так кто правит...

Оружие Победы

12
В 1889 году генерал-майор, конструктор Сергей Иванович Мосин предложил для испытания...

Крестьянин и ханская дочь

21
У одного хана была необыкновенно ленивая дочь. Целыми днями она валялась на диване, не хотела...

Если выпить литр…

12
Всем известно, что управлять автомобилем после употребления алкоголя запрещено. Конечно, данное явление не очень актуально в Дагестане, и езда в нетрезвом...