Купить PDF-версию
X
10:26 02.06.2022

Спросим у народа, как беречь природу

Шайдабег Мирзоев, завсектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ
Выпуск - 2022 №№ 147-148
29

Чувство любви к природе присуще людям с давних времён. Оно постепенно формировалось, закреплялось веками, исходило из моральных устоев человеческого общежития. За многовековое общение человека с родной природой раскрыто немало её секретов и тайн, люди научились различным формам и методам почитания природы, сбережения и надлежащей оценки ее материальных ценностей.

Испытанная форма заботы о природе – своевременное пополнение ее истраченных запасов. Люди считали плодотворным, например, пахать одно и то же поле не ежегодно, а через год, чтобы дать земле отдых и время для восстановления. Чтобы земля сохраняла свое плодородие, ее удобряли навозом, перегнившими листьями, золой, илом, вспахивали многократно. Заготавливая дрова на зиму, в лесу рубили только высохшие или сваленные вет­ром деревья. Прутья для плетения корзинок и оград срезали только в густых зарослях. Не рубили лес возле родников и естественных водоемов. Чтобы родники не высохли, над ними сажали деревья. Берегли естественные памятники. Хозяйски относились к пастбищам.

Особенно бережливы были люди к растительному миру. Большую заботу о лесах, садах и нивах проявляли в пору уборки урожая. Использование садов, хлебных нив строго регламентировалось. Выпас скота в садах категорически запрещался. Горские труженики с давних пор строго соблюдали дни начала уборки зерновых, сбора фруктов, открытия пастбищ и т. д. К слову сказать, с этим напрямую связаны народные земледельческие и животноводческие праздники. До полного созревания фруктов никто не мог ни залезть в сад, ни сорвать фрукты. Игнорирование такого порядка приравнивалось к воровству, желанию вредить природе.

Опыт народа даёт нам поистине гуманные, безболезненные для деревьев способы уборки урожая, сбора листьев на корм скоту. Например, грецкие орехи с большого дерева следует сбивать длинным шестом. Это не только облегчает сбор орехов, но и освобождает дерево от излишних ветвей. Чтобы собрать тутовник, нужно дерево встряхнуть. Однако таким способом нельзя вести сбор яблок, черешни, слив, груш: это может повредить и сами фрукты, и деревья. А что касается омелы, то её целебные свойства для лечения отдельных болезней и для повышения упитанности животных в зимнее время народу были известны давно, поэтому собирали её весьма аккуратно: срезали специальным ножом, закрепленным на кончике длинного шеста.

Опыт старших поколений дагестанцев располагает многочисленными формами, методами и приемами проявления истинной заботы об окружающей среде,
о растительном и животном мире

Чтобы сохранить красоту родной природы, изящество деревьев, посаженных и выращенных руками заботливого труженика, дагестанцы прибегали к различным приёмам. Например, по воспоминаниям старожилов моего родного села Шихикент Сулейман-Стальского район, дедушка Гаджи, чьими заботливыми руками был выращен огромный фруктовый сад, носящий и поныне название «Гьажид багъ» (сад Гаджи), оберегал свой сад щедростью души. Каждый воскресный день возле сада у дороги, ведущей на базар, он в достатке высыпал яблоки, груши, сливы и другие фрукты. «Угощайтесь люди, – говорил он, – это достижимо при трудолюбии, при хозяйском отношении к земле и всему тому, что создала природа». Такой подход старика-труженика по-своему тонко и внушительно действовал на людское сознание, оберегал их от желания лишний раз зайти в сад, топтать траву, наспех рвать фрукты. Метод мудрого дедушки Гаджи был живым двигателем высоких нравственных чувств. Его имя по сей день вспоминают в селе с большой благодарностью за благородное отношение к природе и людям.

Связь нового человека с родной природой в народе «проектировали» буквально с первых же дней рождения младенца. Именно с такой благородной целью народы Дагестана новорожденных нарекали именами прелестных горных цветов: фиалка (Беневша), роза (Кизильгюл, Хункултути); лучезарных небесных тел: звезда (Зухра, Юлдуз), луна (Варз); смирных животных и птиц: лань (Марал, Жейран), соловей (Билбил), ласточка (Читу); драгоценных металлов и камней: коралл (Мирвари, Жавгарат, Мержан), алмаз (Алмас), изумруд (Зумруд), золото (Меседу, Кизил), бирюза (Фиразат, Периза) и другие. Такие имена, пожизненно став нераздельными спутниками людей, с малых лет укрепляли в сознании человека истинные чувства настоящей любви к растительному и животному миру.

Значимость природы в физическом и моральном становлении человека внушали детям и путем ласкового подчеркивания их положительных качеств сравнительными оборотами типа: «у тебя голос, как у соловья», «у него зубы, как жемчуг (перламутр)», «губы, как земляника (вишня)», «глаза зоркие, как у орла», «косы черные, как агат», «язык сладкий, как медовые соты», «стан стройный, как у лани» и т. д. Насыщая детские сказки, песни, стишки и другие произведения устного народного творчества аналогичными оборотами, мудрые народные воспитатели прививали людям любовь к окружающей природе.

Довольно часто в целях сближения детей с природой в народе использовали различные запреты и предупреждения: «Не трогай лягушку», «Не разрушай муравейник, иначе дождь пойдет». Это было не столько верой в приметы, сколько желанием старших, чтобы младшие бережно и благородно относились к полезным насекомым и животным.

Детям с ранних лет твердили, что нужно быть добрыми, любить людей, домашних и смирных диких животных, природу. Этому способствовал уход детей за молодняком: ягнятами, козлятами, телятами, цыплятами, утятами, гусятами, индюшатами; за домашним скотом, дворовым псом, приготовление корма, кормление, поение, чистка; уход за молодыми саженцами: подвязка, рыхление поч­вы вокруг стебля, полив; очистка родников, ручейков и т. д.

Примером для детей всегда было отношение взрослых к природе. Когда на сенокосе косарь прерывал косьбу, поднимал с земли случайно опрокинутое косой птичье гнездо, клал в него выпавших птенцов или яйца и прикреплял гнездо на ближайший кустик, это становилось наглядным уроком заботы о природе.

Опыт старших поколений дагестанцев располагает многочисленными формами, методами и приемами не только выражения, но и проявления истинной заботы об окружающей среде, о растительном и животном мире.

Долг наших педагогов, воспитателей, родителей и всей общественности заключается в том, чтобы в современных условиях экологического воспитания подрастающего поколения исходить из веками испытанного прогрессивного народного опыта формирования любви и навыков охраны родной природы. Именно так можно развивать у подрастающего поколения высокое чувство прекрасного, формировать бережное отношение к общественному достоянию, учить правильно понимать и ценить красоту и богатство родной природы.

Статьи из «Общество»

Пилоты беспилотников

0
Современные боевые действия требуют универсализации навыков в сочетании с высоким...

Бес шайтану брат

0
Эти строки напросились на бумагу после просмотра очередного выпуска авторской программы Никиты Михалкова «Бесогон», который знаменитый режиссер назвал «Пока не...

Не просто город

0
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Эксперты выработают новые предложения

2
Ни один здравомыслящий человек не станет...

Задачи остаются неизменными

57
Вначале было слово… Так гласит священное писание. И не зря. Сказанное слово всегда имело...

Закалённый в войнах

10
Среди сверстников он с малых лет отличался стремлением к знаниям. Его, пытливого малыша из...

Командир взвода

7
Это было тяжелое для нашей страны время – советский народ бился с гитлеровской Германией....

Счастье, рождённое в горах

10
«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…» Эти слова из популярной в пору моей молодости...

Сердце Евразии

203
Десятилетия мы представляли мир динамичным, а сегодня убеждаемся – он синергетичен:...

Штрафы возрастут

6
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который может значительно...

В России ищут пути снижения ДТП

14
План по повышению безопасности движения обсудили на панельных дискуссиях в рамках выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге,...