Стабильность – в полиэтничности
Одной из уникальных особенностей Дагестана является феномен полиэтничности. Наука, в том числе история, призвана отслеживать причинно-следственную связь между событиями и явлениями, выявлять закономерность и на этой основе интерпретировать настоящее и заглядывать в будущее.
Даже беглый экскурс в историю Дагестана позволяет судить, что наиболее заметные социально-экономические и культурные сдвиги у нас происходили именно на полиэтничном стыке. Так, не случайно Дербент сформировался на этнокультурном рубеже и торгово-экономическом пересечении. Город исторически является логистическим центром на единственном континентальном пути из Передней Азии в Европу и обратно. Неоднократные миграции из стран Арабского халифата в средние века разбавили полиэтничность Дербента и обратили его в культурный центр по распространению ислама в южном Дагестане.
В северном Дагестане тоже возникали торгово-экономические и культурные центры именно на полиэтнической границе и пересечении с ней. Так, в средние века на территории современного Алмака существовала одноименная крепость, разрушенная завоевателем Тимуром в конце XIV века. До нынешнего времени на территории Алмака можно обнаружить персидские дирхемы, сохранились названия еврейской синагоги, что свидетельствует о полиэтничности населения и торговли как основного вида деятельности.
После разрушения Алмака торгово-экономическим и культурным центром северного Дагестана стал Эндери, что в 2 км от современного Хасавюрта. Сюда приезжали купцы из северного Причерноморья по торговым делам и здесь в средние века существовали еврейские поселения как атрибут торгово-предпринимательской активности. Специфика этих торговых и культурных центров заключалась в том, что они складывались на полиэтничном стыке: горско-аварском, засулакской Кумыкии, Чечни и Ауха. Однако Эндери был разрушен в 1817 году в ходе Кавказской войны и в последующем торгово-экономическим и культурным центром северного Дагестана становится Хасавюрт, который сейчас является полиэтничным центром наравне с Дербентом.
В приведённых случаях примечательна характерная особенность: в южном и северном Дагестане города как локомотивы социально-экономического и культурного развития формировались на этнокультурном рубеже. Тем самым Дагестан исторически формировался как полиэтничный и мультикультурный регион с самобытными традициями межнациональной коммуникации.
Как свидетельствует история, социальный прогресс наиболее интенсивно происходит в регионах с этнокультурным и конфессиональным многообразием, что предусматривает развитие через противоречия и конкурентную борьбу как необходимых условий всякого развития.
Торговля в городах была основана на рыночных механизмах, с альтернативой и свободой выбора. Города в Дагестане традиционно были локомотивами культурного развития области, складывались на полиэтническом стыке. И тем самым идентичность дагестанцев традиционно складывалась с учетом полиэтничности и культуры межнациональной коммуникации.
Важным фактором формирования общедагестанской идентичности исторически становились экстримы, обусловленные борьбой с внешней агрессией. Особую роль в консолидации дагестанцев сыграла победа над персидским завоевателем Надир-шахом в 1742 году. Это была первая успешная практика, когда дагестанцы громко и на весь мир заявили о себе. В этой связи в Иране возникла поговорка: «Если шах глуп, пусть идет войной на Дагестан». Тогда в международном лексиконе появилось понятие «Дагестан», которое подразумевает единое сообщество народов.
В XVIII–XIX веках новым консолидирующим фактором дагестанцев становится исламская идеология. Она вывела этническое самосознание горцев до уровня дагестанской идентичности.
Формирование российской идентичности у народов Дагестана берет начало в 30-х годах XX века, что было обусловлено культурными преобразованиями в республике. Русская интеллигенция в лице учителей и врачей оказала неоценимую помощь в культурном становлении Дагестана. Эта тенденция еще более укрепилась в годы Великой Отечественной войны, когда народы нашей республики сплотились против фашизма. Тем самым в сознании дагестанцев в период социализма прочно утвердилась российская идентичность. Очевидное тому свидетельство, что в 1991 году на референдуме о самоопределении более 90 % наших земляков проголосовали за то, чтобы остаться в составе РФ.
Закономерным следствием исторических событий являются современные. Когда в 1999 году международные бандформирования вторглись на территорию Дагестана с расчетом на внутреннюю дестабилизацию по конфессиональному и этническому принципу, дагестанцы проявили беспрецедентную солидарность с Россией. Это был классический образец проявления гражданской солидарности, основанной на идентичности: национальной, дагестанской и российской, благодаря чему была сохранена целостность России.
Практика последних десятилетий показывает, что регионы, где проживают две народности, отличаются социально-политической нестабильностью на основе межнациональных противоречий. По официальной статистике, на постсоветском пространстве в конфликтах на почве межнациональной нетерпимости погибло более одного миллиона человек. Дагестану удалось избежать этой крайности, причиной этому стала дагестанская идентичность с многовековой культурой и традициями межэтнической коммуникации. С учетом этого фактора Дагестан называют «этнической лабораторией».
Если возникают трения между двумя этносами, другие гласно или негласно выступают арбитрами, нивелируют, балансируют отношения. В истории дагестанских народов тому много примеров.
Тем самым следует признать, что современная политическая стабильность в республике является в том числе результатом национальной, дагестанской и российской идентичности дагестанцев, которая исторически сложилась на основе полиэтничности.