Чтобы понять, как бороться, надо понять, что произошло. А случилось обыденное взаимодействие в группе. И мы все знаем, что это привычное явление в любом социуме. Бычки бодаются в стаде. Львы грызутся в прайде. Подростки дерутся во дворе. Речь о заложенном самой природой стремлении к доминированию. Когда ты либо успешен и потому лидер, либо не успешен и отброшен в аутсайдеры.
Другой вопрос: как заложенные природой инстинкты уместить в каноны современной цивилизации? Путь только один – социализация человека. То есть его интеграция в социальную среду через успешное овладение ее правилами, ценностями, навыками, позволяющими успешно функционировать в обществе. Как видим, и заложенные природой инстинкты, и вторичная по своей роли социализация – это про успех.
Именно стремление к успеху и влечет нас всех вперёд: к новым творческим, научным, спортивным и финансовым вершинам. И ощутить степень этой своей успешности можно лишь в обществе. Сравнивая, сопоставляя, как следствие – завидуя и стремясь превзойти. Подравшиеся в школе подростки именно этого и добивались: самоутвердиться тем способом, который для них был понятен и попросту доступен.
И мы сегодня можем сказать тысячу слов о том, что мораль, законы или религия подобное поведение не приветствуют. Однако это все не будет иметь почти никакого эффекта, пока мы не покажем иной путь к самоутверждению. Правда, что мы сами – те самые взрослые, стремящиеся свысока поучать – можем им предложить? Глядя, как женщина кусает подростка при раздаче бесплатной еды в Избербаше, даже не знаю.
Насилие всегда было и, увы, будет тем конечным инструментом, к которому мы все вынуждены прибегать при нехватке другого инструментария. Так, понимая собственное родительское бессилие, мы шлепаем детей. Не будучи способными которых защитить, отправляем в спортивные секции. Порой прямо требуя от ребенка: завтра пойдешь в школу и ударишь ребенка, который сегодня в тебя плюнул.
Мы все в социуме и стремимся занять в нем лучшее место, пытаясь вытолкать повыше и потомство. И оно на нас смотрит. Не суть важно, что в тебя кто-то условно плюнул. От этого ещё никто не умер. Важно, что об этом все узнают и это понизит твой социальный статус. Особенно в Дагестане, где сегодня бои без правил возведены в культ, который порой смотрится выше религии.
Да, мы можем вновь и вновь говорить про закон, мораль и права человека. О том, что нужно их соблюдать, но! Закон и мораль – это не про социальное доминирование. И никто по факту не скажет своему сыну: пожалуйся учительнице, если в тебя плюнули. Потому что это ещё больше уронит его социальный статус. Неслучайно, что о морали мы обычно вспоминаем уже после мордобоя, когда нужно подвести итоги и жить как-то дальше.
Как же выйти из порочного круга? И кто решится первым сказать, что социальное доминирование сегодня это не про насилие? И какие они вообще – иное доминирование и иной успех? Ведь если даже популярные в республике блогеры, в свое время сами ставшие жертвами этой нам привычной модели, сегодня вдруг начинают высмеивать тех, кто предпочитает выяснять отношения не на кулаках, то ждать каких-то изменений вряд-ли стоит.
Вопрос этот на самом деле очень сложный и нигде в мире пока не решён. Даже в претендующих на статус самых цивилизованных стран мира западных державах мы видим ужасающие насилие в подростковой среде и травлю, порой приводящие к суицидам. И это явление растет по мере развития социальных сетей. Где твой социальный статус ещё более для всех очевиден и где повысить его за счёт закона и морали пока никому не удавалось.
Копаясь, понимаешь, что проблема в двойной морали. Ведь принято считать правильным, что «мужчина должен уметь постоять за себя». Однако никто не скажет, где это умение должно заканчиваться. И вопрос вовсе не в том, что подростки в школе били одного толпой. С таким же успехом можно предложить пианисту один на один выйти с профессиональным боксером. Проблема уже в том, что насилие для нас становится нормой.
Возвращаясь к вопросу о социализации, думаю, надо уже признать и принять, что всякое насилие в человеческом социуме не норма, а девиантное поведение. Ну не может нормальный человек испытывать удовольствие, топча ногами другого. Если испытывает – надо лечить. И его самого, и всех тех, для кого готовность к насилию – это уже социальный статус. Однако у нас в школах даже обязательных психологов толком нет, хотя есть штатные единицы.
К сожалению, с этой крайне важной работой у нас – как с военным учётом. Который всем абсолютно был «до фени», пока не грянула СВО. И вот теперь принят целый ряд законодательных мер. И проходя по Гамидова мимо районного военкомата можно видеть ударными темпами идущий ремонт. С психологией ситуация та же. И вроде как что-то делается, но не «грянуло» же пока. Однако абсолютно здоровых «на голову» у нас сегодня не больше, чем просто здоровых.
Да и кто из нас в последний раз вообще был у психолога? Просто поделиться переживаниями, проговорить неудачи, попытаться найти свой путь к решению внутренних проблем и через это дорогу к успеху? Дагестанское общество сегодня – сплошные фрустрации. Сам воздух в Махачкале словно пропитан нереализованными амбициями, которые лишь усиливают стремление компенсировать свою социальную несостоятельность через театральную маскулинность, провоцирующую насилие. И это считается не проблемой.
Что можно сделать? Наверное, изменить подход к медицине, сделав регулярные посещения психолога обязательными, как и диспансеризацию. Массовость и обязательность неизбежно приведут к расширению круга психологов, а количество однажды начнет перерастать в качество. И тогда, может быть, хотя бы наши правнуки не будут пытаться самоутвердиться кулаками, а в ответ на чей-то вызов начнут с удвоенным рвением реализовывать себя в чем-то полезном, умном и добром. Потому что разобрались в себе. В том числе при помощи грамотного психолога.