«Страна, я радуюсь с тобою…»
Летом 1920 г. обитатели дома №10 на Стремянной улице в Петербурге из окон дворового флигеля наблюдали необычную картину: во двор медленно въехала арба, на ней сидели с десяток ребятишек, женщина, закутанная в шелковый черный платок, строгий кавказец в черкеске и каракулевой папахе. Затем въехал фаэтон, запряженный породистым жеребцом.
Так в Петербурге появилась большая семья Шомоила Ханукаева из Дербента, сына Овшолума Ханукаева, одного из потомков Мусахана. Представители рода Ханукаевых были крупными землевладельцами, предпринимателями. У Шомоила было шесть сыновей и две дочери. Позднее в Петербург приехали еще пять сыновей Нисона Ханукаева, брата Шомоила. С полной уверенностью можно сказать, что это были одни из первых татов, поселившихся в Северной столице, только называли их тогда иначе — дагестанцами.
Правда, история донесла до нас еще один факт – в рядах красногвардейцев, которые брали Зимний дворец в 1917 г., был единственный из дагестанцев — тат Ехиил Мататов, впоследствии видный деятель Дагестана (нарком юстиции, секретарь президиума ЦИК республики), с именем которого связано очень многое в жизни малочисленной народности. Он инициатор первой татской республиканской газеты, татских школ, издания учебников и книг на татском языке. По инициативе Мататова еще в 20-х годах татский язык был признан одним из государственных языков Дагестана. Сегодня в Дербенте стоит памятник Мататову. В нашем городе живет внук Ехиила Мататова и Сусанны Ханукаевой — Лазарь Абрамов (на снимке слева).
Кроме Ханукаевых в Петербурге проживают Абрамовы, Абаевы, Авшалумовы, Бинаевы, Дадашевы, Дановы, Изиловы, Мануваховы, Осиповы, Ташаевы, Хануховы, Шалумовы, Эмануиловы — всего более 20 фамилий. Они не выделяют себя в отдельное землячество, входят в состав Дагестанской национально-культурной автономии города.
Среди татов есть поэты и сказочники, ученые и композиторы, они трепетно относятся к родине и не скрывают своей любви к ней. Хан Манувахов, физик-ядерщик, пишет стихи, его поэзию хорошо знают питерские таты.
… Страна высоких гор и гордых чабанов,
Когда ты весела, я радуюсь с тобою.
Я счастлив тем, что мне тебя любить дано,
А без любви к тебе ну много ли я стою…
Это стихотворение Хана Манувахова «Родина», как и другие, любит цитировать Шамиль Ташаев — врач, ученый секретарь и старший научный сотрудник НИИ Центра Санкт-Петербургского медицинского института им. академика Павлова, он организатор и директор Института психотерапии и трансперсональной психологии. Шамиль Семенович создал свою школу психокоррекции, но мало кто знает, что он к тому же автор замечательных сказок для взрослых.
Другой питерский тат – изобретатель Юно Изилов – кандидат технических наук, специалист в области автоматизации технологических процессов производств, создатель копировальных систем для металлорежущих станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и дифференциального измерения сложных деталей. За ряд изобретений награжден знаком «Изобретатель СССР».
Таты не только поэты, ученые и инженеры, они народ предприимчивый, деловой, ярко проявляют себя во многих сферах бизнеса, в том числе в области общественного питания. Наверное, это не случайно, потому что такая национальная черта, как гостеприимство, присущая им, в этой сфере особенно необходима. Кажется, сложно изобрести что-то новое в ресторанном бизнесе, тем более если ресторан далеко от центральных магистралей. Однако Лазарь Эмануилов сумел буквально за несколько лет превратить заброшенное место в Выборгском районе в Мекку традиционных кухонь Востока (четыре кухни в ресторане). Знаменитые артисты из многих стран мира считают за честь петь на маленькой эстраде под водопадом на открытой площадке ресторана. Здесь пели В. Кикабидзе, Л. Успенская, П. Батлер и др. Посетители могут увидеть здесь курдючных баранов, живых осетров и форель, кур и уток, которые из загонов или аквариумов попадают на стол.
А сумели ли питерские таты сохранить свои национальные традиции? Были у меня на этот счет сомнения, но они оказались напрасны. Таты сохранили свою национальную кухню, в их семьях царит патриархат, они сохраняют религиозные традиции, в строгости воспитывают своих сыновей, прививая им уважение и почитание старших, беспрекословное подчинение родителям.
Об одном из Ханукаевых — Александре Нисановиче – ходят легенды. Во время блокады Ленинграда капитан Ханукаев возглавил батальон взрывников-саперов, который обезвреживал неразорвавшиеся фашистские снаряды и бомбы. В то время никто не знал секрета обезвреживания этих стальных чудовищ. Александр Ханукаев, подвергая себя смертельной опасности, сумел разгадать секрет второго часового механизма и нашел способ его обезвреживания. Ему Ленинград обязан сохранением десятков прекрасных архитектурных сооружений и многих человеческих жизней. Однажды во двор дома №30 по Коломенской улице упала бомба. Александр прибыл на место происшествия и в очередной раз, рискуя жизнью, вывернул часовой механизм, но не обнаружил там детонатор. На этот раз ему удалось открыть еще один секрет фашистов – оказалось, детонатор находился в донной части бомбы.
Данные о бомбе и технологии были переданы через Министерство обороны не только отечественным специалистам, но и союзникам за границу. Фашисты за голову Ханукаева назначили награду. После войны Александр, опытнейший взрыватель, разработал теорию направленного взрыва, на основе которой создаются современные взрывные устройства. Доктор технических наук, профессор Александр Нисанович внесен в списки выдающихся ученых Санкт-Петербургского горного института.
Другой Ханукаев — Семен Нисанович, известный в Петербурге коллекционер, этнограф, всю жизнь собирал предметы прикладного искусства Востока, ездил в археологические экспедиции, реставрировал предметы древнего искусства. Его бесценные находки хранятся в Эрмитаже, Российском этнографическом музее и других музеях страны. Семен Нисанович мечтал передать свою коллекцию в дар родному Дербенту, но город так и не смог найти под уникальную коллекцию помещения. Сегодня двое детей Ханукаева продолжают дело отца. В коллекции Михаила Семеновича Ханукаева (на снимке справа) есть уникальные экспонаты, например, женский и детский татские костюмы, восточные серебряные украшения, керамика.
Сергей Зарахьевич Ханукаев еще не аксакал, но пользуется большим уважением среди земляков. Всю жизнь он занимался строительством и реконструкцией промышленных объектов в Ленинградской области, в бурные годы перестройки жители микрорайона г. Павловска, где он живет, избрали его депутатом горсовета. В настоящее время он работает заместителем генерального директора Северо-Западной транспортной компании. Сергей Зарахьевич гордится своим родом, татами – маленьким народом, который в наше бурное время сумел сохранить достоинство, он уверен, что только семейные и национальные традиции могут сохранить в человеке человека.
(Статья из журнала «Петербург национальный». Публикуется в сокращении).