X

«Страна, я радуюсь с тобою…»

Ирина Селиванова
252

Летом 1920 г. обитатели дома №10 на Стремянной улице в Петербурге из окон дворового флигеля наблюдали необычную картину: во двор медленно въехала арба, на ней сидели с десяток ребятишек, женщина, закутанная в шелковый черный платок, строгий кавказец в черкеске и каракулевой папахе. Затем въехал фаэтон, запряженный породистым жеребцом.

Так в Петербурге появилась большая семья Шомоила Ханукаева из Дербента, сына Овшолума Ханукаева, одного из потомков Мусахана. Представители рода Ханукаевых были крупными землевладельцами, предпринимателями. У Шомоила было шесть сыновей и две дочери. Позднее в Петербург приехали еще пять сыновей Нисона Ханукаева, брата Шомоила. С полной уверенностью можно сказать, что это были одни из первых татов, поселившихся в Северной столице, только называли их тогда иначе — дагестанцами.

Правда, история донесла до нас еще один факт – в рядах красногвардейцев, которые брали Зимний дворец в 1917 г., был единственный из дагестанцев — тат Ехиил Мататов, впоследствии видный деятель Дагестана (нарком юстиции, секретарь президиума ЦИК республики), с именем которого связано очень многое в жизни малочисленной народности. Он инициатор первой татской республиканской газеты, татских школ, издания учебников и книг на татском языке. По инициативе Мататова еще в 20-х годах татский язык был признан одним из государственных языков Дагестана. Сегодня в Дербенте стоит памятник Мататову. В нашем городе живет внук Ехиила Мататова и Сусанны Ханукаевой — Лазарь Абрамов (на снимке слева).

Кроме Ханукаевых в Петербурге проживают Абрамовы, Абаевы, Авшалумовы, Бинаевы, Дадашевы, Дановы, Изиловы, Мануваховы, Осиповы, Ташаевы, Хануховы, Шалумовы, Эмануиловы — всего более 20 фамилий. Они не выделяют себя в отдельное землячество, входят в состав Дагестанской национально-культурной автономии города.

Среди татов есть поэты и сказочники, ученые и композиторы, они трепетно относятся к родине и не скрывают своей любви к ней. Хан Манувахов, физик-ядерщик, пишет стихи, его поэзию хорошо знают питерские таты.

… Страна высоких гор и гордых чабанов,

Когда ты весела, я радуюсь с тобою.

Я счастлив тем, что мне тебя любить дано,

А без любви к тебе ну много ли я стою…

Это стихотворение Хана Манувахова «Родина», как и другие, любит цитировать Шамиль Ташаев — врач, ученый секретарь и старший научный сотрудник НИИ Центра Санкт-Петербургского медицинского института им. академика Павлова, он организатор и директор Института психотерапии и трансперсональной психологии. Шамиль Семенович создал свою школу психокоррекции, но мало кто знает, что он к тому же автор замечательных сказок для взрослых.

Другой питерский тат – изобретатель Юно Изилов – кандидат технических наук, специалист в области автоматизации технологических процессов производств, создатель копировальных систем для металлорежущих станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и дифференциального измерения сложных деталей. За ряд изобретений награжден знаком «Изобретатель СССР».

Таты не только поэты, ученые и инженеры, они народ предприимчивый, деловой, ярко проявляют себя во многих сферах бизнеса, в том числе в области общественного питания. Наверное, это не случайно, потому что такая национальная черта, как гостеприимство, присущая им, в этой сфере особенно необходима. Кажется, сложно изобрести что-то новое в ресторанном бизнесе, тем более если ресторан далеко от центральных магистралей. Однако Лазарь Эмануилов сумел буквально за несколько лет превратить заброшенное место в Выборгском районе в Мекку традиционных кухонь Востока (четыре кухни в ресторане). Знаменитые артисты из многих стран мира считают за честь петь на маленькой эстраде под водопадом на открытой площадке ресторана. Здесь пели В. Кикабидзе, Л. Успенская, П. Батлер и др. Посетители могут увидеть здесь курдючных баранов, живых осетров и форель, кур и уток, которые из загонов или аквариумов попадают на стол.

А сумели ли питерские таты сохранить свои национальные традиции? Были у меня на этот счет сомнения, но они оказались напрасны. Таты сохранили свою национальную кухню, в их семьях царит патриархат, они сохраняют религиозные традиции, в строгости воспитывают своих сыновей, прививая им уважение и почитание старших, беспрекословное подчинение родителям.

Об одном из Ханукаевых — Александре Нисановиче – ходят легенды. Во время блокады Ленинграда капитан Ханукаев возглавил батальон взрывников-саперов, который обезвреживал неразорвавшиеся фашистские снаряды и бомбы. В то время никто не знал секрета обезвреживания этих стальных чудовищ. Александр Ханукаев, подвергая себя смертельной опасности, сумел разгадать секрет второго часового механизма и нашел способ его обезвреживания. Ему Ленинград обязан сохранением десятков прекрасных архитектурных сооружений и многих человеческих жизней. Однажды во двор дома №30 по Коломенской улице упала бомба. Александр прибыл на место происшествия и в очередной раз, рискуя жизнью, вывернул часовой механизм, но не обнаружил там детонатор. На этот раз ему удалось открыть еще один секрет фашистов – оказалось, детонатор находился в донной части бомбы.

Данные о бомбе и технологии были переданы через Министерство обороны не только отечественным специалистам, но и союзникам за границу. Фашисты за голову Ханукаева назначили награду. После ­войны Александр, опытнейший взрыватель, разработал теорию направленного взрыва, на основе которой создаются современные взрывные устройства. Доктор технических наук, профессор Александр Нисанович внесен в списки выдающихся ученых Санкт-Петербургского горного института.

Другой Ханукаев — Семен Нисанович, известный в Петербурге коллекционер, этнограф, всю жизнь собирал предметы прикладного искусства Востока, ездил в археологические экспедиции, реставрировал предметы древнего искусства. Его бесценные находки хранятся в Эрмитаже, Российском этнографическом музее и других музеях страны. Семен Нисанович мечтал передать свою коллекцию в дар родному Дербенту, но город так и не смог найти под уникальную коллекцию помещения. Сегодня двое детей Ханукаева продолжают дело отца. В коллекции Михаила Семеновича Ханукаева (на снимке справа) есть уникальные экспонаты, например, женский и детский татские костюмы, восточные серебряные украшения, керамика.

Сергей Зарахьевич Ханукаев еще не аксакал, но пользуется большим уважением среди земляков. Всю жизнь он занимался строительством и реконструкцией промышленных объектов в Ленинградской области, в бурные годы перестройки жители микрорайона г. Павловска, где он живет, избрали его депутатом горсовета. В настоящее время он работает заместителем генерального директора Северо-Западной транспортной компании. Сергей Зарахьевич гордится своим родом, татами – маленьким народом, который в наше бурное время сумел сохранить достоинство, он уверен, что только семейные и национальные традиции могут сохранить в человеке человека.

(Статья из журнала «Петербург национальный». Публикуется в сокращении).

Статьи из «Таты»