Страсти по Раневской
Мудрый кавказский аксакал Расул Гамзатов любил повторять: «Если вы выстрелите в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в вас из пушки». Впервые этот афоризм он использовал в своей великолепной книге «Мой Дагестан», жанр которой литературные критики так и не смогли определить. Я бы сказал так: талантливая книга – и всё тут…
Так вот Расул Гамзатович не просто так упоминал феномен прошлого и будущего. Он сам в своей творческой биографии споткнулся на этой каменистой стезе, когда в угоду политической конъюнктуре давал оценку личности имама Шамиля. Затем всю жизнь жалел об этом, написал покаянное стихотворение.
В гамзатовской коллизии речь об одном лишь человеке, но сколько было эмоций, сколько экспрессии как со стороны автора, так и со стороны поклонников великого поэта! А каково, когда речь идёт о самом крупном государстве в мире, в которое до сих пор «стреляют» даже не из пистолета, а из крупнокалиберных орудий? За годы горбачёвской «перестройки» и ельцинских «реформ» сколько ушатов грязной клеветы и конъюнктурных вымыслов и домыслов было вылито на удивительную биографию СССР – государства, впервые в мировой истории попытавшегося создать на Земле социально справедливое общество и на этом непростом пути, будучи в окружении злейших врагов, добившегося впечатляющих успехов!
И вот сейчас на первом канале ТВ прошёл сериал «Раневская». Актриса Фаина Раневская, несомненно, интереснейшая фигура в советской кинематографии, и её биография достойна сериала. Вот что о ней пишет кинокритик Валерий Кичин: «Басовитый голос, то вкрадчивый, бархатный, то угрожающе железобетонный: «Муля, не нервируй меня!» – фраза, которую она сама придумала и с которой ушла в вечность. Великая актриса крошечных ролей».
Откровенно говоря, мне больше всего импонируют её афоризмы – грубоватые, порой даже из табуированного лексикона, но всегда жизненные и правдивые. Мы в «ДП» нередко используем их на юмористической странице «Весёлый годекан». Вот она в упомянутом сериале смотрится в зеркало и, глядя на свою внешность, говорит: «Красота – это страшная сила!».
Но зачем авторы сериала знаменитую актрису в одноимённом фильме использовали для пошлой антисоветчины, не совсем понятно. Неужели за эти три с лишним десятка лет не настрелялись в Советский Союз, именно в эпоху которого Фаина Раневская и стала великой?!
Что ни реплика, что ни сцена или мизансцена, то укол или выпад в союзное государство, при котором и были созданы великие киношедевры «Летят журавли», «Белорусский вокзал», «Они сражались за Родину», «Кавказская пленница» и ещё множество замечательных кинофильмов, равных которым не было снято ни одного за постсоветский период, а лишь поделки типа «Бандитский Петербург» и жалкие подражания Голливуду. В фильме использован весь набор антисоветчины от либеральствующей публики: всех и вся КГБ прослушивает, за рубеж не пускают, на работу не берут, в СССР всё плохо…
Честное слово, иногда даже становится стыдно, когда авторы фильма прибегают к примитивному и пошлому антисоветизму. Смотреть следующие серии просто расхотелось – давно уже обрыдло всё это! Особенно сегодня, когда «просвещённый» Запад нравственно разделся перед мировым сообществом. Фаина Георгиевна, может быть, по этому поводу сказала бы знаменитую театральную реплику: «А король-то голый!».
Раневская говорила много чего разного. Но зачем же в фильме ещё нужно было сохранить натурализм героини – словечки из ненормативной лексики? Что, в российском искусстве грань между дозволенным и пошлостью совсем стёрлась?
«Если больной очень хочет жить, то врачи бессильны», – говорила Фаина Георгиевна. Вот и выходит, что если режиссёр, сценарист, продюсер очень хотят опошлить целую эпоху истории государства, то историки тут бессильны. Она же говорила: «Сняться в плохом фильме – всё равно, что плюнуть в вечность».