Вместе с этим невольно сравнил период, когда он вышел на экраны Советского Союза, с сегодняшним днем нашей родины — России. Что же изменилось? Почему граждане одной страны, которые жили душа в душу, разделились невидимой границей? Что послужило причиной необъявленного противопоставления одних народов другим в рамках одной страны? Получается, чем ближе люди друг другу, тем находятся дальше, как пассажиры в переполненном рейсовом автобусе: как далеки души, когда тела так близко стоят.
Думаю, многие видели этот фильм режиссера И.Пырьева. Прошли десятилетия, но и сегодня он востребован.
О жизненной силе фильма, в частности, свидетельствуют и воспоминания Ярослава Голованова (известный журналист, писатель и популяризатор науки) о том, что этот фильм шёл по Центральному телевидению СССР в момент первой высадки на Луну экипажа корабля Аполлон-11, когда более чем 1 млрд человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны. Таково было отношение людей друг к другу. Не было термина «лицо кавказской национальности», не выделяли и «лицо славянской национальности». Это было время, когда Р. Гамзатов писал:
Пью за русского собрата,
как за старшего в роду
И, умея в жизнь вглядеться,
счастлив только от того,
что живем мы сердцем к сердцу
дети дома одного!
Да, мир быстро меняется на наших глазах, в XXI столетии. Нет и той страны, которая называлась Советским Союзом. Мы, народы Российской Федерации, уже живем в другой общественно-экономической формации. Но сумели ли мы сохранить ту человеческую теплоту в отношениях, те не омрачаемые ничем добрые чувства друг к другу? Эти произошедшие перемены вызывают душевную потребность осмыслить их. Почему мы сегодня, в условиях мирного времени, не можем ужиться друг с другом? Ведь народы те же.
Чувствовать себя чужим в своей родной стране, как часто это приходится испытывать на себе только потому, что ты этнически дагестанец, — ощущение не из приятных. Это фактор, эффективно работающий на наших недругов. И сегодня таких чиновников в России–матушке достаточно много. Они есть даже в ранге больших руководителей: чтобы подчеркнуть свою лояльность к «проблеме русских», как важный аргумент выставляют негативное отношение к «инородцам», или «пришельцам», забывая историю нашей страны, и что это противопоставление не нужно простым людям. Неужели мы должны поддаваться на провокации внутренних наших недругов и внешних врагов, которые поставили цель — развалить Россию. А самым подходящим для этой цели плацдармом они выбрали Дагестан в силу его геополитического положения (граничит с пятью иностранными государствами, Каспийское море, углеводородные запасы и т. д.).
Безусловно, нельзя никак согласиться с тем, что такое отношение к нам возникло на пустом месте, не по нашей вине. Проблемы в поведении отдельных наших представителей, надо признать, есть. Более того, эта малая часть дагестанцев, оказавшись за пределами Дагестана, формирует искаженное представление о наших народах. Она дискредитирует сотни тысяч дагестанцев, вписавшихся в другую среду и работающих на благо своей семьи, Дагестана и России в целом. Ведь в свое время видный российский политик, бывший министр по делам национальностей РФ В.Зорин отмечал: «Среди наших сограждан-уроженцев Кавказа – талантливые, образованные, заслуженные люди, которые являют собой гордость малой Родины и нашего Отечества. Надо заметить не только работников прилавка, но и их соотечественников: солистов оперы и балета, профессоров кафедр, которые учат и лечат наших с вами детей, переводчиков и режиссеров, скульпторов и композиторов, поэтов и прозаиков — цвет наций и народностей, чей талант и вдохновение служат России».
Чтобы интегрироваться в общероссийское и мировое сообщество, есть один путь — заниматься воспитанием граждан. Каждый из нас осознает, что современный мир невозможно представить без постоянного многогранного взаимодействия различных по своему происхождению народов, их национальных культур и традиционных религий. Следовательно, отношения между ними становятся более открытыми для взаимных влияний и заимствований, что в конечном итоге приводит к взаимообогащению народов новыми духовно-нравственными ценностями. В то же время становится более актуальным вопрос сохранения национально-культурной и цивилизационной идентичности и на этой основе воспитания дружбы между народами.
Реальная жизнь со всей очевидностью показывает, что в современных условиях чрезвычайно важно активизировать ресурс патриотизма, который способен формировать конструктивные инициативы на местах, а не бессмысленные протестные настроения у людей. Более того, именно патриотизм сегодня является безальтернативным стимулом борьбы нашего общества с этнополитическим экстремизмом, терроризмом, преступностью и коррупцией. Здесь мы ничего нового не открываем, так как из исторического опыта развития народов и стран известно, что без национальной солидарности и патриотического воспитания успехов не добивалось ни одно государство.
Ярким примером в этом отношении является победа народов Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Здесь мы можем привести в пример отпор, данный дагестанцами международным бандформированиям в 1999 году. И события 1999 года, и сегодняшняя жизнь являют нам массу примеров истинной любви дагестанцев к Родине, к своему Отечеству. За неё люди отдают самое дорогое — жизнь. Нельзя не согласиться со словами Главы РД Р.Абдулатипова, который утверждает, что «дружба народов — это не выдумка коммунистов, как думают иные в наше время, а категория историческая». Речь идет о том, что во все времена для прогрессивных людей была ясна значимость дружбы народов, отношений согласия и сотрудничества, культурного обмена.
Как утверждает Р. Абдулатипов, один из авторов Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, «формирование многонационального Российского государства — это тоже результат сотрудничества наших народов, а не только политики царского самодержавия». Так что нам не надо забывать: мы – многонациональное общество, но мы – единый российский народ.