X
08:57 23.05.2024

Свобода как судьба

Прожитую земную жизнь нередко называют судьбой, особенно если в ней были незаурядные события или оригинальные линии. Часто все же нарекают судьбой драматически короткую жизнь. Я причастен к защите диссертаций более сорока соискателей ученой степени кандидата философских наук. Четверо из них, непосредственно моих соискателей, уже ушли из жизни, ушли очень рано. Потому я о них вспоминаю через призму судьбы.

Магарам Муртазалиевич Ахмедов погиб в 2009 году в возрасте 46 лет. Скоропостижная смерть: он на большой скорости врезался в огромный трейлер. В 2016 году трагически ушел из жизни Зухум Абдулаевич Зухумов, преподаватель ДГУ. Несколько лет назад, едва перешагнув 48 лет жизни, скончался известный дагестанский художник Сабир Гейбатович Гейбатов. И вот совсем недавно в возрасте неполных 44-х лет после тяжелой болезни покинул этот мир заместитель Руководителя Администрации Главы и Правительства РД Даниил Сергеевич
Рязанов.

Смерть Д. Рязанова меня потрясла своей совершенной внезапностью и заставила еще раз задуматься над смыслом прожитого, вкладом непродолжительной жизни в копилку человеческих дел. И над тем, что мы называем судьбой. Поскольку все четверо молодых философа со мной сотрудничали и общались, к их деятельности так или иначе я был причастен. Более того, прорабатывались совместные перспективы в науке, философии, в общественно-политической деятельности. Я попытался в этом эссе сопоставить их судьбу с характером их творческой жизни, обнаружить в этом поколении ученых одинаковые особенности, отличающие их от других.

Свобода и творчество

Магарам Ахмедов руководил крупной строительной фирмой, был одержим архитектурно-созидательными планами, философии и общественно-политической жизни отдавался, жадно отрывая время от своей основной деятельности. Они вместе с Сабиром Гейбатовым создавали под моим руководством интеллектуально-философский клуб «Эпоха», Магарам выделил клубу время заседаний в своем ресторане с неизменным чаепитием. Активно участвовал в нем в качестве докладчика, изыскивал время для научных публикаций.

Зухум Зухумов и Сабир Гейбатов тяготели к теоретизированию, были начитанными и интеллектуально продвинутыми деятелями клуба, помогали молодежи в ее первых шагах в практике философствования. В работе клуба в те годы этноконфессиональной напряженности в Дагестане участвовали и маститые журналисты, художники, политики, министры, многие представители дагестанской интеллектуальной элиты.

Несколько в стороне от популярных культурных контактов и мероприятий оставался Даниил Рязанов – в силу чрезвычайной занятости на ответственных административных и правительственных должностях. Но именно его научная проблематика о свободе личности, мне кажется, была своеобразным связующим звеном всех четверых, выражающим их единые научные интенции, подчиненные одной важной цели – культурно-политическому прогрессу Дагестана, эмансипации его духа.

М. Ахмедов в своей диссертации анализировал всевозможные социальные противоречия в современном обществе с акцентом на их этноконфессиональные разновидности, с позиций синергетического и постмодернистского взглядов на них отслеживал трансформацию конфликтов в толерантные социальные связи. В работах Сабира Гейбатова и Зухума Зухумова научное внимание акцентировалось на гносеологической и эпистемологической проблематике, поле и объект их исследований охватывали социогуманитарный праксис Дагестана и России. При этом в предмете изучения исследователей на фоне широкой российской панорамы обособлялось творчество художественного субъекта в искусстве Дагестана советского и последующего времени с критикой распространенной в постсоветских СМИ утверждений об отсутствии свободы и авторской реалистической оригинальности в советской культуре.

Представший передо мной как соискатель и диссертант Даниил Рязанов был уже образованный, начитанный по проблематике и имеющий за плечами первый опыт исследовательской работы с соответствующими несколькими публикациями 25-летний молодой человек. Контуры будущей диссертации у него уже сложились, да и тема была почти сформулирована и затем обрела свое название в автореферате – «Идея свободы в современном политическом радикализме». Проблематика вполне соответствует духу и энтузиазму молодого человека: кого в таком возрасте не волнуют истина, добро, свобода?! Да и политические мотивы соответствуют не только патриотическому настрою возраста, но и социальной напряженности региона. Даниил был самым молодым из тех, с кем меня научная судьба свела в те годы, но и другие были полны максималистских настроений, патриотизм зашкаливал и за теорию, и за индивидуальную политику.

В их философствовании открывалось не только их собственное бытие, они становились сопричастными действительности – отталкиваться от противоречивых мировоззренческих позиций, искать себя в разнополярных демократиях и, что было важно, теоретизировать по определению содержание понятия «свобода». Все это требует основательной и вдумчивой работы над классической и современной научной литературой. И действительно, как я позже убедился, в диссертации того же Д. Рязанова кратко подытожены идеи по проблеме свободы в работах античных философов, пытавшихся преодолеть мифологический фатализм. Позднее, как верно подмечает диссертант, она была осмыслена в учениях ряда теологов, утвердивших границы свободы человека и его равенство перед Богом. Далее проблема свободы предельно развита основателями либерализма.

Как давно известно, субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, только государство в целом, которому Платон приносит в жертву отдельного человека, его счастье, его свободу и даже его моральное совершенство. В науке знают, за такой подход подчинения индивида коллективу Платона даже называют первым коммунистом человечества.

К коммунитаристским выводам склонялись и подходы М. Ахмедова к рассмотрению социальных противоречий как факторов свободного творчества дагестанскими этносами гражданского общества. Ряд идей о свободном развитии периферийных регионов России были даны С. Гейбатовым на волне деколонизации стран третьего мира. Вообще историко-философский кругозор этих аспирантов – и тогда, в период написания диссертации, и после – подкупал широким диапазоном, ассоциациями, разбросом альтернатив, методологическим плюрализмом. Но красная линия творчества – свобода! Не случайно позже в числе многочисленных публикаций Д. Рязанова появляется статья «К вопросу о дискурсивных границах понятия «свобода».

Свобода и истина

В круге исследований диссертантов не случайно оказывается также выдающийся мыслитель Мартин Хайдеггер – с обоснованием вывода: «сущность истины есть свобода». Человеческое существование – место в мире, через которое человеку является весь мир и само бытие, поясняет философ. Существование человека на пределе своих возможностей, прорыв к свободе и есть истина, «бытие-переживаемое-в-свободе».

Ранее брошенный Э. Гуссерлем в науку призыв к повороту и возврату к миру жизни М. Хайдеггером поддержан как переход от мира науки к миру жизни, от мира истины – к миру смысла бытия. Это предложение учитывать в науке и философии духовность, полноту культуры, персональность человека, его субъективную свободу в реализации смысложизненных ценностей.

Разумеется, учитывая общественно-политическую активность своих подопечных, в том числе и государственно-административную активность Даниила Рязанова, я не могу не остановиться на их видении практических вопросов в современной России и Дагестана, на преломлении свободы через этноконфессиональную идентичность наших народов.

Рассуждения на эту тему тогда, 20 лет назад, в дагестанской обществоведческой и гуманитарной науке были весьма редкими. Хотя сама проблема для исламского теологического дискурса достаточно древняя, а ныне она и вовсе резко актуализировалась. Заметную инициативу здесь проявляли отдельные члены клуба например Абдулгамид Курбанов, Сабир Гейбатов и нынешний его преемник в руководстве клуба аспирант нашей кафедры Джамирза Магомедов, я как научный консультант данную проблематику поощряли. Без просвещенного религиозного сознания и этнонационального самосознания нельзя осмыслить цивилизационную перспективу страны, республики, строить свободное гражданское общество с региональными базовыми ценностями.

Краеугольные основания исламистских доктрин, как осмысление идеи о ниспосланности Всевышним образцов должного поведения, «о свободе как возможности следования данным образцам» в качестве традиции толкования человеческой свободы в единстве с соответствующей коранической истиной, подчеркнуты и развернуты в диссертации Д. Рязанова. Эти и иные ключевые положения мусульманской философии осмысливаются и в ряде публикаций других дагестанских философов как конкретно исторически приемлемый истинностный политический ориентир, актуальный в дистанцировании дагестанского общества от западной либеральной вседозволенности в толковании прав и свобод современной личности.

Свобода и патриотизм

Смею утверждать, что «либеральное мировидение» еще в начале 2000-х годов в общественно-политическом сознании России, а в науке – доминирующим образом – устоялось достаточно основательно. В «Эпохе» с этой позиции нам оппонировали Эдуард Уразаев, Абдурахман Юнусов, да и часть общества была вдобавок под гипнозом расцветшего на Западе целого спектра «новых идентичностей» (гендерная, гомосексуальная и пр.).

А что было в реальной жизни Магарама Ахмедова, Сабира Гейбатова, Зухума Зухумова, Даниила Рязанова – в российской и дагестанской властной структуре, да и вообще в кадровой политике, в условиях, с которыми это новое поколение философов приступало к практической и политической жизни смены ценностных парадигм? Расцвели аполитичность, бездуховность, скептицизм в молодежной среде. Многие направления культуры развернулись на 180 градусов. В Дагестане складывалась общенациональная клановость, на первый взгляд безобидная, но впоследствии осознанная как мощный стимул и средство мздоимства и государственной коррупции.

Бесконтрольно формировались моноэтнические национальные фонды и даже государственные производственные коллективы. Некоторые научные и образовательные коллективы в кадровом подборе практиковали своеобразный «этнический интернационализм», когда руководители окружали себя на ключевых должностях тухумными, родственными связями. В подготовке специалистов высшей категории – аспирантов, докторантов – доминировала национальность научного руководителя, перестали озвучивать и обсуждать национальный состав студенческих приемов на первые курсы… И ныне некоторые национальные фонды беззастенчиво называют патриотической работой открытие памятников и переименование улиц в честь своих родственников.

Как все происходило в каждом конкретном случае в Дагестане – это дело историка-биографа. Здесь же мы ограничиваемся общей методологией. А она носит неумолимо справедливый характер – ничто значимое не скрываемо, из всех пор жизни, часто украшаемой наследниками «великих» и «видных», выползают насмешки и нелицеприятные делишки, они не затмеваемы народной молвой, рано или поздно горе-герои разоблачаются – не сразу, но медленно и навсегда.

Научные исследования порой становятся в тупик из-за заявления Л. Н. Толстого: «никакого такого «хорошего» патриотизма не существует»; что патриотизм часто выступает как «определенное чувство предпочтения своего народа… всем иным народам»; «патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть ни что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей..».

Ведь сказано, уважаемый читатель, точно в адрес многих наших (российских, дагестанских) руководителей. Корыстные цели не позволяли многим из них быть гражданином и патриотом в интернациональном мире мысли и интеллектуальной совести. И новое поколение интеллигенции в последние 20–30 лет дагестанской жизни, и мы, старшие соратники, в разной степени осознавали ситуацию и мало чем ее изменили.

Мне было известно, я и сам видел, как много работал тот же Даниил Рязанов, часто заходил к нему в кабинет. В последний раз, за месяц-два до трагической кончины, мы встретились, он настоял, чтобы я заглянул на чашку чая. Был очень раскован, от постоянной обремененности делами и нервной напряженности не было и следа. Таким веселым и остроумным я его никогда не видел. Потому завел почти всегдашний, но на сей раз, как мне казалось, напрашивающийся разговор: что он мог бы отвлечься на время, на пару месяцев, от чиновничьих дел и довел бы до ума докторскую. Я предложил свою помощь… Но, как всегда, Даниил отшутился – «да куда там, Мустафа Исаевич, кто меня отпустит, сейчас это, потом то…». Показался мне бледным, почти прозрачным – я-то не знал о его тяжелой болезни! Да и Ирина Филипповна, мать, узнала тайну лишь за несколько дней до его кончины.

Вот Даниил Рязанов и есть подлинный патриот. Скажу больше, он и есть настоящий герой – наш скромный, неутомимый труженик, современник, совершивший бескорыстный гражданский подвиг, способный на самопожертвование. Русский дагестанец, в котором глубоко повседневно и прочно сидело настоящее мужское начало – выполнять свой долг с чистой совестью и со знанием дела, философски расширяя пространство свободы в рамках допустимого.

Свобода, но какая?

Лишь специальная военная операция России на Украине и последовавшие за нею успешные международные усилия положили начало радикальным переменам в облюбованных в разных эпохах, цивилизациях, религиях и народах трактовках свободы и прав человека. Ценою жизней сыновья нашей Родины отстаивают подлинную свободу. Невообразимый хаос, вызванный неолиберальной политикой абсолютной личностной свободы, разрушителен для людей. Точнее не скажешь: «Как только человек имеет всю свободу на свете, он становится животным». Пресловутые права человека, лелеемые на Западе, – «это химера и ложные движения европейской цивилизации», – так категорично выразился Андрей Кончаловский. По его мнению, «это огромная диктатура лжи… Когда человек получает все права, он, грубо говоря, теряет человеческий облик… Это путь в ад».

Духом подлинной свободы были вскормлены своими этносами дагестанские философы нового поколения – и в делах, и в творчестве. Применительно к ним можно говорить о свободе, так сказать, самой высшей пробы. Речь идет, как отмечал философ Карл Ясперс, о свободе, во имя которой «индивидуум жертвует своей застывшей пустой свободой», о свободе, «которая может быть завоевана лишь совместно с другими», которая в понимании Ясперса прежде всего в творчестве людей», имея в виду в первую очередь свободу мысли.

Свобода для философа как открытая возможность самобытия, где он создает свой мир, наделяя его личностными смыслами. Такая же высокая оценка и конкретно-исторический подход проявлены к толкованию свободы известным философом В. Межуевым. Он замечает:
«… Свобода, если она реально существует, означает право индивида распоряжаться временем своей жизни по собственному усмотрению и в целях своего собственного развития как целостной личности».

Свобода и судьба

Вот такой свободой и в творчестве, и в общественно-политической деятельности созидали свой мир, себя и других Зухум Зухумов, Магарам Ахмедов, Сабир Гейбатов и Даниил Рязанов. Да, все было бы по делу, если бы не смерть. Почему она есть или нет – это особый вечный вопрос. Философа Николая Бердяева в пору его марксизма этот вопрос превратил в религиозно верующего. Наделявший свободу абсолютными чертами, Бердяев усматривал ее в основе мироздания, но во что превращают свободу всесильные смерть и судьба как венец смерти?

Бердяев уходит в поиски мистического: тайну смерти невозможно постичь разумом, так считал не только Бердяев. Но он умер, отстав от науки, принимая механицизм за единственный детерминизм, абсолютизируя необходимость, закономерность, несвободу в природе. Сегодня многим известно, что наука «позволяет» Богу играть в кости и в природе и признает фундаментальность случайности в том же микромире – электрону свойственна свободная воля. Но русский мыслитель был изначально прав: свобода и вероятность действительно лежат в основе мироздания.

Персонажи моего очерка действительно были свободными творцами такой жизни, диапазон возможностей в которой был предельно широким. В них ненасытность духа и тела заглушала обывательский
разум. Философия мыслит мир в горизонте возможностей, для них здравый смысл задает слишком низкий горизонт видения себя и мира, свободная воля звала их на истинные подвиги, на судьбу, в которой не исключены и личностные фатальные катастрофы и роковые болезни…

Со всем этим не мирится и мятежный разум – ни близких, ни друзей и коллег, никого – потому мы и говорим о судьбе. Может быть, ради такой судьбы и дарована та особая свобода?!

Статьи из «Общество»

Главные традиции

0
В современном мире, подвергаемом деформации духовно-нравственных ценностей, особую...

Не теряет актуальности

3
Как бы кто не относился к советской власти, но она внесла в становление нашей...

Птичьи права потребителей

2
Для начала хочу обратить внимание читателя на снимок. На первый взгляд картина ясна: при...

Россия – семья народов

5
Велико значение России в истории Дагестана. Всесторонние связи, узы братства, которые складывались свыше 300 лет – с 1722 года, с момента основания Петром Великим...

Адвокаты на смену юристам

16
В последнее время все чаще встречаются случаи, когда излишне доверчивые люди страдают от рук псевдоюристов. Люди хотят сэкономить на юридических услугах и...

Служили Родине

24
Каждый юбилей Победы вновь пробуждает нашу память о героическом прошлом страны, фантомной...

Пока свое не вернем…

16
Удивительное это дело – взятка. Она, как известно, существовала еще со времен фараонов,...

Время, когда закалялась душа

5
Жизненный путь этого человека – отражение истории нашей страны. На фронте он был буквально с...

По закону и по совести

28
Во все времена замечено: когда страна переживает трудные дни, потребность обращаться к...

Не только для парадов

12
У России два верных союзника – армия и флот, гласит известный афоризм. Российский военный...