X
09:47 18.12.2024

Своеобразный Дагестан

Магомед Гасанов, заслуженный деятель науки РФ и РД
Выпуск - 2024 № 188
4

Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход цивилизационного развития Дагестана.

Исследование особенностей и этапов развития дагестанской цивилизации имеет важное значение в научном и практическом отношении. Уникальность и своеобразие Дагестана в том, что этот регион несет в себе черты цивилизаций Востока и Запада. Сравнительное освещение исторического прошлого Дагестана с окружающими регионами, сопоставление выявленных на территории региона разнообразных памятников с аналогичными в разных зонах позволяет выявить как общие, так и особенные черты и этапы дагестанской цивилизации.

Духовный комплекс

Под цивилизацией некоторые исследователи понимают устойчивый в своих основных типологических чертах и архетипах духовный, социокультурный и хозяйственный этнорелигиозный комплекс. Его системообразующие факторы: религиозно-нравственное мировоззрение, символическое пространство, природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования, формы государственно-политической организации, самоуправления, правоотношений и способов социокультурной коммуникации.

Своеобразие дагестанской цивилизации было отмечено в литературе еще в XIX веке. В своих путевых заметках, опубликованных в 1870 году, Н.И. Воронов писал: «Страна эта (Дагестан. – Авт.) представляет замечательный, в высшей степени своеобразный мир, и в общих чертах и в мелочах, сложившийся по одной мерке, по одному идеалу, так что не будет натяжкой приписать ему обладание своего рода цивилизацией».

Вопрос о дагестанской цивилизации, поднятый еще в XIX в., не стал предметом исследования до последнего времени. И только на рубеже XX–XXI вв. стали говорить о цивилизационном подходе при изучении региональных и национальных историко-культурных систем.

В советскую эпоху цивилизационный подход противоречил задачам создания единой культурной общности, поэтому всё национальное, региональное подлежало унификации.

В 90-е годы XX века обозначались первые шаги применения цивилизационного подхода к истории Кавказа при сохранении системного анализа, характерного для исследований в рамках формационной методологии.

Научный поиск

Новые и новейшие археологические исследования на территории Дагестана во многом изменили прежние представления о ранних этапах истории дагестанского общества и его культуры. Современная методика научного поиска, археологические, этнографические и лингвистические изыскания дагестанских ученых значительно отдалили в глубь тысячелетий время перехода к земледелию и обработке металлов, сложения цивилизаций.

Дагестанская цивилизация – это органическое стяжение традиций доисламского периода, воспринятого опыта высокоразвитого арабо-мусульманского мира и начавшейся во второй половине XIX в. ориентации дагестанской культуры на Европу.

Для исследования вопросов генезиса и развития дагестанской цивилизации важное значение обретают археологические материалы о древнейших следах культуры на территории края.

Из историко-культурных областей непосредственный интерес при освещении темы дагестанской цивилизации представляет Закавказье, примыкающее и порою входящее в переднеазиатский очаг человеческой цивилизации. Поэтому особенности цивилизационного развития Дагестана в различные эпохи могут быть плодотворно освещены в сопоставлении с развитием Передней Азии, Закавказья, обществ, которые имели близкие связи и параллели с древнейших времен. Древнейшая цивилизация, которую условно называют дагестанской по территориальному признаку местонахождения ее памятников, имеет глубокую историю.

Как считают археологи, палеолит Дагестана обнаруживает значительное сходство с синхронными культурами Закавказья, Северного Кавказа и Восточного Средиземноморья.

Исследователи акцентируют внимание на сравнительном изучении памятников последующих эпох на территории Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана и отмечают, что памятники неолита, энеолита, бронзы дагестанского происхождения вполне вписываются в хронологические рамки культурно-исторического развития всего Кавказа.

Социальная организация

Дагестан – древнейший очаг возникновения и развития земледелия и скотоводства, металлургии и металлообработки, один из мировых очагов развития террасного земледелия. Палеоботанические обследования дали возможность предположить, что наряду с переднеазиатским очагом земледелия к древнейшим очагам земледелия может быть отнесен и Дагестан. Когда крупнейший ученый XX века академик Н. И. Вавилов писал о Дагестане как об одном из очагов земледельческой культуры, под этим он подразумевал и дагестанскую цивилизацию.

Уже в VII–IV вв. до н.э. успехи в развитии земледелия, скотоводства и различных отраслях промыслов и ремесла, особенно в освоении производства железа, привели к разложению первобытно-общинных отношений и формированию социальной организации нового облика дагестанского общества.

Если в странах Передней Азии и Ближнего Востока основой цивилизации стала бронза, то на территории Северо-Восточного Кавказа железо легло в основу прогресса культуры и экономики, которая привела к классообразованию и формированию государственности. Глубокое знание истории Кавказа, в том числе и Дагестана, позволило академику Н. Я. Марру доказать, что народы Кавказа заслужили право требовать «переоценки действительной доли участия в создании общечеловеческой культуры европейских или малых по численности и территориальным размерам национальностей и государств».

Кавказская Албания – первое полиэтническое образование предков современных народов Дагестана, сыгравшее важную роль в истории народов Кавказа, Передней Азии и юга России.

После распада Кавказской Албании Дагестан не представлял единого этнополитического целого. На его территории существовало несколько небольших государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Хайдак (Кайтаг), Гумик (Кумух), Филан, Джидан, Зирихгеран и др. По своему составу они были преимущественно моноэтническими единицами.

В истории Дагестана особое место занимали и образования другого типа, которые были известны в литературе XIX в. как «вольные общества», а с 50-х г. XX в. как союзы сельских общин. Это редкостный для истории феномен свободного и равноправного сосуществования государственных образований разных типов и форм многочисленных народов и этнических групп, осознание ими при имеющихся различиях своего единства, неразрывности исторических судеб – определяющая черта дагестанской самобытности, это завет дагестанской цивилизации. В раннем средневековье влияние тюркской, иранской, арабской цивилизации в Дагестане, особенно в восточной его части, было значительным.

В XV в. ислам стал уже государственной религией почти во всем Дагестане. Неизбежным спутником исламизации было создание мечетей и мусульманских учебных центров (медресе, мектебы). Арабский язык и литература к концу XV века получили широкое распространение.

Развитие народов

Дагестанская цивилизация испытала влияние и российской, которая складывалась и развивалась в тяжелых условиях. Российское государство возникало и развивалось как многонациональное.

Образование СССР создало условия для развития народов, входивших в его состав. Ускоряется процесс культурного развития. Вместе с тем разрушаются и разграбляются сотни мечетей, сжигаются арабистские библиотеки, преследуются духовные деятели.

Перестройка, демократизация и гласность высветили ряд вопросов, на которые раньше мало обращалось внимания. Это, например, вопросы языка, развитие национальной культуры.

Однако в целом состояние образования, культуры характеризуется недостаточным финансированием, ухудшением материально-технической базы образовательных и культурных учреждений. Зато основательно спонсируются и финансируются мечети.

Прав был Расул Гамзатов, который с сожалением говорил, что «сегодня церкви, мечети, все религии присоединены к государству, а культура, искусство оторваны и отброшены от него».

Наивно полагать, что возрождение дагестанской цивилизации возможно только через религию. Мечети, церкви материально надо поддерживать, верующим людям, священнослужителям надо помогать. Но нельзя позволить переходить ту грань, которая отделяет светское общество от религиозного. Во всех цивилизованных странах религия отделена от государства, и это положение считается естественным всеми слоями общества, в том числе и религиозными деятелями.

В современной геополитической ситуации важно сохранить единство Дагестана, быть в составе России, дальнейшее укрепление связей с народами Северного Кавказа и Закавказья. У России были, есть и останутся свои интересы на Кавказе, в частности в Дагестане, и они совпадают с интересами каждого дагестанского жителя. Это в свою очередь и впредь будет способствовать взаимообогащению дагестанских народов, их поступательному цивилизационному развитию.

Статьи из «Общество»

Мир меняется. А мы?

2
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

«Идти от запросов людей…»

0
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

3
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...

Было на кого равняться

8
Профессия журналиста хороша тем, что дарит встречи с интересными, неординарными людьми, у...

От связиста до прокурора

27
День вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Магомед Халитов (на снимке)...

Они не пропали без вести

65
Командир ТОКСа Магомед Нурасулмагомедов принёс в редакцию «Дагестанской правды» письмо из...

Сильные духом

20
В предстоящее воскресенье, 15 декабря, отмечается День памяти журналистов, погибших при...

Учитель пения

7
Перед каждым учебным годом, составляя расписание уроков, директор сельской школы...

Лёгкие диски – экономия топлива

5
Есть люди, которые «балуют» свою машину разными плюшками – покупают насадки на глушители, устанавливают дополнительную...