X
21:00 20.03.2008

Связующее звеномежду органом власти и обществом

Современное информационно-правовое поле страны уже трудно представить без пресс-службы - социально значимого, но все-таки административного института регулирования процессов получения, производства и распространения информации. Они значатся в службах всех властных структур, многих коммерческих и некоммерческих организаций, независимо от того, есть ли там штат работников или только представитель по связям с общественностью.

 

Востребованность эффективных пресс-служб должна объясняться не корпоративной модой или пиар-интересами. Важной задачей пресс-служб является обеспечение реализации конституционных прав граждан на информацию с учетом законодательных ограничений доступа к информации определенных видов. Совокопностью нормативных документов определена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать общедоступные информационные ресурсы по вопросам собственной деятельности и деятельности подведомственных им организаций, а также осуществлять в пределах своей компетенции массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Понятие открытости власти включает наличие и эффективное использование информационного ресурса, который формирует уровень доверия общества к власти и укрепляет его, а также является серьезным барьером для коррупционных механизмов. Именно поэтому сегодня одна из важнейших задач — укрепление и повышение эффективности информационного поля в обществе.  Как отмечено в Послании Президента республики Народному Собранию, органы власти, органы местного самоуправления, особенно руководящие работники должны отвечать за то, что им поручено, за конкретные результаты, обязаны регулярно встречаться с представителями средств массовой информации, откровенно и доступно объяснять людям, что делается в республике и с какой целью, куда и на что расходуются деньги, с чем связаны недостатки в нашей работе, что предпринимается для их устранения. Роль СМИ как государственных, так и частных, тех СМИ, которые развиваются в русле укрепления принципов независимости, трудно переоценить. Но пресс-службы — мощный ресурс общества и государства, потенциал которых не используется в полной мере и которые сами еще не осознают или не хотят осознавать значимость своей деятельности. В этом отношении принципиально важна роль руководителя министерства или ведомства, поскольку именно его отношение к закону, к задачам реализации информационной политики, объективного и своевременного информирования граждан, во многом определяет и качество работы пресс-службы.

Функции пресс-служб достаточно широки: выступая связующим звеном между органом власти и общественностью, они ведут мониторинг прессы и анализа общественного мнения в сфере деятельности соответствующего ведомства, органа власти; осуществляют подготовку и отработку оперативных поводов, которые призваны стать объектом выступлений СМИ и общественности (брифинги, пресс-конференции, встречи с представителями СМИ, распространение пресс-релизов и т.д.); предоставляют информацию о деятельности и инициативах, разрабатываемых и реализуемых в ведомстве; осуществляют культурно-образовательную функцию, но, в отличие от СМИ, у этой функции жесткая прагматическая направленность — сформировать у граждан представление о деятельности органа на инструментальном уровне, научить пользоваться демократическим механизмом воздействия на власть; рекламно-справочная функция — позиционирование органа как общественно значимого института власти; организаторские функции, связанные с подготовкой информации для обнародования, — пресс — конференций, интервью, дискуссий и т.д. Некоторые функции могут объединяться, меняться с учетом конкретных задач и реалий.

Там, где пресс-служба справляется со своими задачами, она становится надежным и необходимым помощником и журналистам в их профессиональной деятельности, и органам власти, приобретая качество своеобразного транслятора идей, планов, достижений. Владея информацией как инструментом для принятия решений внутри корпорации или общества в целом, такая пресс-служба опосредованно помогает гражданам в их праве на поиск, получение и распространение информации, пользуясь услугами журналистов и СМИ.

Необходимо четко определить место и роль пресс-служб на информационном поле республики, наладить механизм взаимосотрудничества и взаимодействия со СМИ, выработать общие правила и критерии деятельности, поднять уровень профессионализма сотрудников службы. Там, где пресс-службой руководит профессионал, обеспечиваются такие критерии успешной деятельности, как открытость, регулярность и периодичность размещения информации, легитимность и справедливость правил аккредитации журналистов; оперативность и полнота ответов на запросы СМИ, в том числе и оперативность информирования СМИ о планах и перспективах деятельности ведомства и т.д. Отсутствие системности в работе, частота немотивированных отказов, конфликтов с журналистами — показатель проблемности функционирования, хотя и журналисты не всегда владеют необходимыми навыками работы с материалами пресс-служб или игнорируют их. Формы использования предоставленных пресс-службами материалов порой не всегда корректны: либо не дается ссылка на источник, либо используется уклончивая формула «по словам источника» и т.д.

Недостатки и проблемы в деятельности пресс-служб прямо или опосредованно влияют и на уровень работы СМИ, и на качество работы органов власти, и на защиту информационных прав граждан. Отсутствие эффективной и планомерной работы в создании и распространении информации о деятельности органов власти республики обусловлено и отсутствием необходимой координации пресс-служб органов власти, правоохранительных органов, ведомств и учреждений РД, что препятствует доведению до СМИ и населения официального взгляда на события и процессы общественной жизни республики. К этому же приводит и отсутствие должной координации деятельности различных государственных, муниципальных и ведомственных изданий.

Серьезнейшая проблема — отсутствие квалифицированного оперативного реагирования на распространение в СМИ республики недостоверной, социально опасной информации, формирующей межнациональную и межконфессиональную неприязнь, работающей на снижение доверия населения к органам власти

Отказ в информации в разных его проявлениях по частоте случаев стоит в мониторинге нарушений прав журналистов и СМИ, по данным Фонда защиты гласности, на втором месте. Это свидетельствует о наличии тенденции рассматривать пресс-службы или их структурные подразделения как фильтры информации. Безусловно, ряд проблем во взаимоотношениях СМИ и пресс-служб органов государственной власти связан и с полярностью приоритета в подаче информации: у представителей прессы на первом месте стоит оперативность, у пресс-служб — достоверность. Ясно, что понятие достоверности не всегда совпадает в понимании тех и других, но нельзя не учитывать тот факт, что дисциплинарная ответственность за недостоверную информацию у официальных лиц выше, чем у представителей СМИ.

В этих реалиях возникает ряд проблем, требующих согласованного решения. Как уйти от молота власти, если она пытается встроить в свою вертикаль, и наковальни квазирынка, где идет попытка регулирования отношений рублем и предпочтениями потребителя? Как преодолеть непрофессионализм и инертность, закрытость пресс-служб, чья деятельность дает основания для упреков власти в дозировании и фильтрации информации, а порой в фильтрации и тех, кто по долгу службы должен получить информацию и сделать ее публичной? Результат возможен в том случае, если вопрос решается не на уровне личных контактов, что тоже не вредит делу, а путем создания системы взаимодействия органов власти и СМИ. С какими трудностями сталкиваются наши журналисты при попытках получить информацию из министерств и ведомств, мы знаем, эти проблемы неоднократно озвучивались. Как выработать согласованные и конструктивные отношения между республиканскими СМИ и пресс-службами органов власти, как уйти от исключительно внутреннего использования потенциала пресс-служб и вывести на более широкое информационное поле? Решение задач требует от каждой из сторон и знания, понимания специфики деятельности друг друга, и преодоления снобизма по отношению друг к другу, преодоления стереотипов. Необходимо выстраивать практику проведения совместных семинаров, встреч и обсуждений. Пресс-службы должны работать в режиме активного взаимодействия с печатными и электронными СМИ, с собкорами центральных информационных агентств, с РИА «Дагестан», откуда информация о республике черпается российскими и международными электронными СМИ. И чем объективнее и разностороннее информация, тем легче находить и решать существующие проблемы, знакомить с реальными процессами в республике, в том числе изживая сложившиеся негативные стереотипы о Дагестане.

Пресс-службы — это не слуги двух господ — им надлежит быть равно полезными и журналистскому корпусу, и своему ведомству, обществу в целом. Это отвечает интересам самих ведомств в первую очередь. Нельзя не учитывать и тот факт, что культура и этика при исполнении служебных обязанностей как со стороны пресс-служб, так и со стороны журналистов могут серьезно влиять на эффективность работы. Впрочем, это тот же вопрос профессионализма. Когда руководитель пресс-службы Конституционного Суда Российской Федерации Анна Малышева поправила журналистку, дважды неверно написавшую имя Валерия Зорькина, председателя суда, прозвучал ответ: «А это моя авторская позиция». Игнорирование требования статьи 49 Закона о СМИ, которая обязывает журналиста проверять информацию и ее достоверность, приводит к снижению доверия общества к прессе, а доверие общества — самый ценный капитал и прессы, и органов государственной власти.

Статьи из «Общество»

Лето с пользой

5
Отдохнуть от школы, восстановиться эмоционально и физически, получить новые впечатления......

Формула власти и подлости

8
Недавно произошло примечательное событие, которое позволяет нам теперь открытым текстом высказаться об одном человеке, имеющем прямое отношение к нашей...

Двигатель торговли, «чихающий» спамом

8
С некоторых пор реклама стала неотъемлемой частью современной жизни. Мало того, что она навязчиво кричит из каждого...

Откажитесь от неприятностей. Это просто

10
За последние несколько лет приемы и методы кибермошенников существенно изменились: звонки якобы сотрудников банков...

Чистый берег – общее дело

14
Ранним утром на пляж вышли блогеры, чиновники, спортсмены и простые горожане, которым не...

Тяни-толкай

10
– Шарап! Если ты принесешь мне жирного индюка, одного из тех, что есть у твоей матери, я дам...

Диалог мира людей

9
Гастродипломатия. Пусть вас не смущает, друзья, столь необычный термин, смысл которого...

Депутат против ограничений

7
Как уже известно, МВД РФ выступило инициатором ужесточения правил продления удостоверений...

Если авто без кондиционера

12
Летний зной, который установился в Дагестане в эти дни, превращает салон автомобиля в...