Тайны сельского сундучка
Как поеду в какое-нибудь село, тянется оно за мной долгими воспоминаниями вперемешку со словами, фразами, лицами, взглядами, вещами... Люди любят обо всем рассказывать, делиться историями и секретами. А я их храню в своем виртуальном сельском сундучке и изредка разбираю содержимое…
Муги
Вот примеряют на меня старинное даргинское платье, в таких только в Муги ходили. И по сей день богатое приданое невесте собирают с колыбели. То же и с «висюльками» на платье. Каждая его обладательница обязана оставить на нем что-то от себя потомкам – на счастье, на здоровье. Пришивая изделие, читают молитвы. Для своей Хису, младшей дочери, Айшат Багомаевна украсила платье парой серебряных приколок, закрепив их десятком молитв.
Кидеро
А вот я уже в Цунтинском районе, ищу мастерицу, которая бы умела вязать настоящие гедо. Это такие шерстяные то ли чулки, то ли сапожки. Сама я их не видела, но местные жители долго расхваливали мне эти гедо, уверяя, что только цунтинские женщины умеют вязать такую красоту… Потом уже, по приезде в город, когда материал вышел в печать, мне позвонили и торжественно объявили: «Мастерицу нашли!»
Балхар
В знаменитом Балхаре надеются и верят, что за гончарный круг сядут молодые и будет ремесло предков вертеться без остановок. Веками. А молодые не сильно то спешат перенимать традиции… Правда, в местной школе наконец-то открыли кружок по обучению керамике. Точнее, он когда-то был, потом его закрыли, а теперь вновь открыли.
Новые Викри
Пенсионер Магомедрасул Магомедов, житель селения Новые Викри Каякентского района, в Махачкале бывает крайне редко, разве что по очень важным делам. В нашу редакцию он принес старый номер газеты «Правда», выпущенный в апреле 1912 года. Нашел его в сундуке, где хранится много чего бабушкиного и немного от прабабушки. Ему посоветовали показать ее журналистам или музейным работникам. Он предпочел показать дагправдинцам.
Ансалта
В Ботлихском районе две речные мельницы с широкой душой и длинной историей, факты из их жизни затерялись в далеком прошлом. Жаль.
Давным-давно горцы выискивали нужный камень для мельницы по всему селу. Где найдут, там и тесали из него жернов. А потом дружно катили либо тащили каменный круг весом в несколько сотен килограммов! Он мог легко сорваться и покалечить людей. Сейчас все намного проще. Камни везут на грузовиках и режут специальным аппаратом.
Мокок
Здесь мне тоже кое-что показали и даже дали полистать. Но для начала надо было совершить омовение. Потому как не полагается без него прикасаться к Священному писанию. А Книга книг была превосходной (на снимке). И прилагалась к ней вот такая семейная история:
– Видишь, какая, через шесть поколений прошла! Ее лично дед Ахмеда переписывал, причем несколько раз. Какой был человек, пешком в хадж ходил! А Коран этот я перечитала 18 раз! За своих маму с папой, за родителей Ахмеда, за детей и немного за внуков. Больше не могу читать, вижу плохо, – рассказывает хранительница семейной реликвии Патимат Магомедова.
Такой же старинный Коран я встречала в Ахтынском музее. В Дагестане периодически выходят в свет подобные экземпляры. Кстати, в интернет-магазинах их продают за большие деньги, например, по цене двухкомнатной квартиры. Или обменивают на иномарку.
***
В Фонде восточных рукописей ДНЦ РАН также хранятся ценные арабские рукописи. Самая старая рукопись дагестанского происхождения – «Райхан аль-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей») – выдающийся памятник классического суфизма на Кавказе. «Райхан» – это энциклопедия суфийских терминов, морально-этических норм, религиозно-правовых установок и ритуальных предписаний. Одна из старейших рукописей Фонда восточных рукописей – лексикографический труд Абу Насра Исмаила ибн Хаммада аль-Джавхари (умер между 1002 и 1007 гг.). Есть и «кораническая» литература, и куфические Кораны. Один из самых ранних относится к XIV в. Это подарок Надиршаха Сурхай-хану.
… Закрываю свой мозговой сундук. Но ненадолго. Уже завтра всплывут в голове прошлые картинки из еще какого-нибудь аула.