Купить PDF-версию
22:56 | 30 сентября, Вт
X
09:36 08.12.2017

Так всё начиналось

Первый опыт создания периодической печати в России на национальных языках был выработан царскими властями Кавказа. Поначалу это практиковалось для внедрения своей идеологии в сознание местных народов и нейтрализации их собственной национально-культурной идентичности, накрепко связывающей их с тюрко-мусульманским миром.

С этим же были связаны инициативы властей по обучению представителей местной знати в русских военных учебных заведениях, по созданию театров и газет, введению преподавания татарского языка (в частности, кумыкского «как образцового наречия тюркского языка») в программы кавказских учебных заведений Тифлиса, Новочеркасска, Ставрополя.

Именно русские военные учебные заведения послужили начальной точкой отсчета восхождения местной высшей военной знати. Там она обучалась русскому языку и воспринимала идеи «русского реформаторства». В свое время это дало местным возможность изучать иностранные языки и открыло новые горизонты обучения в Европе, что позволило им за какие-то 20-30 лет достаточно европеизироваться в культурном плане.

На первом этапе, когда процесс культурных перемен поддерживался самими царскими властями, представители мусульманских народов еще не совсем были готовы к адекватным действиям во имя возрождения своих народов. Поэтому инициатива создания газет целиком и полностью принадлежала русским властям.

Так, русской военной администрацией Кавказа в Тифлисе с 1828 г. издавалась газета «Тифлисские ведомости» на русском и грузинском языках. А с 1832 г. ею были предприняты меры по изданию газеты на «татарском» (возможно, на адаптированном азербайджанском наречии) языке под названием «Тифлис ахбары». Тогда же впервые в этом издании были опубликованы в переводах А. Бакиханова фрагменты «Дербенд-наме». Неоценимую роль в процессе культурного возрождения мусульманских народов, вне всякого сомнения, сыграла и газета «Кавказ» (1840-1870), на страницах которой впервые появились публикации русских и местных авторов, посвященные истории и культуре этих народов.

Накопленный властями опыт возы­мел силу примера, и в дальнейшем за создание своей периодической печати стали браться представители местной знати. Так, из архивных документов хорошо известно, что в 1861 г. из Хасавюртовского округа с инициативой по созданию «арабоязычной газеты, посвященной Кавказу» к русским властям обратился известный мусульманский поэт и богослов Атабай Атавов.

Как социальным, так и культурным последствием «столкновения» двух цивилизаций – европейской (представляемой Россией) и традиционной тюрко-исламской – являлось появление провинциальной тюрко-мусульманской интеллигенции. Этот общественный слой характеризовался определенной общностью взглядов и убеждений, делавших его сначала проводником европейских интеллектуальных ценностей, а затем главным сторонником и катализатором перемен в обществе.

Таким образом, «могучая кучка» первых тюркских интеллектуалов европейского типа в своем стремлении просветить народ остро осознавала необходимость книгопечатания и издания газет на родном языке. И фактически стала проводником этих идей.

Похожие

Журналистика завтрашнего дня

44
На фоне парадокса, когда нейросети генерируют контент с завидной скоростью, а...

Формула власти и подлости

29
Недавно произошло примечательное событие, которое позволяет нам теперь открытым текстом высказаться об одном человеке, имеющем прямое отношение к нашей...

Не теряет актуальности

16
Как бы кто не относился к советской власти, но она внесла в становление нашей...

СМИ войдут в холдинг

14
В Дагестане будет создан холдинг «Дагмедиа», объединяющий все государственные...

Легенда дагестанской журналистики

69
Бросилось в глаза, что в зале нет свободных мест. Сам...

Так становятся звёздами

71
Ребенок, который ведет собственный канал, выкладывает интересные видеоролики в Сети, –...

Новогодний «сюрприз»

21
В канун Нового года все люди ожидают разнообразных приятных сюрпризов. Сама предновогодняя...

Статьи из «Общество»

Свободу дорогам!

7
Автомобильные заторы, или поп­росту «пробки», – одна из самых острых проблем Махачкалы....

Компас ведет в Дагестан

110
Поэт Расул Гамзатов писал: «Мне кажется, что Дагестан – это гостеприимно разостланный ковер,...

Его жизненный путь – пример для молодёжи

17
Бывают люди, чьи судьбы становятся неотъемлемой...

Эстетика и право на безопасность

10
Представьте себе: вы стоите на остановке и ждете...

Для удобства и качества обслуживания

8
В условиях установившейся дождливой погоды, обильных...

Экологическая реабилитация, или Дело – труба?

88
Не хотелось бы, чтобы на вопрос о том, что...

Бульба – символ дружбы

55
В мае этого года мы встречали в аэропорту рейс из Беларуси, на котором наш земляк Хизри...

Образование без границ

33
Обыденной реальностью для всех нас становится повсеместное внедрение в нашу повседневную жизнь информационных технологий, искусственного интеллекта и других...