Талант невероятного масштаба
Трудно однозначно судить о человеке, когда он талантлив во всем, чем бы ни занимался. И чем интереснее личность, тем больше находится повода вникнуть в суть его натуры, разглядеть то, что дано немногим, заложено природой, выбрасывающей на поверхность драгоценный камень, отливающий сотнями многоликих граней, притягивающих к себе, заставляющих вглядываться в бесконечно глубокий, прозрачный иллюзорный мир, где все иначе, чем за его пределами.
Каким он был, Темирбулат Бейбулатов, выходец из Нижнего Казанище Темирханшуринского округа Дагестанской области? Сызмальства тянулся к образованию, подспудно ощущая, что знания и есть то заветное, что откроет для него мир, позволив проникнуть вглубь, познав такое, что освобождает человека от рутины, косности, узости мировоззрения, давая возможность расширить свои познания, овладевая тем, что влечет, вызывает желание прикоснуться к неведомому, кажущемуся недостижимым. Темирханшуринское училище, Ставропольская гимназия, курсант Киевского военного училища, офицер Дагестанского конного полка.
Именно в годы его участия в Русско-японской войне, Первой мировой, Гражданской войнах он пишет свои первые поэтические сочинения, по-настоящему увлекается театром, фольклором, создает собственные музыкальные произведения.
Т. Бейбулатов создает «Театральное и литературное общество дагестанских мусульман», задуманное как просветительское, литературное, музыкальное и театральное просвещение дагестанских народов. Тогда же первым ростком дагестанской публицистики стал прогрессивный общественно-политический и литературно-художественный журнал «Тонг-Чолпан», издателем и редактором которого выступил Т. Бейбулатов. Здесь каждый мог найти для себя заветный уголок, уединившись в котором позволил бы себе поразмышлять, получив удовольствие от публицистики, художественных произведений. Что немаловажно, издатель привлек к работе таких видных дагестанских писателей-революционеров, как Н. и З. Батырмурзаевы, У. Буйнакский, Д. Коркмасов, С. Казбеков, просветитель Абусуфьян. Здесь были опубликованы его поэмы «Хаджимурат», «Хасбулат». В дальнейшем его просветительская деятельность получила продолжение в качестве зам. главного редактора русскоязычной газеты «Дагестан», где он опубликовал серию статей об «окаянных» днях Дагестана и России. Яркий, неординарный, он оказался в центре культурных, политических событий. И острота внутриполитической борьбы сыграла с ним плохую шутку. Не избежав наветов в конце 20-х гг., Т. Бейбулатов был выслан в Нижний Новгород, но возвращен благодаря многочисленным ходатайствам Дагобкома и обкома комсомола. Нет, он не ушел в себя, осознавая, что противоречивое время чревато серьезными ошибками и никто не застрахован от репрессий. Директор Дома красного горца в Буйнакске, он активно включился в культурную жизнь, готовя кадры профессиональных певцов, танцоров, музыкантов и артистов театра, руководил первой театральной студией и техникумом, на базе которых был создан первый профессиональный театр Дагестана — Кумыкский драматический театр. Воспряв духом, круглосуточно работая, являясь одновременно актером, режиссером, руководителем литературной и музыкальной части театра, переводчиком, он создавал новую драматургию, сценографию, революционную по сути. Немало сил в качестве члена оргкомитета Т. Бейбулатов отдал открытию Союза писателей, привлечению литературных сил, созданию оригинальных поэтических, драматургических произведений.
Критики, исследователи его творческого наследия отдают должное поэтическим, прозаическим новациям. Он заложил основы пейзажной и психологической лирики в кумыкской литературе ХХ века. Автор многочисленных лирико-эпических, автобиографических, посвященных современным процессам произведений, он являлся самобытным драматургом, одним из первых композиторов Дагестана, собирателем фольклора не только народов Кавказа, но и мира. Он же оказался причастен к созданию Ансамбля песни и танца народов Дагестана. Остается только поражаться бесконечному таланту этого удивительного человека.
Можно сказать, что эта личность невероятного масштаба и таланта во многом определила культурную жизнь молодого Дагестана. Но судьба его оказалась трагичной. Как и большинство представителей творческой интеллигенции, он был репрессирован, оставив после себя не только добрую память, но и пласт культурного наследия, которое еще только предстоит оценить современникам.