Купить PDF-версию
21:09 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X
08:14 21.01.2022

Там, за перевалом

Ибрагимхалил Магомедов, публицист-краевед
Выпуск - 2022 №№10-11
310

Как только выходим на западную окраину Махачкалы по пр.-ту Акушинского, справа перед нами открываются площадка бывшего нефтепромысла «Тарнаир» и вид на Махачкалу-1.

С левой стороны дороги, над новостройками поселков Новый и завода сепараторов, возвышается густо заросший кустарниками северо-западный склон Тарки-Тау, который заканчивается вверху поясом высоких обрывов известняков сарматского яруса.

На шестом километре от площади им. Ленина дорога пересекает Тарнаирскую балку, по которой между Тарки-Тау и Нарат-Тюбинским хребтом проходит автомагистраль Ростов – Баку. Здесь по направлению к с. Агачаул по обеим сторонам автомагистрали растёт густой кустарник. Этот живописный уголок с многочисленными полянами – прекрасное место для воскресного отдыха жителей Махачкалы и слётов юных геологов-краеведов.


Атлыбуюнский перевал

Далее, по направлению к Буйнакску, дорога проходит среди виноградных, кукурузных и пшеничных полей. По правую руку – пос. Ленинкент, впереди – первая «морщина» Нарат-Тюбинского хребта, бывший берег доисторического Каспия. Отсюда хорошо виден Кумторкалинский песчаный бархан Сарыкум. У первого поворота на перевал (у моста) дорога пересекает пласт светло-серого, почти белого песчаника караганского горизонта среднего миоцена, далее проходит по серпантину, пересекая ещё более мощные пласты таких же песчаников.

Они состоят из зёрен почти чистого кварца, благодаря чему являются хорошим сырьем для производства стекла, а некоторые разновидности его служат формовочным материалом в литейном производстве. Песчаники и промежуточные толщи тёмно-серых, почти чёрных глин по геологическому возрасту относятся к периоду неогена. На этих песчаниках хорошо видны знаки мелководного моря.

В средней части подъема на перевал, у одного из поворотов дороги в балке, можно увидеть в воде небольшого источника и в скважине незначительный приток нефти. В верхней части подъёма грядоступенчатый рельеф, характерный для чередующихся толщ песчаников и глин, меняется и отличается более мягким очертанием, что обуславливается сменой песчаников темно-серыми битуминозными глинами неогенового возраста. Они хорошо обнажены на перевале.


Долина Кар-Кар

Геологи считают, что нефть вначале образовалась в майкопских глинах, а затем под давлением вышележащих пород мигрировала в пористые породы песчаника. Поэтому принято называть майкопские глины неф­тематеринскими, а чокракские и караканские песчаники – коллекторами, или резервуарами нефти, газа, воды…

Мы на Атлыбуюнском перевале. Он совсем недалеко от Махачкалы, но это уже «кусочек» настоящей Страны гор, дающий наглядное представление об их суровом характере.

Весь подъём и весь спуск – петля за петлёй над обрывами, это тяжёлые перебои мотора, нервное напряжение водителя. Атлыбуюнским перевалом Дагестан словно предупреждает об осторожности, о сюрпризах, поджидающих впереди.

Верхняя часть северо-восточного склона Нарат-Тюбинского хребта покрыта кустарниками и густой разнотравной растительностью. С Атлыбуюнского перевала открывается красивая панорама на северо-восток – побережье Каспийского моря и Махачкалу, и на юго-запад – Буйнакскую котловину и меловые хребты.

Нарат-Тюбинский хребет возвышается на 700–800 м над Прикаспийской низменностью. Он непрерывно простирается от реки Акташ на западе до района Манас-озень и далее на восток. Отдельные части этого хребта носят названия Чирюртовский, Кумторкалинский, Атлыбуюнский, Котабургский и другие.

С Атлыбуюнского перевала дорога резко спускается вниз, и взору открывается вид на обширную долину Кар-Кар, почти со всех сторон окружённую горами. Слева возвышается гора Заузень-Баш. Эта долина почти необитаемая, очень сухая, с сильно засоленными почвами. Здесь встречаются растения, характерные для полупустынь равнинного Дагестана.

Спустившись с перевала, дорога зигзагами идёт по долине Кар-Кар в сторону селения Кафыр-Кумух, расположенного на берегу Шура-озень и окружённого богатыми фруктовыми садами. Новый Кафыр-Кумух построен после землетрясения 1975 года.

Там, где шоссейная и железная дороги скрещиваются и пересекают речку Шура-озень, на левой стороне стоит причудливой формы камень-скала. Так и кажется, что некий великан принёс его откуда-то издалека и положил здесь. В прошлом веке на этом камне стоял дворец шамхала.

Статьи из «Моя планета»