Техосмотр: отменили или нет?
На поставленный в заголовке вопрос на данном этапе ответ скорее будет отрицательным.
Действительно, Госдума в первом чтении приняла законопроект об отмене техосмотра. Но это означает лишь то, что документ имеет шансы для быстрого принятия во втором и в третьем чтениях и отправки на подпись президенту страны.
Инициатива первоначально исходила от партии «Справедливая Россия», которая предлагала отменить процедуру абсолютно для всех автомобилистов. Но большинство голосов в первом чтении набрал законопроект «Единой России», включающий ряд исключений. Согласно принятому документу, проходить техосмотр придется владельцам автомобилей и мотоциклов при постановке на учет при смене собственника и только в том случае, если техника старше четырех лет. От техосмотра не освобождается грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт, включая легковые, использующиеся в качестве такси. Никаких изменений и льгот для такого транспорта изначально не предусматривали.
Подчеркнем еще раз: от необходимости техосмотра освобождается транспорт возрастом четыре года и меньше. Поскольку в нашей республике добрая половина машин старше этого возраста, то при смене собственника такой транспорт должен иметь диагностическую карту. А если собственник не меняется? Тогда процедура приобретает добровольный характер.
Почему же вдруг возникла необходимость отменить обязательность прохождения техосмотра? Как поясняют авторы законопроекта, сейчас новые машины имеют достаточную техническую надежность, некоторые производители автомобилей дают даже семилетние гарантии на свою продукцию. Кроме того, 99 процентов собственников следят за техническим состоянием своих автомобилей. И не по принуждению, а понимая, что это их безопасность и безопасность других участников дорожного движения. «Сейчас техосмотр проводят независимые коммерческие организации, но почему 99 % водителей должны его проходить, платить, нести ответственность ради 1 %? Это нецелесообразно», – говорят авторы законопроекта.
В пояснительной записке к законопроекту приводятся данные о водителях, которые попали в ДТП на неисправных автомобилях. Так вот, их доля составляет в случае с легковыми автомобилями 1,1 %, в случае с мотоциклами – 0,7 %, с автобусами – 5,6 %, с грузовиками – чуть больше двух процентов. Эти цифры косвенно подтверждают необходимость освободить владельцев транспорта от лишних расходов за техосмотр.
В связи с отменой обязательного техосмотра страховщики напоминают: если авария произойдет по причине технической неисправности, то к водителю применят регресс – то есть выплаченные страховой компанией средства будут потом взыскивать с виновника аварии.
Независимо от того, будет принят закон об отмене обязательного техосмотра или нет, каждый водитель должен понимать, что автотранспорт представляет собой объект повышенной опасности, его неисправность и несоблюдение правил дорожного движения могут привести к печальным последствиям.