***
Самой интересной в хоре этих голосов выглядит партия, озвучивающая необходимость разработки тем либо иным министерством своей политики. — Господа, а как же насчёт принятой ранее и пока ещё никем не отменённой Стратегии-2025, в основе которой вроде как и должны лежать все ведомственные политики и на год, и на пять вперёд? Разве уже более полугода она не имеет силу закона и не вывешена на сайте Правительства республики? Ведь там же всё прописано. Как-никак работа над нею обошлась бюджету, если мне не изменяет память, где-то в 26-28 миллионов рублей, и «весит» она порядка 2,5 триллиона (!!!). К тому же в своё время было очень много славословия в её адрес со стороны чиновничества и учёных мужей, приложивших руки к разработке Стратегии.
***
Правда, автор этих строк ещё до принятия обозвал её театром абсурда в своей статье с одноимённым названием. Однако глас этот все дружно проигнорировали, и «караван» гордо почапал дальше – туда, не знаю куда. А как иначе? Она ведь обещала к 2025 году превратить Дагестан в «передовой субъект Российской Федерации XXI века». И никого не смущало, что эта радость нас ожидает при условии повышения удельного ВРП республики до среднероссийского уровня… 2010 года. Документ буквально нашпигован всевозможными несуразностями, но это, конечно же, квинтэссенция абсурда. Теперь же, когда почти все товарищи из экономического блока прежних правительства и администрации президента, не считая внутренней рокировки, остались в самом блоке, ни один из них почему-то не вспомнил о столь любезной им Стратегии. Они уже заняты разработкой очередной своей политики и, значит, соответствующей ей стратегии. Получается, что политики у нас до сегодняшнего дня никакой и не было. — Ребята, а чем же вы тогда все эти годы занимались? Не грозит ли вашим новым трудам судьба предыдущих?
***
Первые звонки уже звучат. Так, и.о. министра экономики при обсуждении в Народном Собрании вопроса бюджетной обеспеченности сообщает, что у нас отсутствует такой механизм, чтобы заинтересовать глав муниципальных образований в поднятии собственной доходной базы». Елки-палки! Стратегия-2025, оказывается, существует без механизма мотивации, обеспечивающего доходы в муниципальные бюджеты. А нет денег, значит, не быть ни старой стратегии, ни новой политике. «Утром деньги –вечером стулья». Это скольких же лет не хватило для разработки механизма и сколько лет ещё ждать?
***
Придётся помочь. Бесплатно. Механизм заключается в анализе доходного потенциала муниципального образования и постановке задачи по его реализации. — Не справляется глава? — Давай, до свидания! Вместе с руководителями своих служб, ответственными за это дело. Привожу пример. В республике, по статистике, добыча песка составляет порядка 1% от того, что фактически потребляет строительная отрасль. Значит, 99% проходит мимо бюджета. Поставьте задачу и обеспечьте контроль с ответственностью, чтобы в течение года эта цифра уменьшилась хотя бы вдвое. Вот и вся механика с математикой, не требующая к тому же никаких дополнительных финансовых и материальных затрат. Кстати, заметьте, что она вполне укладывается в русло декларируемых новым руководством требований в части ответственности кадров.
***
Никогда не увядает у нас и тема необходимости развития промышленности – в первую очередь машиностроения — как станового хребта экономики, двигателя прогресса и пр. Сейчас как раз приходится наблюдать очередное обострение. Вообще–то становым хребтом и может служить любая отрасль – хоть выращивание кукурузы, хоть производство даргинского чуду или детских игрушек. Лишь бы создавались рабочие места и пополнялся бюджет. Ничего не имею и против машиностроения. Но кто и когда доказал, что, к примеру, для него 5 или 15% в общем ВРП это плохо, а 40 или 70% это в самый раз? Кто доказал, что рубль, поступивший в семейный или государственный бюджет от игрушек или кукурузы хуже рубля машиностроительного? Разве у него меньшая покупательная способность? Силиконовая долина расположена в американском штате Калифория, заводы же разбросаны в основном по всей Юго-Восточной Азии и Китаю. И ничего. Основные денежки IT-индустрии всё равно стекаются в долину. Не потому, что американцы нагло всех обдирают, а потому что сегодня мозги ценятся больше, чем станки. Такова особенность постиндустриального общества, которое, кстати, разработчики Стратегии-2025 обещают и нам через двенадцать лет, хотя признаки планируемой постиндустриализации найти в ней очень сложно.
***
Интересно, что ответят адепты развития машиностроения, если спросить у них: — Друзья, вот вы десятилетиями твердите об одном и том же, а воз и ныне там. В чём причина? Вроде бы и профессура, и чиновники, и тем более руководители предприятий выступают единым фронтом, активно требуя этого. К тому же в разрабатываемых ими стратегиях регулярно сообщается о наших конкурентных преимуществах за счёт квалифицированных кадров, незагруженных мощностей… А инвестор почему-то не клюёт, да и кредитор, если клюёт изредка, то только под государственные гарантии, что в общем-то есть свидетельство не совсем полной надёжности в его глазах кредитуемого проекта. Так где, чёрт подери, затаился вредитель?
***
Для обвинения остаются только злонамеренный Федеральный центр, проклятый Запад и потусторонние силы, но я, будучи противником конспирологических теорий, предложу собственную версию. Дагестан, конечно же, имеет перед, к примеру, Сибирью или Норвегией с Финляндией конкурентные преимущества в деле выращивания винограда. Что же касается машиностроения, то их у нас, к сожалению, нет. Когда завод десятилетиями пребывает в режиме загрузки на уровне 10-15% своих мощностей, это означает лишь затянувшуюся агонию — точка возврата давно пройдена. Связи с поставщиками, потребителями и смежниками разрушены, квалифицированные кадры разбрелись кто куда, а простаивающие мощности обветшали и устарели. Дешевле построить с нуля что-то новое, чем разгребать оставшееся. К тому же современное машиностроение – это чрезвычайно сложное и затратное дело. К примеру, строительство Каспийского завода листового стекла можно объяснить, помимо прочего, ещё и наличием у нас сырьевой базы, которая имеется далеко не везде. Но в чем не выдуманное, а реальное конкурентное преимущество размещения у нас какого-либо машиностроительного предприятия? Даже если не брать во внимание риски, связанные с действиями экстремистского подполья.
***
Одной из заигранных мелодий, регулярно исполняемых промышленными генералами, являются сетования на то, что их постоянно обделяют госзаказами. Насколько это соответствует действительности, сказать сложно. Возможно, они проигрывают в честной конкурентной борьбе коллегам из других регионов, а возможно, всё решает подковёрная борьба административных и прочих ресурсов. С учётом российских реалий, думаю, следует всё-таки отдать предпочтение второй версии. Тогда вопросы, безусловно, к тем, кто может, а зачастую и обязан лоббировать интересы республики в Федеральном центре.
***
Но я сейчас не столько об этом, сколько о том, что в рыночных условиях непродуктивно строить свою политику, привязываясь к столь ненадёжному партнёру, как государство, в котором всё зависит от настроения чиновника. Предприятие, ориентированноё только на госзаказ, подобно банку, у которого один вкладчик — ушёл он, и всё рухнуло. Госзаказ у предприятия может занимать не более 20-30% от общего объёма производства. Остальные мощности должны работать на открытый рынок. В его портфеле заказов должны присутствовать если не сотни, то десятки потребителей, которые отдали предпочтение ему не по чьей-то указке, а потому что выгодно. Если же таких нет, то это вопросы к менеджерам самого предприятия, к их компетентности в области маркетинга.
(Продолжение следует)
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




0