X
09:27 06.08.2025

Тихая сила Муху Алиева

Выпуск - 2025 № 112
62

Сегодня отмечает свой 85-летний юбилей человек, чья судьба вместила в себя историю Дагестана за более чем полувековой путь развития. Свидетель и активный участник целой политической эпохи. Пережил горбачевскую перестройку, ГКЧП, ельцинское лихолетье 90-х годов, разгон российского парламента, обстрел Белого дома, не говоря о событиях, происходивших в республике.

Последний первый секретарь Дагестанского обкома партии, председатель Верховного Совета Дагестана, первый Председатель Народного Собрания РД, первый Президент Дагестана. Каждому из названных периодов посвящены его книги, написанные в годы работы в Институте философии РАН после ухода в отставку: «Перестройка: риторика и реальность», двухтомник «В поисках согласия», «Выбор курса», «Неожиданный поворот», «Между философией и политикой».

Четверть века на руководящих должностях республики периода политического пекла. Даже одного такого жизненного этапа деятельности достаточно человеку, чтобы остаться в истории. Судьбе было угодно, чтобы в ту самую эпоху перемен, от которой предостерегает опыт тысячелетий, именно этот скромный, спокойный, внешне обычный человек, не любящий пафоса, громких слов и жестов, был не просто вовлечен в события исторического масштаба, но и старался влиять на ход их развития в интересах страны и родной республики.

Именно ему было дано, находясь на перекрестке опасных дорог, останавливать, смягчать, перенаправлять порой взбесившиеся стихии опасных сил. Он чаще всего оказывался между меняющейся, с годами криминализирующейся властью и то растерянным, то бунтующим, то терпеливо страдающим народом, выражая его волю и проверяя действия всех участников событий интересами народа. Он, пожалуй, был одним из редких политиков, кто мог говорить «нет» первому лицу страны, предостерегая от ошибок. Самый широко известный пример, о котором дагестанцы узнали лишь через два года после известных событий, это отказ поступиться интересами дагестанского народа (а значит, и страны) в переговорах России и Азербайджана.

Не странно ли, что при абсолютной скромности и отстранённости от карьерных состязаний и порой вопреки многим противодействующим силам даже в самое откровенно коррупционное время, время продажи самых высоких должностей, он вновь волей истории оказывался у штурвала нашего общего корабля, где хозяйничало немало людей, для которых понятия долга, ответственности, народа были лишь словами? И как бы ни старались бросить тень на репутацию этого человека разные дельцы в борьбе за право использовать народ и судьбу республики в своих интересах, ничего не вышло. Народ не обмануть. Имя Муху Гимбатовича Алиева всегда было окружено уважением, доверием и признанием народа. Он просто работал, не признавал никаких не только пиар-технологий, в которые во многом превратилась журналистика постперестроечного времени, но и умалчивал то, что объективно и по факту было необходимо сказать, особенно если сам факт невольно свидетельствовал о его личных заслугах. Тогда он отказывался от публичности в этом вопросе. Для нас как сотрудников информационно-аналитического управления это было большой проблемой. В эпоху, когда о себе на каждом шагу кричала амбициозная пустота армией проплаченных или управляемых журналистов, чаще всего в созданных для этого коммерческих изданиях, любивших называть себя свободной прессой, эта щепетильность и скромность работали против него. Но иначе для Муху Гимбатовича было невозможно.

Архитектор дагестанского равновесия

С именем Муху Алиева связаны становление новой формы политического устройства республики, становление Народного Собрания – парламента Дагестана. Эта работа требовала мудрости и мужества, профессионализма и целеустремленности, хороших организаторских способностей, умения и готовности брать на себя ответственность. И еще одного редкого качества – способности предвидеть последствия решений, а для этого надо уметь глубоко анализировать ситуацию и делать правильный выбор. Сочетание интеллекта и совести со святым понятием патриотизма, ставшего в одночасье немодным, от которого Россия тогда отказывалась, наверное, и есть основа крепости любой силы. Эти качества проявились со всей полнотой в годы горбачевской перестройки, когда Муху Гимбатович работал первым секретарем Дагестанского обкома партии. Перестройку на раннем этапе он принял как назревшую необходимость, верил в нее, пока поиски лучших форм жизни шли в русле обновления социализма, понимал, что социализм вполне сочетается с рыночными способами хозяйствования. И более того, дагестанский обком руководил процессом подготовки Программы перехода Дагестана к рыночной экономике на 1990–1991 г.г., которая была утверждена Верховным Советом республики.

Но начались активная демонизация социализма и нивелирование его достижений, поощрение сепаратизма, объявление дружбы народов, интернационализма пропагандистским штампом, чуждым демократии, отсутствие в руководстве страны четкого курса развития, сползание в хаос, разгул криминала. Эти и все другие язвы горбачевско-ельцинского курса были подвергнуты Муху Гимбатовичем открытой критике.

Выступая на 28 съезде партии в Москве 2 июля 1990 года, он предостерег: «Нынешний съезд в судьбе партии имеет решающее значение, ибо вопрос быть или не быть КПСС сегодня стоит по-гамлетовски трагично и остро… Под видом реформирования партии идёт ее последовательное вытеснение с политической арены общества…».

Отметив, что коммунисты республики видят свою задачу в том, чтобы, сплотив ряды, динамично, без снижения уровня жизни людей перевести общество на путь обновленного социализма, к новым отношениям и в хозяйственном механизме, он критиковал руководство КПСС за промедление с реформами. Считал, что если выдвижение любых политических лозунгов не подкреплено экономическими преобразованиями, это тупиковый путь. Отсутствие четкой перспективы развития – причина шарахания из стороны в сторону руководства партии и падения его авторитета в глазах народа.

В 1991 году дагестанская областная партийная организация открыто работала против избрания Б. Ельцина президентом России. Манипулирование общественным мнением центральными СМИ, преподносившими его как решительного сторонника позитивных перемен, непримиримого борца с привилегиями партийной номенклатуры и другими пороками советской системы, сделали свое дело. В Дагестане на Ельцина работала и выросшая в послевоенные годы определенная часть партийно-хозяйственного актива, сросшаяся к этому времени с криминалом, теневой экономикой, «перестроившаяся» вовремя и быстро превратившаяся в демократов, «партию» заготовителей.

Ждать долго обещанных Ельциным перемен не пришлось. Народ потерял страну. Её территория уменьшилась почти на четверть, население – почти на половину. Потери промышленного, военного потенциала вполне сопоставимы с потерями СССР в Великой Отечественной войне. Россия вернулась к капитализму, причём весьма своеобразному, часто называемому в англоязычной литературе «капитализмом для своих». То есть произошла контрреволюция, о наступлении которой неоднократно предупреждал М. Алиев.

Это стало новой реальностью, которую Муху Гимбатович принял без всяких иллюзий. На Дагестан, ставший после развала СССР приграничной республикой, помимо проблем, унаследованных от советского времени, навалились и новые проблемы. Для местных руководителей того периода в первую очередь эти проблемы и задачи были связаны с организацией публичной власти в республике.

Вклад М. Алиева в устойчивость политической конструкции Дагестана в лихие 90-е годы трудно переоценить. Верховный Совет Дагестана, не приняв предложение центра о самороспуске, честно исполнил свой исторический долг и передал свои функции новообразованному Народному Собранию. Парламенту и Правительству удалось направить энергию воинственно настроенных национальных и даже националистических движений, могущих стать источником развала республики, в русло укрепления ее единства. Властные структуры научились находить пути выхода из кризисных ситуаций, предупреждать сползание в межнациональный кризис. Это была практика согласия, реализуемая в ежедневной работе, нередко в экстремальной ситуации, когда нужно было находить единственно нужное решение, единственно нужное слово.

Становление нового парламентского органа проходило на фоне сложнейших социально-экономических и политических проблем: экономический кризис, сложная криминогенная обстановка, обострение социальных проблем, влияние событий в Чечне. Народное Собрание РД создавалось как совершенно новый политический институт, встроенный в соответствии с Конституцией РД в структуру разделения государственной власти. Была определена структура парламента, обеспечено правовое регулирование его деятельности, а главное, четко определены приоритеты: законотворческая деятельность в экономической и бюджетной сфере, в работе местного самоуправления, экологии.

Не сходили с повестки дня вопросы развития национальных отношений и противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму. Впервые в законодательной практике дагестанский парламент стал пользоваться правом законодательной инициативы. Согласно Конституции РФ, налаживались межпарламентские связи с другими республиками, вошли в практику работы парламентские слушания, «круглые столы» с привлечением специалистов, общественности, учёных. При этом приходилось серьезно работать с парламентским корпусом, в котором были и депутаты, склонные к работе в формате стихийных митингов.

Такие формы работы как огульная критика, личная амбициозность, демагогия постепенно отошли на задний план, утверждались конструктивный подход к делу и парламентская дисциплина. Набираясь опыта, парламент стал играть стабилизирующую роль в республике. Был заложен фундамент народовластия, повышалась правовая культура населения, широко привлекалась к работе творческая и научная интеллигенция. Так был создан дагестанский парламент как новый политический институт, функционирующий в условиях разделения властей, опыт которого изучали другие регионы, и предложения которого внимательно рассматривались также в федеральном центре.

Самостоятельный политический институт

В 1994 году Дагестан стал первым среди субъектов РФ, где была принята Комплексная программа решения проблем национальных отношений, разработанная и принятая по инициативе и под руководством Муху Алиева. Главной идеей программы было сохранение единства и целостности Дагестана в составе Российской Федерации, а также необходимость учета того, что при решении межнациональных вопросов надо руководствоваться не только историческими, но и современными реалиями. Программа исходила из безусловности признания, что высшим приоритетом в области национальных отношений в республике является прочный мир между всеми национальностями на основах свободы, равенства и братства, а также из признания, что нерешенные проблемы есть у каждой народности. Они различны по содержанию, формам и возможностям решения. Но ни одна из народностей в одиночку свои проблемы не в состоянии разрешить в условиях нашей республики. Любые ошибки, перекосы надо исправлять сообща, общими усилиями, через мир, согласие и взаимопомощь. Очень важно видеть за общим особенное, за Дагестаном, дагестанским народом конкретные национальности. В такой же мере за конкретными национальностями со своей самобытной историей, культурой, характером и традициями, языком надо видеть Дагестан в целом, дагестанский народ.

Форма государственного устройства Дагестана, определенная в Конституции после длительных обсуждений, вытекала из основных приоритетов государственно-политического развития республики и соответствовала характеру и национальному самосознанию дагестанского народа. Муху Гимбатович писал: «Не сумма народов Дагестана, а все народы, предстающие в политическом пространстве как «многонациональный дагестанский народ», сознают, что государственное устройство республики находится в согласии с их характером, правами и состоянием».

Полинациональность Дагестана не представляла бы повышенного научно-теоретического и политико-практического интереса, если бы здесь исторически не выработалась такая национальная политика, которая удерживает этнический плюрализм в гармоничном состоянии. Все эти идеи, положения, истины надо было пропагандировать, чтобы они были осознаны и впитаны политиками, новыми поколениями дагестанцев, были предметом научного и гражданского осмысления.

На тему «Единство и целостность Республики Дагестан как конституционный принцип» дагестанским парламентом было проведено множество значимых мероприятий, в том числе научно-практическая конференция, круглый стол ведущих ученых-обществоведов республики. Материалы указанной конференции, как и другой конференции «Дагестан в составе России: эволюция государственно-правового статуса», доклады М. Алиева на этих конференциях, а также на торжественном собрании, посвященном 75-летию образования Республики Дагестан, очень важны для дагестанцев. Актуальность осуществленного теоретического осмысления этих проблем сохраняется и будет возрастать.

Необходимо отметить, что в Конституции Дагестана четко обозначен и другой приоритет деятельности, которому он уделял внимание на всех руководящих должностях, — это «стремление к становлению гражданского общества и созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев» (из преамбулы Конституции Дагестана).

Для того чтобы идея гражданского общества, которая первоначально у многих даже во властных структурах вызывала подозрение, была прописана в Конституции РД и стала фактом общественного согласия, было сделано немало. Чтобы наполнить реальным содержанием эту идею, его институты должны были охватить самые разнообразные сферы жизни человека и создаваться самими гражданами для отстаивания своих интересов, ценностей, в том числе при принятии властями тех или иных решений. Институты гражданского общества – это каналы связи между обществом и властью, это механизмы влияния общества на власть, так необходимые для справедливого демократического развития.

Немаловажный факт: Председатель Народного Собрания Дагестана был одним из лучших спикеров региональных парламентов России. В 2004 году он был признан спикером года в Российской Федерации. Большой резонанс не только в Дагестане, но и в стране вызвали внесенные дагестанским парламентом в 90-е годы в Закон о статусе депутата Народного Собрания Республики Дагестан изменения, в соответствии с которыми депутаты лишили себя депутатской неприкосновенности. В этом же плане надо оценить и внесенные изменения в Закон о выборах депутатов Народного Собрания, связанные с ограничением доступа в парламент лиц с криминальным прошлым, особенно совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

Признанием авторитета и заслуг М. Алиева является и то, что он в течение восьми лет по распоряжению Президента РФ представлял страну в Конгрессе местных и региональных властей Европы (КМРВЕ). Указом Президента Российской Федерации Муху Гимбатович включался в состав комиссии при Президенте страны по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации. Федеративные отношения были предметом его не только постоянного практического внимания, но и теоретического исследования. В этом плане и сегодня интерес представляют его доклады, выступления, статьи, интервью. В них решительно осуждаются призывы отдельных политических деятелей и ученых к унитаризации и губернизации России, ее федерализации на основе экономического районирования, отстаивается ассиметричность нашей федерации. Эта ассиметричность, сочетание национально-государственного и административно-территориального принципов федеративного устройства, по мнению М. Алиева, наиболее адекватно отражает сложившиеся российские реалии и является одним из ключевых факторов сохранения целостности страны.

Развитие парламентаризма имеет фундаментальное значение в современном мире. Парламент является институтом народного суверенитета. Он ограничивает исполнительную власть, предотвращая авторитаризм. Он выступает как площадка для согласования позиций разных социальных групп, регионов, позволяет снижать протестный потенциал в обществе. Он переводит в правовое поле конкурирующие интересы различных сторон и сил. Межпарламентское взаимодействие укрепляет международные позиции государства.

Обобщая итоги парламентской деятельности Муху Алиева, отметим, что под его руководством дагестанский парламент был сформирован как самостоятельный политический институт, функционирующий в условиях разделения властей и создавший законодательную базу по всем основным направлениям жизни республики, позволяющую обеспечить защиту интересов республики и ее граждан. Было инициировано теоретическое осмысление и практическое развитие гражданского общества в Дагестане, его согласительного потенциала в диалоге между обществом и властью.

Муху Гимбатович сыграл ключевую роль в институционализации парламентаризма в постсоветском пространстве, превратив парламент не в декоративный орган, а площадку для легитимизации власти через представительство народа, межэтнического согласия и адаптации федерального законодательства к региональной специфике. И подчеркнём: как спикер он не просто председательствовал, а выстраивал систему с нуля после отмены Госсовета, он находил баланс между Федеральным центром, требовавшим унификации, и местной спецификой (этнические квоты), а это высший пилотаж политического управления. Он создал институт, который гасил межнациональные трения, иные конфликты через правовую процедуру, а не силу. Создал функциональный институт, прочно интегрированный в правовое поле Российской Федерации.

Продолжение в следующем номере «ДП»

Похожие

Доблестный труд юбиляра

11
В Каспийске 6 августа прошли юбилейные мероприятия к 85-летию первого президента Дагестана...

Тихая сила Муху Алиева

28
Выдвижение Муху Алиева на должность Президента Дагестана журналисты того периода, не...

Статьи из «Личность»

Луиза Алиханова: эксклюзивная и своя

43
Дело не только в том, что дагестанская ГТРК лидирует в...

Памяти друга

51
Об ушедшем из жизни хорошо знакомом человеке всегда найдётся что сказать доброго. За период...

Человек, патриот, учёный

16
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...

Загир Арухов: мост через пропасть

208
Имя Загира Арухова – одно из самых светлых и трагических...

Прославленный виноградарь

46
Истинный патриотизм людей заключается не только в боевом духе защитника родной земли, но и в...

Памятник патриоту и гражданину

99
Магомедали Магомедову – видному государственному и...

Мудрость, рожденная в горах

54
Жизнь состоит не из времени, а из моментов, врезающихся в память драматическими событиями,...

С ответственностью за каждое слово

48
Его имя и сегодня остается брендом дагестанской...

Родом из Куруша

64
Талантливые дагестанцы в самых разных регионах нашей страны добиваются признания и...