X
09:45 07.08.2025

Тихая сила Муху Алиева

Выпуск - 2025 № 113
31

Выдвижение Муху Алиева на должность Президента Дагестана журналисты того периода, не договариваясь между собой, называли лучшим решением Кремля на тот момент. На первой пресс-конференции после вступления в должность Муху Гимбатович заявил, что понимает, какую ответственность несет, какое тяжелое бремя на себя принимает, что сам не завидует себе.

Продолжение. Начало в №112 «ДП» от 6 августа 2025 года

В недавнем интервью республиканскому журналу «Дагестан», отвечая на вопрос «В какой период жизни Вам было наиболее интересно: на посту первого секретаря обкома, в НС, на должности первого Президента РД?», Алиев сказал: «На всех этих должностях я считал своим главным приоритетом служение стране и республике». Эти слова подтверждаются всей его жизнью и отношением народа к нему.

Народный Президент

Основа «тихой дипломатии» Муху Алиева – умение слушать и слышать, находить точные слова, разрешать противоречия не силой, а переговорами, искать компромиссы между разными группами и интересами, терпимо относиться к критике, уметь выслушивать разные точки зрения. Терпеливо, методично, последовательно и системно, со знанием дела почти в круглосуточном рабочем режиме Муху Алиев работал на посту руководителя Дагестана над стабилизацией ситуации, переводя республику на новые рельсы, к новым цивилизованным подходам к решению проблем.

Работать довелось в непростых условиях. Ситуация в Дагестане накануне его вступления в должность была чрезвычайно сложной. Жизнь в очередной раз подтвердила, что борьба с внешней опасностью может сплотить народ только на короткий период. После разгрома бандформирований, напавших на Дагестан в 1999 году, прошло немного времени, и возобновились теракты, посягательства на жизнь работников правоохранительных органов, похищения людей. Крупный теракт, унесший жизни 45 человек, произошел 9 мая 2002 года во время парада в честь Дня Победы в Каспийске. Число жертв от терактов и нападений среди правоохранителей и других служб, мирного населения в 2005 году стало больше, чем в 1999 году. Пик похищений людей также пришелся на 2004–2005 годы. Таким образом, борьба с религиозно-политическим экстремизмом вышла на первый план.

С момента зарождения религиозного экстремизма еще в перестроечные годы Муху Гимбатович предупреждал о его опасности, анализировал причины роста религиозного радикализма. Распространению ваххабизма в Дагестане во многом способствовали внешние силы, зарубежные исламские центры. Но не внешние условия, а именно внутренняя обстановка, социально-экономическая ситуация, социальная незащищенность людей были главными катализаторами распространения ваххабизма, превратили его в реальную общественно-политическую силу, подчеркивал неоднократно Алиев. Ситуация усугублялась и войной в соседней республике, попытками чеченских сепаратистов втянуть в войну и Дагестан.

Первый Президент РД возглавлял рабочую группу Госсовета РФ по вопросам противодействия религиозно-политическому экстремизму. Рабочая группа обобщила научные исследования и практику противодействия религиозно-политическому экстремизму в стране и регионах, на Северном Кавказе, определила новые подходы к противостоянию этой угрозе. Их реализация позволила в Дагестане уже в 2006 году сократить в два раза число терактов, на 40 % стало меньше и количества посягательств на сотрудников правоохранительных органов. А самое главное, терроризм и экстремизм были дискредитированы в глазах общества, населению стала понятна их подлинная суть.

По распоряжению главы государства в Дагестане была проведена Всероссийская научно-практическая конференция с широким представительством органов власти, научного сообщества, религиозных организаций. В докладе Муху Алиева особый акцент был сделан на новые подходы в информационно-пропагандистском противодействии экстремизму, разоблачении идеологии ваххабизма. Его деятельность – наглядный пример активной, наступательной, целеустремленной борьбы с этим глобальным злом и его локальными, региональными проявлениями.

Руководя республикой, М. Алиев решал также множество вопросов, значение которых очень велико, но понятно не широкой общественности, а узким специалистам. Один пример: до его вступления в должность Президента в отношении Дагестана продолжал действовать Особый порядок прохождения платежей, введенный Центробанком Российской Федерации в связи с распространенными здесь экономическими преступлениями, мошенничеством, когда с использованием фальшивых авизо и фирм-однодневок из банковской системы похищались огромные средства. Порядок был изменён, на что потребовалось два года, но это позволило улучшить ситуацию в республике и войти в общее правовое поле России.

Как отмечалось в справке «Об обстановке в Республике Дагестан и мерах по ее стабилизации», подготовленной аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе в июле 2005 года, накопление нерешенных социально-экономических и политических проблем в Дагестане приближалось к критическому уровню. «Дальнейшее их игнорирование (так же, как и попытка «загнать вглубь» силовыми методами), – говорилось в справке, – уже в краткосрочной перспективе способно привести к резкому росту акций протеста и гражданского неповиновения, к неуправляемому развитию событий…».

Чуть больше месяца спустя после вступления в должность в первом же Послании Народному Собранию М. Алиев предложил новый курс развития республики. Он был рассчитан на сохранение всего позитивного, что было накоплено в предыдущие десятилетия. Это прежде всего единство и целостность республики как части Российской Федерации, политическая идентичность дагестанских народов, общность их истории, менталитет. В то же время этот курс решительно был направлен на борьбу с формированием кланово-корпоративных групп, коррупцией в органах власти. Поэтому в качестве первоочередных вопросов, помимо борьбы с религиозно-политическим экстремизмом, были определены вопросы политической модернизации, наведения порядка во власти. Именно во власть упирались ключевые проблемы развития республики: она была главным препятствием и главной трудностью для реализации предложенного курса.

Чуть больше месяца спустя после вступления в должность в первом же Послании Народному Собранию М. Алиев предложил новый курс развития республики. Он был рассчитан на сохранение всего позитивного, что было накоплено в предыдущие десятилетия

О том, как реализовывался новый курс, шли административная реформа и реформы государственной службы, местного самоуправления, бюджетная и другие реформы, обстоятельно изложено в двухтомнике Муху Гимбатовича «Выбор курса» и «Неожиданный поворот», изданном в период его работы в институте философии РАН.

Дагестан перешел на унифицированные по всей стране правила формирования органов государственной власти. Состоялся новый институт президентства, были созданы механизмы, позволяющие населению влиять на принятие решений, обеспечить диалог власти и общества, открытость в работе органов власти. Начали функционировать официальные сайты Президента, Правительства, министерств и ведомств, муниципальных образований. Приступили к работе Общественная палата республики и Уполномоченный по правам человека. За короткое время исполнительная власть на республиканском уровне была очищена от кланов, почти полностью от них освободился при новых выборах и республиканский парламент. Общественно-политическая ситуация значительно улучшилась, сложились условия для качественных преобразований в экономической и социальной сферах, ликвидации отставания в развитии республики.

Прорывные проекты

В годы президентства Муху Гимбатовича в Дагестане началась реализация крупных инвестиционных проектов. Построены Дворец спорта имени Али Алиева на пять тысяч мест в Каспийске, Лезгинский театр в Дербенте, военный городок в Ботлихе, а также 28 погранзастав, на которых служили более трех тысяч дагестанцев. Завершено строительство первого блока Ирганайской ГЭС, Гельбахской и двух малых ГЭС – Агульской и Магинской. Начато строительство Гоцатлинской ГЭС и газопроводов в высокогорные районы – Цумадинский, Ботлихский, Хунзахский, Гумбетовский, выполнен основной объем работ на Гимринском автодорожном тоннеле. Движению республики к современному состоянию способствовали и построенный в те годы первый бизнес-инкубатор, открытый первый на Северном Кавказе Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению в электронной форме по принципу «одного окна».

Впервые в республике вводились гранты для поощрения авторов наиболее актуальных социально значимых проектов в сфере науки, культуры, образования, молодежной политики, молодежных организаций, деятельности общественных объединений. Наряду с грантами для поощрения авторов наиболее актуальных социально значимых проектов в сфере науки, культуры, образования, молодежной политики были учреждены 113 стипендий для лучших студентов дагестанских высших учебных заведений, а также дагестанцев-отличников, обучающихся в московских и санкт-петербургских вузах. В Страсбург на учебу была направлена группа выпускников дагестанских школ, отличников учебы – дети погибших сотрудников правоохранительных органов и из многодетных малообеспеченных семей.

Произошел перелом в вопросах финансирования программы восстановления Ауховского района и переселения лакцев Новолакского района на новое место жительства. За 2007–2009 годы в «Новострое» было построено около 700 жилых домов. Это больше, чем за десять предыдущих лет. Практически полностью было переселено население селений Ахар, Шушия, Дучи. Построены новая районная больница, школа в селе Чапаево, строились еще четыре новые школы, дороги и другие объекты.

Цифры – самый точный и бесстрастный показатель деятельности. Вот некоторые из них: валовый региональный продукт в республике за четыре года возрос более чем в 2,5 раза, инвестиции в основной капитал увеличились в 3 раза. По инвестициям на душу населения Дагестан превзошел средние показатели Южного федерального округа. В 2005 году республика находилась по этому показателю на 76 месте в РФ. В 2009 году мы поднялись на 51 место.

Можно сказать, что это были прорывные для Дагестана показатели, как и по строительству объектов здравоохранения – были построены 20 больниц, 63 фельдшерско-акушерских пункта, 7 поликлиник. Среди введенных в эти годы объектов здравоохранения – республиканские кардиологический и ­физиотерапевтический центры. Был выполнен основной объем работ по Республиканскому травматологическому центру. Чтобы дальше не утомлять цифрами, подчеркну, что все это было следствием того самого нового курса развития, который был предложен первым Президентом РД. Его смысл заключался в том, чтобы, эффективно используя выделяемые федеральным центром средства, максимально задействовать внутренние ресурсы развития, наши основные конкурентные преимущества, в том числе развитый человеческий ресурс, предпринимательскую активность наших людей.

Развитие экономики республики положительно сказалось на улучшении бюджетной устойчивости. Доходы консолидированного бюджета выросли в три раза. Опережающими темпами росло поступление в бюджет собственных средств. Это позволило за счет роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета решить многие социальные вопросы, увеличить расходы на образование, здравоохранение, ЖКХ, на поддержку культуры, спорта. Было введено горячее питание в школах, почти вдвое увеличены средства на питание в республиканских учреждениях образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Надбавка к зарплате работников республиканских театров и библиотек была увеличена на 70 % от оклада, зарплата артистов оперы и балета – в полтора раза, ансамбля «Лезгинка» – в два раза. Выросли детские пособия. На 25 % были увеличены пенсии пенсионерам, находившимся в прошлом на партийной и советской работе, и другим гражданам, имеющим особые заслуги перед республикой, – заслуженным деятелям искусства, образования, здравоохранения. Были обеспечены жильем все семьи работников правоохранительных органов, погибших в борьбе с террористическим подпольем начиная с 2000 года.

На страже интересов дагестанцев

Все это способствовало повышению доверия народа к власти. Президент постоянно бывал в районах и городах среди людей, знал их настроения, нужды, трудности. Безопасность и благополучие дагестанцев были главным делом его жизни. Он отстаивал их, чего бы это ему не стоило, в том числе и перед федеральными органами власти.

Российский социолог, кавказовед Энвер Кисриев пишет о Муху Гимбатовиче: «Особо хочу отметить, что он проявлял принципиальность и по отношению к вышестоящим органам власти и если считал себя правым по принципиальным вопросам, то не сходил со своих позиций – редкое качество для руководителя во все времена, а для нынешних – просто дефицит».

Дагестанцы, пожалуй, в подавляющем своем большинстве в курсе разногласий М.Г. Алиева с федеральным центром в период подготовки Договора о государственной границе между Азербайджаном и Россией и Соглашения о рациональном использовании водных ресурсов пограничной реки Самур. Отсутствие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реализацию предметов совместного ведения России и ее субъектов, позволило федеральному центру, по мнению Муху Гимбатовича, по сути продавить интересы другого государства. Подобные разногласия, даже противостояния возникали в медведевский период работы президентом страны при разрешении кадровых и других вопросов по республике. Муху Гимбатович говорил о них, еще будучи в должности руководителя республики, называя в том числе конкретных лиц по фамилиям, должностям, которые они занимали. Подробнее об этом он напишет в последующем в книгах «Выбор курса», «Неожиданный поворот», «Самур».

После ухода с должности Президента республики М. Г. Алиев на протяжении 14 лет работает главным научным сотрудником института философии РАН. Недавно в Дагестанском государственном университете состоялась презентация его новой книги «Между философией и политикой». Как и другие работы исследователя, она не столько о прошлом, сколько о будущем России, находящейся в поисках своего места в формирующемся новом мировом порядке, и Дагестане, проблемах его развития.,

М. Алиев: «Я не измеряю свою жизнь победами или поражениями. Старался всегда быть самим собой, никого не копируя, никому не подражая. Готов был отстаивать и отстаивал свои убеждения всегда, в том числе и в отношениях с вышестоящими органами власти, если считал себя правым»

Несмотря на все перипетии судьбы, Алиев остался самим собой, живя и работая по совести. Является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», награжден другими орденами, множеством ведомственных, общественных наград. Главной наградой для себя считает общественное признание. В недавнем интервью журналу «Дагестан» на вопрос, о чем больше всего жалеет он как политик, Муху Гимбатович ответил: «Больше всего я жалею о распаде СССР. Считал и продолжаю считать, что объективных оснований для распада СССР не было». В книге «Перестройка: риторика и реальность» он подробно обосновывает эту позицию.

«Я не измеряю свою жизнь победами или поражениями, – говорит Муху Гимбатович. – Старался всегда быть самим собой, никого не копируя, никому не подражая. Готов был отстаивать и отстаивал свои убеждения всегда, в том числе и в отношениях с вышестоящими органами власти, если считал себя правым».

За его спокойным служением – бессонные ночи, железный расчет, опора на закон и только на закон, забота о народе, о единстве и согласии народов, упрочении страны. Отметим, что Муху Алиев после КПСС не вошел ни в какую партию, беспартийность как инструмент сохранения независимости, равноудаленность от кланов и групп влияния, самостоятельность, подход к делу с точки зрения интересов сохранения государственности, мира, безопасности и согласия, отход от громких, но рискованных шагов ради сиюминутного одобрения, неприятие популизма и демагогии, умение ждать и действовать постепенно и ускорять действия там, где это оправданно, быть связующим звеном между центром и регионом, между прошлым и будущим, между отцами и детьми, – особенности его политического стиля.

Его власть – власть авторитета личности, а не должности или партбилета, власть долга перед народом, власть совести, ответственности и спокойной принципиальности, готовность брать на себя трудные решения и нести за них ответственность, умение видеть суть проблемы за политической шелухой. Базовый принцип – внимание власти к каждому человеку в трудной ситуации: «Только власть, понимающая ценность каждой отдельной личности, уважающая каждого отдельно взятого человека, может быть авторитетной», – подчеркивал он в своем обращении к депутатам НС РД.

Секрет силы

Он понимал и другое, что власть в Дагестане держится не только на законах, но и на глубоком уважении к традициям и обычаям народа. Сам воспитанный в крестьянской многодетной семье на традициях народа, он так и работал – без показухи и пафоса, с достоинством, с уважением к людям, скромно. Жизнь по совести – вот секрет тихой силы Муху Алиева, имя которого навсегда связано с уважением и доверием народа, с историей республики. Его жесткость и неподкупность в борьбе с несправедливостью и беззаконием общеизвестны. Уверена, на примере личности этого человека должны формироваться новые поколения людей, ответственных за судьбу народа, республики, страны.

Правление Муху Гимбатовича заложило основы для более устойчивой системы управления республикой последующими руководителями. Занимая ключевые посты в разные исторические периоды (последний первый секретарь Дагестанского обкома КПСС, Председатель Верховного Совета, спикер Народного Собрания, первый Президент Дагестана), он глубоко понимал систему власти и, имея уникальный опыт преемственности, обеспечил преемственность в управлении республикой.

Будучи аварцем, он соблюдал традицию ротации власти между народами, отказавшись от борьбы за пост Председателя Верховного Совета в пользу даргинца. Эта готовность жертвовать во имя общего блага в эпоху торжества личных интересов в системе власти укрепляла межэтническое доверие. Он сводил к минимуму коррупционные риски, выдвигая и поддерживая профессионалов. Он умел предвидеть ход событий, его анализ всегда подтверждался.

Достаточно вспомнить судьбу КПСС, вторжение боевиков в Дагестан в 1999 году. Он внес большой вклад в укрепление безопасности республики, в защиту прав человека, инициировал системную борьбу с похищениями людей, лично контролируя расследования. Перечень его социально-экономических, туристических и культурных инициатив огромен, а научная деятельность, связанная с философскими основами управления, бесценна.

Сила Муху Алиева – в синтезе научного подхода, политической гибкости и жесткого прагматизма. Его вклад в развитие республики, прежде всего в сохранение единства Дагестана в кризисные периоды, создание институтов согласия, в стабилизацию региона остаётся фундаментальным. Благодарная любовь народа и уважение к своему руководителю – это не только факт личной биографии политического лидера, но и яркое свидетельство бесспорности вхождения в историю через служение своей земле и своему народу.

Похожие

Доблестный труд юбиляра

11
В Каспийске 6 августа прошли юбилейные мероприятия к 85-летию первого президента Дагестана...

Тихая сила Муху Алиева

62
Сегодня отмечает свой 85-летний юбилей человек, чья судьба вместила в себя историю Дагестана...

Статьи из «Личность»

Луиза Алиханова: эксклюзивная и своя

43
Дело не только в том, что дагестанская ГТРК лидирует в...

Памяти друга

51
Об ушедшем из жизни хорошо знакомом человеке всегда найдётся что сказать доброго. За период...

Человек, патриот, учёный

16
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...

Загир Арухов: мост через пропасть

208
Имя Загира Арухова – одно из самых светлых и трагических...

Прославленный виноградарь

46
Истинный патриотизм людей заключается не только в боевом духе защитника родной земли, но и в...

Памятник патриоту и гражданину

99
Магомедали Магомедову – видному государственному и...

Мудрость, рожденная в горах

54
Жизнь состоит не из времени, а из моментов, врезающихся в память драматическими событиями,...

С ответственностью за каждое слово

48
Его имя и сегодня остается брендом дагестанской...

Родом из Куруша

64
Талантливые дагестанцы в самых разных регионах нашей страны добиваются признания и...