Тинди-шагьар
К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни прекрасный уход, ни сама золотая клетка не могли утешить маленькую пленницу.
— Ватан, ватан… – это было единственной ее грустной песней.
Хан сказал слуге:
— Мне стало интересно, какая же у птички родина? Отпустим ее, а ты следуй за ней, пока не увидишь ее родину. А потом мне расскажешь.
Слуга долго шел за пленницей и увидел, наконец, что она села на колючий кустарник – там было ее гнездо, там была ее родина…
Отсюда следует, что для каждого свой родной уголок самый красивый, самый лучший. Мой аул Тинди, и я его люблю.
Он самый крупный в Цумадинском районе, входил в так называемую «шамилевскую десятку». Территория Тиндинского сельсовета больше, скажем, Ахвахского района. Это около 15 мелких аулов и хуторов. По этому поводу есть предание.
Имам Шамиль отправил гонцов в разные концы Дагестана, чтобы побольше узнать о своем крае. Один из них, вернувшись, воскликнул:
— Имам, я побывал в очень большом и удивительном ауле!
— Как он называется? И чем он удивителен?
— Это аул Тинди, что в Цумадинском краю. А удивителен он тремя вещами: у тиндинцев так много земель, что солнце восходит и заходит только над ними, у них самый крупный хинкал в Дагестане, третье – там живут очень добрые и мужественные люди.
«Мужественные» – не просто красивый эпитет, а исторический факт. Во время смуты Тинди выставлял около 700 (семьсот) вооруженных всадников для отпора врагу. На Кавказской войне среди мюридов имама Шамиля отличились многие тиндинцы. Это знаменитый Бусаилав, о котором упоминает Тагир Карахский, это Динга-Гаджи, это Аличул Магомед, наверное, единственный из приближенных имама, который мог ему в чем-нибудь возразить. Прославленный Хаджи-Мурат, даже тот вместо аргументированной защиты своей позиции, предпочел перейти на сторону противника. В осажденном Гунибе между имамом и Аличул Магомедом возникли разногласия по поводу сдачи в плен. Не договорились. Тиндинец прыгнул с кинжалом на вражеские штыки, и спору был положен конец. Об этом событии после войны рассказал прибывший в Тинди по пути к себе в Чечню хромой Байсунгур из Беноя.
Но были в Тинди удальцы и в дошамилевский период. Это Каматла, Ихили, Хучбар – дошедшие до нас имена. А сколько недошедших?
Самым прославленным из них был Каматла, именно о нем сохранились в памяти народной многочисленные эпизоды, свидетельствующие о человеке неимоверной физической силы, горской доблести и патриотизма. Рассказывают, из соседнего селения в тиндинский хутор Гьундучи, где жил Каматла (разъясню этимологию имени: кама – кавказский кинжал, Каматла на тиндинском языке – кинжальный, кинжалоносный), прибыл один силач помериться с ним силой. Жена Патимат сказала, что Каматла внизу у реки, на мельнице. Гость спустился туда и увидел идущего навстречу огромного роста мужчину. В одной руке он держал продетый через дыру мельничный жернов, в другой – заготовку для жернова. Гость, увидев это, решил промолчать про цель своего визита.
Что греха таить, наши предки тогда промышляли набегами на Грузию. Каматла был главным их предводителем. К слову, в Тинди его могилы нет: после очередного набега он остался на берегах Алазани.
В одно время обе стороны решили заключить перемирие. Делегации встретились в местности Ханчачи на берегу реки Кила (Кита). После успешных переговоров старшина грузинской делегации для увеселения предложил борьбу молодых людей. Оказывается, те взяли с собой своего самого именитого борца. Тиндинский старшина был против. Но гости настояли. Само собой, с тиндинской стороны вышел Каматла, которому старшина запретил применить против гостя всю свою силу.
Однако грузинский борец, поняв, что тиндинца одолеть невозможно, стал применять запрещенные в то время приемы. В конце концов это надоело даже старшине и на вопросительный взгляд Каматлы он кивнул ему головой. Каматла схватил противника двумя пальцами за виски, и тот замертво рухнул на землю. Перемирие, увы, не состоялось…
Этот эпизод из жизни моего прапрадеда Каматлы мне рассказал Ихили, потомок того самого Ихили, которого я упомянул выше. Своего младшего сына я также назвал Каматла в честь знаменитого предка, надеюсь, что он набеги на Грузию, кроме дружеских, совершать не будет.
Когда Страна гор оказывалась в опасности, тиндинцы вместе с другими вольными обществами Дагестана объединялись в единое войско. В Андалальском бою, когда был разгромлен «Гроза Вселенной» Надир-шах, конечно же, участвовал вместе с другими тиндинскими ополченцами и Каматла. Предание гласит, что здесь он орудовал не столько камой – кинжалом и саблей, cколько огромным бревном, которым сбивал персидских всадников с коней.
Да, я люблю свой аул Тинди-шагьар (шагьар – город), так его раньше называли из-за его размеров, обширных земель, многочисленности населения (более тысячи дворов), рельефной и архитектурной величавости (в XVII веке здесь была выстроена самая крупная в Нагорном Дагестане мечеть, которая уцелела до наших дней и находится под охраной государства), потрясающего ландшафта на фоне Аддалашухгель-меэр, вошедший в мировую фотографическую сокровищницу благодаря немецким путешественникам, побывавшим в Тинди в 1895 году, из-за его добрых и мужественных людей, что является генетическим кодом каждого дагестанского аула.