Толстой и Лансере на Кавказе
Писатели, поэты, художники, путешественники – у каждого был свой Дагестан. И сегодня, спустя много лет, увиденное великими мастерами слова и кисти хранится в частных коллекциях и музеях. Одна из удивительных работ – книга Льва Толстого «Хаджи-Мурат», проиллюстрированная известным академиком живописи Евгением Евгеньевичем Лансере.
Оригинал книги есть в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи, а работы Лансере в том числе и в государственном музее Л. Н. Толстого в Москве. Это один из старейших литературных музеев России. Он основан в 1911 году по инициативе Толстовского общества. В его создании приняли участие выдающиеся деятели русской культуры: В. Я. Брюсов, А. А. Бахрушин, И. А. Бунин, А. М. Горький, И. Е. Репин, Л. О. Пастернак, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, жена и дети Льва Толстого, его единомышленники. В музее хранятся подлинные вещи, рукописи, портреты, фотографии писателя и его окружения. Это самая большая в мире коллекция предметов, связанных с ним.
События, описанные в повести, происходили в 1851–1852 годах, когда молодой Лев Толстой находился на Кавказе. История Хаджи-Мурата заинтересовала писателя. Впервые автор упоминает о нем как о герое новой повести в письме к брату С. Н. Толстому 23 декабря 1851 года, затем в 1861 году писатель рассказывал о Хаджи-Мурате своим ученикам в Ясной Поляне. В 1896 году Толстой написал в дневнике, что у него возник замысел создания повести о наибе имама Шамиля. Писатель пояснял, что этот персонаж напомнил ему репей на краю дороги, отстаивавший свою жизнь «до последнего».
Евгений Лансере (1875–1946) родился в Павловске в семье знаменитого скульптора-анималиста Е. А. Лансере. Уже с ранних лет он знал, что будет художником. В 17 лет определился в школу Общества поощрения художеств. После ее окончания он решил продолжить обучение в частных академиях Коларосси и Жюлиана в Париже.
В 1898 году Евгений Лансере вернулся в Россию. С этого момента началось его вхождение в объединение «Мир искусства», у основания которого стоял брат его матери Александр Бенуа. В начале века Лансере активно занимался книжной графикой, вырабатывая свой неповторимый художественный стиль.
Лев Николаевич прибыл на Кавказ в мае 1851 года, он приехал сюда по предложению брата Николая, который служил в Кизлярском округе. Братья Толстые выехали из Ясной Поляны в Москву, затем через Казань в Саратов, до Астрахани плыли по Волге.
Впервые о Кизляре Толстой упоминает в письме Т. Ергольской, которое он пишет из Астрахани 27 мая 1851 года:
«Дорогая тетенька! Мы в Астрахани и отправляемся в Кизляр, имея перед собой 400 верст ужаснейшей дороги. В Казани я провел неделю очень приятно, путешествие в Саратов было неприятно; зато до Астрахани мы плыли в маленькой лодке, это было и поэтично, и очаровательно; для меня всё было ново – и местность, и самый способ путешествия».
По дороге в Кизляр писатель увидит горы. Кавказ произвел на Толстого сильное впечатление, он начинает писать свои первые рассказы, очерки и повести, которые публиковались в некрасовском журнале «Современник». Романтический мир писателя отражен в иллюстрациях Лансере. О том, какие чувства Толстой испытал по дороге на Кавказ, он выразит в набросках к повести
«Казаки»:
«Ехал для того, чтобы вырваться из старой колеи, начать всё снова, и свою жизнь, и свое счастье. А война, слава войны, сила, храбрость, которые есть во мне! А природа, дикая природа! Да, вот счастье».
На сайте Государственного музея Л. Н. Толстого сообщается:
«С 1917 по 1937 год Е. Е. Лансере создал серию рисунков и акварелей к повести Л. Н. Толстого «Казаки». И здесь еще с большим совершенством Лансере показал себя мастером книжного оформления и создателем цикла исключительного по глубине интерпретации текста. В иллюстрациях к «Казакам» ярко проявилось тяготение Лансере к созданию глубокого психологического образа. В наиболее удачных иллюстрациях внимание художника полностью сосредоточено на образах героев повести – красавице Марьяне, старике Ерошке, удалом казаке Лукашке. В Государственном
музее Л. Н. Толстого в Москве хранится большая коллекция работ Е. Лансере к повестям «Хаджи-Мурат», «Казаки», подготовительные рисунки, многочисленные типографские оттиски».
В 1912 году Евгений Лансере начал работать над иллюстрациями к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–1941). По рекомендации А. Н. Бенуа он получил заказ от петербургского издательства «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг». В работе над иллюстрациями к «Хаджи-Мурату» Лансере опирался на огромный запас натурных этюдов и зарисовок, сделанных в Дагестане и Чечне в 1912–1913 годах, а также на разнообразные исторические источники – старинные портреты и рисунки, музейные образцы оружия и костюмов.
Позднее в своей автобиографии художник написал:
«В далеком в те годы Кавказе, облике и быте его обитателей виделся мне тот романтизм и часто героизм, которые трудно было ощутить в повседневном нашем окружении. Четыре года я проработал над этими иллюстрациями, они стали поворотным этапом в моем творческом развитии».