X
07:59 30.08.2024

Традиции аула

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 128
29

Народы Дагестана издревле подметили, что искренность проявления в обществе чувств, сознания и поведения на каждом этапе становления и развития человека непосредственно зависит от того, насколько всесторонне выработано его самосознание. Материалы истории, этнографии, устного народного творчества, обычного народного права, здоровое общественное мнение народа позволяют судить о наличии в духовной культуре народов Дагестана определенных норм социально значимого поведения.

Педагогическая культура народов республики четко очерчивает функции и обязанности, предписываемые человеку как разумной личности, семье, тухуму как исторически сложившимся родственным ячейкам, аулу, джамаату и народу в целом как общности здравомыслящих людей, семей и родов. О полноценности этих институтов люди во все времена судили и судят по тому, насколько общественно значимо они выполняют свои социальные ролевые функции и обязанности.

Необходимость возрождения и более тщательного осмысления жизнестойких функций возникала в различные исторические периоды, когда в обществе деформировались межличностные, деловые и общественные отношения, и особенно ощутима она сегодня, в период социального, политического и духовного обновления нашего общества.

Исходя из исторически сложившихся конкретных социальных ролей и функций, можно говорить о социальном статусе индивида, о социальном статусе дагестанской семьи, дагестанского тухума, дагестанского аула, о социальном статусе дагестанского народа.

А статус этот в Дагестане складывается из безусловных функций и обязанностей: делать добро, быть творцом общественно-полезного труда, быть ценителем и носителем родной национальной, дагестанской многонациональной и общечеловеческой культуры и т. д. Увиливание от своевременного и точного выполнения общепринятых социальных норм национальной этики и педагогической культуры гласно и негласно осуждается здоровым общественным мнением.

Социальный статус семьи в том, что семья как основная ячейка общества сохраняет свою общественную репутацию также путем исполнения четких полномочий в рамках исторически сложившихся функциональных обязанностей. Каждый взрослый член общества, обзаведясь семьей, должен еще и еще раз осмыслить предстоящие новые для него организаторские, хозяйственные, воспитательные функции.

Не случайно у народов Дагестана, как и у многих других народов, к жениху и невесте еще задолго до свадьбы прикрепляются умудренные жизнью наставники, обучающие будущих супруга и супругу всем премудростям нелегкой семейной жизни и науке создания крепкой семьи.

Многовековая родовая сплоченность обогатила педагогическую культуру народов Дагестана патриотическими традициями, обязывающими родственников рядом строить дома, рядом занимать приусадебные участки, рядом хоронить умерших родственников, вместе пасти личный скот, дружно выходить на годекан, на сенокос, приходить на помощь.

На сознательности, активности, чуткости и отзывчивости членов рода строилась эффективность буквально всех традиционных, жизнестойких форм моральной и материальной взаимоподдержки родственников.

Однако при всем этом общественно значимый уровень социализации и становления определялся не по тому, насколько безупречно соблюдает человек прогрессивные семейные и родовые традиции. Преданность семье и роду ни в коем случае не должна была идти в разрез разумным интересам сельского джамаата. Вот почему порою только джамаату удавалось принимать самые суровые решения – выслать из аула человека, семью, нередко и весь род, ради корыстных целей опорочивших авторитет аула.

Развивать у детей и молодежи высокое чувство непоколебимой преданности сельскому джамаату были призваны многие самобытные традиции горского аула. Единство и сплоченность, отмечающиеся в речи человека («мой аул», «наш джамаат», «джамаат требует»), испокон веков подкреплялись конкретными действиями и поступками.

Только род, который строго соблюдает предписанный ему обществом социальный статус, имеет в дагестанском ауле добрую славу, становится уважаемым не только среди своего джамаата, но и джамаата соседних аулов. Уважаемый род, по мнение мудрых старцев, почитает и приумножает свои трудовые традиции, глубоко помнит свою родословную, отцов, дедов и прадедов, является образцом этически выдержанных межличностных отношений и человеческой культуры.

Аул в горах – это более емкое общественное сплочение традиционных родовых объединений дагестанцев. В силу географических, культурно-исторических и социально-экономических условий такие объединения стали необходимостью оптимальной жизнедеятельности населения в Дагестане. Каждый дагестанец, его семья и род испокон веку дорожили своим аулом и делали все зависящее, чтобы беречь и приумножать прогрессивные традиции и обычаи аула.

Человек, увлекшийся только собой, только своим, семейным или родовым благополучием, но равнодушный к судьбе аула, становился в джамаате объектом всеобщего осуждения. Именно с такими негативными явлениями связаны в истории Дагестана случаи отречения сельского джамаата от отдельных людей, семей и родов, в той или иной мере своими поступками запятнавших честь и нравственность аула. Гордые высказывания типа «из нашего аула такие-то мыслители, богатыри, герои войны и труда, мастера спорта, ученые, поэты…» были и остаются у дагестанцев замечательными формами выражения человеком своего отношения к аулу и его джамаату.

Почитание аула, его добрых традиций и обычаев не обособляло человека в Дагестане, а возводило честь и достоинство аула до всеобщей хвалы. Это помогало дагестанцу определить надежный ориентир служения народу, всесторонне осознать и усвоить социальный статус народа.

Руководимые социальным статусом народы Дагестана испокон веков проявляют завидную преданность своей родине. Историческая правда свидетельствует, что развитие человека как достойного члена своего социума, народа и края возможно лишь при осознанном усвоении и глубоком осмыслении и понимании им всех без исключения требований социального статуса, начиная от социального статуса конкретного индивида вплоть до социального статуса целого народа.

Культуре народов Дагестана известны специальные методы социализации человека. К ним относятся принятые и соблюдаемые в народе приветствия, обращения, благопожелания, наставления, поучения, клятвы, завещания, заветы мудрецов и др. Оперируя этими методами, люди наглядно проявляют степень своей воспитанности, степень готовности к выполнению общественного долга. Они являются стандартами общения, обслуживают все сферы взаимодействия людей, выполняют необходимую в обществе коммуникативную функцию. Опирающиеся на социальные, психологические, технологические факторы, эти методы создают целостную, устойчивую модель поведения человека в конкретной национальной среде.

Особая роль в нравственной культуре народов Дагестана принадлежит благословениям матери и отца. «Тот, кого не благословили мать и отец, несчастлив», – говорят мудрецы. Воспитанные дети ждут, чтят благословения родителей, воспитателей, старших. Они всегда дорожат словами матери: «Я довольна тобою, сын мой», «Пусть пойдет впрок материнское молоко, которым я тебя кормила!» Такие благословения воодушевляют человека, придают ему бодрости и силы, жизнерадостности, что способствует успешному выполнению моральных требований.

Резюмируя вышеизложенное, хочется акцентировать внимание на том, что дагестанская этнокультурная социализации представляет величайший потенциал народов Дагестана по своевременной заботе о формировании духовно-нравственных качеств, необходимых человеку для проявления истинной человечности во всех ячейках и структурах жизнедеятельности общества.

Статьи из «Общество»

Кукушка

5
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

8
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

41
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

5
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

99
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

4
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

13
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...