Купить PDF-версию
20:59 | 27 февраля, Вт
Махачкала
X
11:06 10.07.2008

Третий виновник

В Махачкале прогремел очередной взрыв. Был осуществлён очередной теракт. Погиб человек... Сколько уже было таких взрывов?.. И сколько ещё будет?.. И кто за это в ответе, кто виновники?..

Ответы на эти суровые вопросы, кажется, ясны. Виновники терактов, конечно, — их исполнители и особо — их заказчики. А ответственны за борьбу с ними, за предотвращение их бесчеловечной деятельности, как всем понятно, органы правопорядка и в целом властные, государственные структуры — как республиканские, так и федеральные. Да, это так. И, наверное, много упрёков может быть сказано в адрес тех, кто должен быть на страже жизни и покоя наших сограждан. Много упрёков и ещё больше благодарности, потому что их работа, как говорится, «и опасна, и трудна», и прямо сопряжена с огнём и возможностью гибели.

Но есть ещё один, третий участник-виновник этой драмы. Его, однако, выявить не так просто. Однако попробуем это сделать.

Человек, как известно, существует не в единственном экземпляре, а в виде множества особей-индивидуумов. И они существенно различаются между собой как по физическим, так и по психическим параметрам. Поэтому различны их возможности и представления о мире, но каждый верит в абсолютность — единственную верность своих воззрений и стремится полностью реализовать их. Но будь так, обладай человек только свободой проявления своего «эго», возникла бы непрерывная война всех против всех до полного взаимоуничтожения. К счастью, этот индивидуалистический аспект нашего земного бытия дополняется противоположным, социальным аспектом, открывающим путь к принятию другого, к осуществлению с ним продуктивного взаимодействия и урегулированию противоречий и противоборств.

Если индивидуалистический аспект бытия человека автоматически вытекает из его природной сущности, то социальный аспект в значительной степени суть результат культурных накоплений того или иного социума и духовных усилий личности. В понятие социального аспекта бытия человека мы включим и его изначальный коллективизм, и патриархальные ограничения (обычаи и запреты), и религиозные, моральные нормы, и директивы закона. Очевидно, что соотношение индивидуалистического и социального аспектов бытия того или иного общества определит его особое состояние, которое можно выразить термином «мораль — правосознание».

И вот возможны различные значения этой чрезвычайно важной, даже, наверное, главной характеристики общественного состояния. При её высоком значении, когда индивидуалистические либо групповые, узкоклановые устремления преодолеваются, компенсируются социальными активами, в обществе, государстве преобладают порядок и благополучие. Возникающие проблемы регулируются правовыми процедурами. Подавляющим большинством населения абсолютно признается верховенство закона и компромисс как универсальный способ решения всех спорных тем и вопросов. Такова суть цивилизованного общества.

Совершенно иначе обстоит дело там, где мораль-правосознание общества находится на низком уровне, где индивидуалистические (групповые, клановые) устремления сильны, а социальные регуляторы (нормы морали, патриотические побудители, высокие религиозно-философские ориентиры и т.п.) сжаты — скукожены, вообще порой существуют лишь как воспоминания. В этом случае неизбежно происходит деградация общества.  Не движимые высокими социальными побудителями чиновники не прикладывают должных усилий к исполнению своего долга, не осуществляют его как общественное служение, а население переносит на власть свой невроз от несовершенств жизни, обвиняя её абсолютно во всём и этим оправдывая самоустранение от добросовестного исполнения своих обязанностей.

Стресс и ожесточение доминируют в таком обществе, и они пробуждают и притягивают всегда существующие в мире, но обычно дремлющие или реализующие себя где-то на стороне экстремистские концепции. И тогда бесчеловечные служители Зла нацеливают, а нравственно тупые зомбированные исполнители осуществляют свои жестокие акции. И вот сейчас ясно видно, что третьим и притом активным, может быть, даже главным участником выявляемого треугольника террора является само общество, а значит, все мы. Потому что каждый из нас в той или иной степени участвует в сотворении и поддержании морально-правового духовного поля общества, которое либо вызывает и позволяет бесчинствовать тёмным силам, либо преграждает им путь, лишая всякой силы и поддержки.

Однако возникает извечный, определяющий вопрос: что делать? Очевидно, прежде всего необходимо признание чрезвычайной важности и прямого влияния морально-правового состояния общества на степень криминально-террористических проявлений в нём. И при этом будет справедливым признать, что внешний вид урбанистической структуры не говорит о цивилизованности общества. Можно застроить «грады и веси» суперсовременными зданиями и сооружениями, наполнить их модерновой инновационной техникой, даже нанотехнологией, но в случае преобладания в их человеческой атмосфере узкоиндивидуалистического сознания, эгоизма-эгоцентризма, низменного утилитаризма-прагматизма, весь их современно-гламурный фон будет лишь упаковкой, фасадом псевдоцивилизационной реальности.

Итак, подлинная борьба с терроризмом — это далеко не серия боевых операций и профилактических мероприятий, хотя без них, конечно, не обойтись. Борьба с терроризмом — это грандиозное многоплановое общенациональное действие, направленное на моральное просвещение, культурное обогащение, духовное возвышение всего общества.

И на этом пути необходимо решать мучающие нас социально-экономические проблемы, преодолевать антигуманное наследие ельцинизма, противостоять духовной агрессии Запада, отклонять денежный подкуп мирового религиозного экстремизма. Особая задача — преодолеть направляемый подпольными вождями зла на незрелых исповедников ислама психологический заговор-гипноз о том, что они — вожди — имеют прямую санкцию на свои деяния от Аллаха через Коран. Но ведь, как следует из священного текста, никто никогда и ни по какому вопросу не должен считать своё решение абсолютно верным, ибо «не таков Аллах, чтобы ознакомить вас с сокровенным», ибо «Аллах избирает из Своих посланников», ибо и толкование Корана не знает «никто, кроме Аллаха», ибо всегда Он «лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и Он лучше знает тех, кто пошёл по прямому пути», и потому и «наказывает Он, кого пожелает прощает, кому желает» (3,174; 3,5; 53,31; 5,44).

Но самое главное: борьба с терроризмом, вообще с экстремизмом требует сплочения и активизации сил национальной элиты. И хочется надеяться, что в ближайшем будущем процесс консолидации властных органов нашей республики с общественностью ускорится.

Статьи из «Общество»

Не повторить судьбу родителей

21
В 2022–2023 годах в Дагестане был реализован проект «Возвращение в мирную жизнь: реабилитация и...

Построим в Махачкале парк Победы?

57
В 2025 году наша страна отметит знаменательную дату – 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Дагестанцы, как и все...

Учитель на поле боя

18
Ветеран Великой Отечественной войны Ильяс Казиханов (на снимке) прошел долгий боевой путь от...

Очевидец исторического события

10
В этом году свой 99-й день рождения отметил бы ветеран...

Ахмед-хан против Надир-шаха

171
Кайтагское уцмийство было феодальным государством в составе Дагестана. Существовало оно на...

Легендарная Тути-Бике

106
По одним данным, Тути-Бике родилась в 1751 году, по другим – в 1753-м. С именем этой девушки...

Торопитесь не спеша

4
Никто не будет спорить, что одной из самых частых причин ДТП является превышение водителями...

Нарушителей ПДД ждут новые штрафы

3
Важные изменения в организации дорожного движения ждут автомобилистов в начале 2024 года. Они коснулись работы светофоров,...

Зима. Водитель, «торжествуя…»

3
Как негативно, а вернее, насколько пагубно влияет зима на состояние автомобиля? Причем,...

Отойти от роковой черты

38
Сегодня проблемами реабилитации наркозависимых занимается группа энтузиастов. Это люди,...

Гром победы, раздавайся!

10
Петербург. Таврический дворец. 28 апреля 1791 года. В этот день здесь собрались, чтобы...