X
11:06 10.07.2008

Третий виновник

В Махачкале прогремел очередной взрыв. Был осуществлён очередной теракт. Погиб человек... Сколько уже было таких взрывов?.. И сколько ещё будет?.. И кто за это в ответе, кто виновники?..

Ответы на эти суровые вопросы, кажется, ясны. Виновники терактов, конечно, — их исполнители и особо — их заказчики. А ответственны за борьбу с ними, за предотвращение их бесчеловечной деятельности, как всем понятно, органы правопорядка и в целом властные, государственные структуры — как республиканские, так и федеральные. Да, это так. И, наверное, много упрёков может быть сказано в адрес тех, кто должен быть на страже жизни и покоя наших сограждан. Много упрёков и ещё больше благодарности, потому что их работа, как говорится, «и опасна, и трудна», и прямо сопряжена с огнём и возможностью гибели.

Но есть ещё один, третий участник-виновник этой драмы. Его, однако, выявить не так просто. Однако попробуем это сделать.

Человек, как известно, существует не в единственном экземпляре, а в виде множества особей-индивидуумов. И они существенно различаются между собой как по физическим, так и по психическим параметрам. Поэтому различны их возможности и представления о мире, но каждый верит в абсолютность — единственную верность своих воззрений и стремится полностью реализовать их. Но будь так, обладай человек только свободой проявления своего «эго», возникла бы непрерывная война всех против всех до полного взаимоуничтожения. К счастью, этот индивидуалистический аспект нашего земного бытия дополняется противоположным, социальным аспектом, открывающим путь к принятию другого, к осуществлению с ним продуктивного взаимодействия и урегулированию противоречий и противоборств.

Если индивидуалистический аспект бытия человека автоматически вытекает из его природной сущности, то социальный аспект в значительной степени суть результат культурных накоплений того или иного социума и духовных усилий личности. В понятие социального аспекта бытия человека мы включим и его изначальный коллективизм, и патриархальные ограничения (обычаи и запреты), и религиозные, моральные нормы, и директивы закона. Очевидно, что соотношение индивидуалистического и социального аспектов бытия того или иного общества определит его особое состояние, которое можно выразить термином «мораль — правосознание».

И вот возможны различные значения этой чрезвычайно важной, даже, наверное, главной характеристики общественного состояния. При её высоком значении, когда индивидуалистические либо групповые, узкоклановые устремления преодолеваются, компенсируются социальными активами, в обществе, государстве преобладают порядок и благополучие. Возникающие проблемы регулируются правовыми процедурами. Подавляющим большинством населения абсолютно признается верховенство закона и компромисс как универсальный способ решения всех спорных тем и вопросов. Такова суть цивилизованного общества.

Совершенно иначе обстоит дело там, где мораль-правосознание общества находится на низком уровне, где индивидуалистические (групповые, клановые) устремления сильны, а социальные регуляторы (нормы морали, патриотические побудители, высокие религиозно-философские ориентиры и т.п.) сжаты — скукожены, вообще порой существуют лишь как воспоминания. В этом случае неизбежно происходит деградация общества.  Не движимые высокими социальными побудителями чиновники не прикладывают должных усилий к исполнению своего долга, не осуществляют его как общественное служение, а население переносит на власть свой невроз от несовершенств жизни, обвиняя её абсолютно во всём и этим оправдывая самоустранение от добросовестного исполнения своих обязанностей.

Стресс и ожесточение доминируют в таком обществе, и они пробуждают и притягивают всегда существующие в мире, но обычно дремлющие или реализующие себя где-то на стороне экстремистские концепции. И тогда бесчеловечные служители Зла нацеливают, а нравственно тупые зомбированные исполнители осуществляют свои жестокие акции. И вот сейчас ясно видно, что третьим и притом активным, может быть, даже главным участником выявляемого треугольника террора является само общество, а значит, все мы. Потому что каждый из нас в той или иной степени участвует в сотворении и поддержании морально-правового духовного поля общества, которое либо вызывает и позволяет бесчинствовать тёмным силам, либо преграждает им путь, лишая всякой силы и поддержки.

Однако возникает извечный, определяющий вопрос: что делать? Очевидно, прежде всего необходимо признание чрезвычайной важности и прямого влияния морально-правового состояния общества на степень криминально-террористических проявлений в нём. И при этом будет справедливым признать, что внешний вид урбанистической структуры не говорит о цивилизованности общества. Можно застроить «грады и веси» суперсовременными зданиями и сооружениями, наполнить их модерновой инновационной техникой, даже нанотехнологией, но в случае преобладания в их человеческой атмосфере узкоиндивидуалистического сознания, эгоизма-эгоцентризма, низменного утилитаризма-прагматизма, весь их современно-гламурный фон будет лишь упаковкой, фасадом псевдоцивилизационной реальности.

Итак, подлинная борьба с терроризмом — это далеко не серия боевых операций и профилактических мероприятий, хотя без них, конечно, не обойтись. Борьба с терроризмом — это грандиозное многоплановое общенациональное действие, направленное на моральное просвещение, культурное обогащение, духовное возвышение всего общества.

И на этом пути необходимо решать мучающие нас социально-экономические проблемы, преодолевать антигуманное наследие ельцинизма, противостоять духовной агрессии Запада, отклонять денежный подкуп мирового религиозного экстремизма. Особая задача — преодолеть направляемый подпольными вождями зла на незрелых исповедников ислама психологический заговор-гипноз о том, что они — вожди — имеют прямую санкцию на свои деяния от Аллаха через Коран. Но ведь, как следует из священного текста, никто никогда и ни по какому вопросу не должен считать своё решение абсолютно верным, ибо «не таков Аллах, чтобы ознакомить вас с сокровенным», ибо «Аллах избирает из Своих посланников», ибо и толкование Корана не знает «никто, кроме Аллаха», ибо всегда Он «лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и Он лучше знает тех, кто пошёл по прямому пути», и потому и «наказывает Он, кого пожелает прощает, кому желает» (3,174; 3,5; 53,31; 5,44).

Но самое главное: борьба с терроризмом, вообще с экстремизмом требует сплочения и активизации сил национальной элиты. И хочется надеяться, что в ближайшем будущем процесс консолидации властных органов нашей республики с общественностью ускорится.

Статьи из «Общество»

«Вахта Героев Отечества» – дань памяти прошлому

5
В ежегодно проводимой уже в шестой раз...

Равняйсь! Стройся!

6
Республиканский сборный призывной пункт военного комиссариата РД в эти дни напоминает...

Стократ Сократ

7
Нет, я в гороскопы не верю. Я вообще не верю ни в белую, ни в черную магии. Но все-таки иногда...

Пересдача на права: новшества

2
Водительские удостоверения обязаны поменять иностранные граждане, у которых с 1 апреля 2025 года исполнился год с момента разрешения на временное проживание,...

«Вариатор» или «робот»?

10
Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что...

Проверят законность повышения штрафов

67
Группа из 97 депутатов Государственной Думы...

Силой мысли облечённый

15
Загадочная личность, мыслящая категориями инновационного будущего. Аскерхан Аджиев (на...

Его считали без вести пропавшим

12
Больше 2 миллионов человек пропало без вести в Великую...

Нам расскажут о нас

1396
Дагестан последние несколько лет в топе туристически привлекательных регионов России....

Космос будущего

22
Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...

Улучшить жизнь особенных граждан

15
Актуальные вопросы оказания помощи и социальной...