Тревожный звонок
Мнение экспертов в области образования и психологии можно связать одним важным посылом: в процессе обучения важно уделять особое внимание воспитательному аспекту.
Проблема отсутствия данного аспекта губительно сказывается на подрастающем поколении, считает заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Джафар Маллаев.
– Большинству педагогов самим нужно учиться быть добрыми и отзывчивыми по отношению к учащимся. Родителям крайне важно уделять свое время не собственным делам и проблемам, а детям. Но сейчас ситуация иная: мамы с папами порой понятия не имеют, чем заняты их дети, чем они интересуются, что их тревожит. Когда ребенок пытается к ним обратиться за помощью, часто отмахиваются. Оставаясь наедине с собственными проблемами, дети ищут их решение зачастую в социальных сетях, Интернете. Отсюда и трагичные судьбы, потерянные жизни.
Педагоги тоже мало внимания уделяют психологическому состоянию воспитанников. Преподавателю важно, чтобы ученик получал достойные знания, и это правильно. Но не менее важно знать внутренний мир детей, любить их по-настоящему, не гнобить за невыполненное задание, а узнавать, почему ребенок с ним не справился, что мешает ему хорошо учиться, поддерживать, убеждать его в умении быть усидчивее, целеустремленнее. Тогда не будет подростков, копивших в себе агрессию, которую в определенный момент выплескивают, убивая невинных ребятишек, – считает Джафар Михайлович.
Мнение психолога
Немаловажно и придание статуса приоритета и самому образовательному процессу в части проведения уроков психологии, считает школьный психолог Зумруд Агаева. По мнению специалиста, выявлять проблему с нездоровой психикой у детей и подростков можно и нужно на ранних этапах, чтобы не допускать печальных последствий.
– С большей долей вероятности можно утверждать, что у парня, совершившего теракт в Казани, были очевидные проблемы с психикой. Этого нельзя было не замечать. Нормальный человек не станет провозглашать себя Богом и ненавидеть родителей, отказываться от них. С другой стороны, влияние Интернета на таких сложных подростков весьма губительно сказывается. Бесконтрольность в Сети не раз становилась причиной трагедий, об этом давно пора задуматься соответствующим надзорным органам. Но и самой системе образования крайне важно вводить в школах уроки психологии. Это поможет выявлять сложности и проблемы у детей на раннем этапе, решать их, помогать детям, не оставлять их наедине с психологическими проблемами, – считает Зумруд Агаева.
Повысить бдительность
Случай в Казани подтолкнул отрасль образования проанализировать меры безопасности, принимаемые в учебных заведениях, выявить слабые места и устранить их. Эти вопросы были обсуждены на ВКС, прошедшей в Министерстве образования и науки Дагестана.
Ведомство рекомендовало руководителям образовательных организаций провести ряд мероприятий по усилению системы безопасности: усилить контрольно-пропускной режим; исключить допуск посторонних лиц на территорию школ; повысить бдительность ответственных лиц и требовательность к ним; исключить несанкционированный проезд автомобильного транспорта на территории; проверить работоспособность кнопок экстренного вызова и оборудования, обеспечивающего безопасность; провести классные часы и родительские собрания на тему экстремистского поведения в молодежной среде.
Руководитель министерства Яхья Бучаев поручил Дагестанскому институту развития образования разработать и направить в общеобразовательные организации методические материалы, руководителям муниципальных органов УО – усилить работу психологов, социальных педагогов и классных руководителей.
– Проведение классных часов и мероприятий не может быть формальным. Планы воспитательной работы должны содержать не набор мероприятий, а систему работы с детьми по воспитанию, культурному просвещению. Зоной особого внимания педагогов и классных руководителей должно стать психологическое благополучие детей. Работу системы образования нашей республики необходимо направить на обеспечение безопасности учащихся и педагогов, – подчеркнул глава ведомства.
Заместитель прокурора Республики Дагестан Глеб Михайлов отметил необходимость усиления безопасности и рассказал о проблемах и нарушениях, выявленных при проведении анализа прокурорского надзора. Он призвал всех руководителей образовательных учреждений и УО принять исчерпывающие меры по недопущению деструктивного поведения несовершеннолетних и обеспечить безопасные условия обучения учащихся.
Старший инспектор отдела организации участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних МВД по РД Шамиль Арабов озвучил список совершенных преступлений террористической направленности в республике и проблемы, выявленные в ходе проверки образовательных организаций.