Три эпохи, три судьбы
Эти люди – наиб, философ, музыкант – прожили такую яркую жизнь, что даже после смерти заставляют нас задумываться над их судьбами. Что же общего у этих людей, живших в разных странах и в разные эпохи?
Хаджи-Мурат
Утром 23 апреля 1850 г. пал в бою один из самых известных наибов Шамиля – Хаджи-Мурат. По определению князя Воронцова, он умер так же, как и жил «отчаянно храбро»…
«Было бы чересчур длинно, – писал князь Воронцов военному министру, сообщая ему о смерти Хаджи-Мурата, – входить во все подробности в том, что увидел и что узнал об удивительном характере этого человека. Скажу одно, смерть его освободила меня от большой ответственности. Этот неустрашимый человек — обоюдоострый меч, и причинил бы нам много хлопот и беспокойства, потому что его честолюбие равнялось только его храбрости, а храбрость не знала пределов…».
Впоследствии отрубленная голова Хаджи-Мурата была направлена в Тифлис, где ее долго можно было видеть в здании полиции, ибо князь Воронцов почел неприличным показывать ее публично на площади на длинном шесте, как того требовали многие тифлисские жители. Затем голову отправили в Петербург к профессору Пирогову, у которого уже хранился череп наиба Идриса, убитого под с. Салта.
С тех пор разные люди предпринимали усилия, чтобы вернуть череп легендарного дагестанца на родину и похоронить. Но тщетно. Когда в ноябре прошлого года в Махачкале проходила презентация автобиографической книги «Непридуманная сага. Рассказы о родословии и истории семьи» Леоноры Москаленко (Хаджи-Мурат), естественно, был затронут и вопрос о захоронении черепа наиба, находящегося в Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (бывшая Кунсткамера).
Как утверждают некоторые эксперты, точку в этом вопросе могут поставить сами потомки Хаджи-Мурата, потребовав через суд передать череп для захоронения. «Были ли подобные попытки у вашей семьи или среди других родственников?» — спросили потомков наиба.
– Каюсь, но с нашей стороны таких попыток не было, — ответил один из потомков Никита Шангин. — Наверное, это неправильно. Конечно, для нас это такая же непрекращающаяся боль, как и для любого нормального человека. С точки зрения любой нормальной цивилизации – восточной, западной, христианской, исламской – это кощунство, это неприемлемо…
Проблема в том, что в Кунсткамере требуют доказать, что это голова именно Хаджи-Мурата, и провести генетическую экспертизу. А ее провести невозможно, потому что генетического материала в черепе уже нет, там только кальций – в свое время эта голова была выварена. Получается замкнутый круг.
Рене Декарт
В 1633 г. французский философ Декарт завершил первый вариант всеобъемлющего труда «Мир». Книгу он начал писать после получения сообщения о том, что Галилео Галилей осужден Римской церковью за распространение теории о вращении Земли вокруг Солнца, которой придерживался и Декарт. Он надеялся предложить научный метод, который окажется приемлемым для церковных теологов. Но опубликовал свой труд в 1637 г. не на латинском, как было принято тогда, а на французском языке и озаглавил его «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках».
И все же наиболее известное выражение Декарта дошло до нас на латинском языке. Это звеняще философское доказательство силы разума в переводе на русский язык звучит так: «Я мыслю, следовательно, я существую». Метод Декарта оказал революционизирующее воздействие на науку того времени. И все же «Рассуждения…» и другие труды Декарта оказались в списке книг, запрещенных католической церковью.
Считается, что причина смерти философа Рене Декарта — пневмония. Как протекала болезнь? Лихорадка, приступы озноба, высокая температура, колющие боли в груди, кашель, затрудненное дыхание и «ржавая мокрота». Но есть и недоказанная гипотеза, что он был отравлен.
Поскольку Декарт был католиком, в протестантской Швеции его похоронили на кладбище, предназначенном для несовершеннолетних детей. На могильной плите французский посол велел высечь загадочную надпись: «Он заплатил за нападки соперников своею невинной жизнью».
Это было 11 февраля 1650 г. Спустя шестнадцать лет Франция предъявила права на прах своего прославленного сына. Останки были транспортированы во Францию для перезахоронения в церкви Сент–Женевьев-дю-Монт. Прежде чем передать прах философа последнему упокоению, гроб открыли и ко всеобщему ужасу обнаружили, что черепа Декарта в нем нет.
Много позже череп появился на аукционе в Швеции. Очевидно, он был изъят во время первой эксгумации, на нем имелась надпись: «Череп Декарта, взятый во владение и бережно сохраняемый Израэлем Ханстромом в году 1666-м по случаю переноса тела во Францию и с тех пор спрятанный в Швеции».
Череп по требованию французского правительства был возвращен Франции и с 1878 г. числится в инвентарном каталоге анатомических экспонатов Музея человека в Париже. К сожалению, останки тела и голова философа и по сей день разделены Сеной.
Йозеф Гайдн
Гайдна в его родной Австрии не просто почитали — его боготворили. Он был крупнейшим композитором второй половины XVIII века, учителем Бетховена, другом Моцарта. Гайдн считается основоположником Венской классической школы. Умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года.
Вначале композитора похоронили на Гундстурмском кладбище. В том же 1809 году князь Николай фон Эстергази решил обеспечить более достойное упокоение многолетнего верного капельмейстера их семьи, перезахоронив его останки в Айзенштадте в склепе францисканцев. Им было получено соответствующее разрешение у властей, и был даже изготовлен железный гроб. Однако война отвлекла князя от этой затеи, и могила Гайдна без памятника продолжала зарастать травой.
В сентябре 1820 г. князя Эстергази посетил герцог Фридрих Кембриджский. На приеме в его честь он поднял тост за «счастливца, который владел Гайдном при его жизни и продолжает владеть его останками». Князю стало стыдно, что Гайдн захоронен без подобающих ему почестей, и решил перезахоронить останки великого композитора. Когда гроб открыли, всех охватил ужас, потому что тело покойного было лишено головы, и взорам предстал лишь его парик.
Расследовать дело о хищении черепа Гайдна было несложно, так как полиция была в курсе, кто украл голову. Сразу же после похорон почитатель творчества Гайдна Карл Розенбаум темной ночью с двумя подкупленными людьми вскрыли могилу Гайдна, отделили голову от тела. Розенбаум отвез ее в больницу, где совершили все необходимые действия для отбеливания черепа. После этого реликвия была помещена в черный полированный деревянный футляр, изготовленный в виде римского саркофага. Розенбаум соорудил специальный мавзолей в своем саду, устраивая демонстрацию черепа Гайдна избранным гостям.
В 1895 г. череп композитора Гайдна, пройдя через несколько рук, обнаружился среди имущества одного профессора анатомии. После его смерти сыновья передали реликвию «Обществу друзей музыки». Так спустя многие десятилетия череп великого композитора соединился с остальными костями.
Композитору Гайдну повезло хотя бы через много лет. Есть надежда, что и череп Хаджи-Мурата наконец-то воссоединится с остальным скелетом.