Три музы Наиды Аббас
Ювелир из Дагестана создает украшения для жён шейхов и преподает ювелирное дело в нескольких вузах Объединенных Арабских Эмиратов. Наида Аббас рассказала об истории успеха и покорении арабского мира своим искусством.
– Аббас – это не фамилия, а имя отца. Он был художником и главным наставником в моей жизни, и его имя всегда рядом с моим. Он учил: «Никогда не сдавайся!» Эти слова делают меня сильной и упрямой. Папа наполовину иранец, наполовину кумык, родом из села Нижний Дженгутай Буйнакского района. Мама – из Унцукуля. Папа был прекрасным скульптором, художником, и у мамы, как вы уже поняли, – творческие гены.
Конечно, такая «смесь» не могла не повлиять на мое восприятие мира и прекрасного, – рассказывает Наида Аббас. – Отец носил глину домой и лепил из нее скульптуры. И не было для меня интереснее занятия, чем сидеть и наблюдать, как появляются на свет фигурки из древнейшего природного материала. Он говорил: «Чтобы познать глину, и всей жизни не хватит…».
А идей у него было больше, чем свободного времени. Помню: он сидит, лепит что-то или «пишет природу», а я лежу на полу в мастерской и книги его читаю, картинки скульптур изучаю. Всё за ним повторяла. Ничего меня, кроме искусства, не интересовало. Идет урок по математике, а мне бы не задачки решать, а рисовать. И рисовала, за что получала двойки по математике и уверенную пятерку по рисованию и музыке. Я играла на фортепьяно и танцевала в ансамбле «Асса». В 12 лет поступила в художественную школу. Был у меня преподаватель Нури Пашаевич – он меня познакомил с ювелирным искусством. В школе нас учили рисовать ювелирные изделия и работать в технике филиграни.
В свой очередной приезд в республику Наида привезла коллекцию ювелирных украшений и побывала на Унцукульской художественной фабрике. Сегодня она готовит новую коллекцию, вдохновленная изделиями унцукульских мастеров. Ее работы всегда вызывают изумление у заграничных модниц, особенно если в них отображена дагестанская тематика. Наида Аббас для многих жителей ОАЭ открыла Дагестан.
– Люди хотят видеть Дагестан, но ездят в Азербайджан и Грузию, куда не нужны визы. И еще их пугает языковый барьер. Они не знают русского, а в Дагестане единицы говорят на английском и еще меньше тех, кто владеет арабским языком. Очень люблю наше море и горы. Больше – горы. У них такая мощная энергетика, это место силы, оно наполняет всю тебя жизненной энергией. И мне очень хочется, чтобы нашу красоту видели как можно больше людей со всего мира, – делится ювелир мыслями.
После окончания Дагестанского художественного училище им. М. А. Джемала в 1996 году Наида Аббас продолжила учебу в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова – одном из старейших в России художественных учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера. Окончила академию с отличием. Ее дипломная работа – женский пояс в этническом стиле – до сих пор хранится в музее академии.
– В 2002 году меня пригласили на работу в ювелирную компанию в Дубай. И через четыре дня после окончания вуза я уже была в Эмиратах на встрече с работодателями, где все говорили на английском и арабском языках, а я только улыбалась и кивала. Вначале было сложно. В этой компании я работала два года, потом перешла в другую, где создавались невероятные золотые изделия, инкрустированные изумрудами, бриллиантами, сапфирами. Компанию финансировал на тот момент шейх Абу-Даби Зайд (начал править в 1946 году). О нем вспоминают как о человеке, который «заставил пустыню зазеленеть». По инициативе шейха строились больницы, школы и университеты, бесплатные для граждан ОАЭ, а также благотворительные больницы в Европе, Азии и Африке, – рассказывает Наида.
– Сегодня в стране непростая ситуация. Люди переживают по поводу конфликта с Йеменом, некоторые уезжают.
Наида Аббас теперь работает самостоятельно, принимает заказы, преподает, открыла ювелирную студию, где учит дизайну, производству и академическому рисунку. В арабском мире сделать себе имя женщине гораздо сложнее, нежели мужчине, будь ты стократ талантливее. Среди искусных ювелиров с мировым именем она отмечает работы египтянки Аззы Фахми. Неудивительно: изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов – одна из древнейших отраслей Египта начиная со времен фараонов. Самые колоритные и уникальные изделия создает как раз Азза Фахми. Она открыла ювелирную лавку в египетской столице еще в 1969 году. Постоянно совершенствовала свое мастерство и стала известным ювелирным дизайнером не только в своей стране, но и во всем мире.
– Если вы попадете на золотые базары в Абу-Даби или Дубае, то готовьтесь встретить и индусов, и пакистанцев. Правда, их золото качеством ниже местных мастеров, египетских и ливийских. Чем больше у индийской женщины золота, тем выше у нее шансов найти статусного мужчину. Поэтому золота ими покупается очень и очень много, и в их случае важно не качество, а количество, отсюда и низкая проба. Европейки любят белое золото, эмиратовские женщины предпочитают желтое золото в 22 карата. Оно не совсем чистое, но относится к высшей пробе. Вообще изделий из чистого золота практически нет. В чистом виде оно слишком мягкое, все время мнется и не блестит, – поясняет она. – По своему опыту могу сказать, что очень интересные изделия создают армяне, тайцы, российские и дагестанские мастера.
Основа всего – вдохновение. Природа, архитектура и поэзия – три музы Наиды Аббас – находят отражение в ее украшениях. Каждое изделие уникально. Через них она передает свои внутренние эмоции и переживания, то, что чувствует, что её радует и впечатляет.
– Творчество – удивительный процесс. Берешь в руки фисташковую скорлупу и видишь в ней сережки, смотришь на грецкий орешек, а через время оно уже красуется на пальце. Украшение – вещь уникальная и должна быть в минимальном количестве, а мода – это уже массовость. Изделие может рассказать о его обладательнице гораздо больше, чем парфюм. А на рынке оригинального изделия не купишь. Быть ювелиром – это и награда, и ноша, которая требует много времени и сил. Меня поддерживает муж – Карлос Азагра, он из Испании, – говорит Наида Аббас. – Всегда с пониманием относится к моей работе и перегруженному графику, за что ему спасибо. И еще, конечно же, спасибо моей маме и сестре за тепло и любовь. Несмотря на то, что нас разделяют тысячи километров, они всегда рядом.