X
09:12 11.04.2019

Три музы Наиды Аббас

Ювелир из Дагестана создает украшения для жён шейхов и преподает ювелирное дело в нескольких вузах Объединенных Арабских Эмиратов. Наида Аббас рассказала об истории успеха и покорении арабского мира своим искусством.

– Аббас – это не фамилия, а имя отца. Он был художником и главным наставником в моей жизни, и его имя всегда рядом с моим. Он учил: «Никогда не сдавайся!» Эти слова делают меня сильной и упрямой. Папа наполовину иранец, наполовину кумык, родом из села Нижний Дженгутай Буйнакского района. Мама – из Унцукуля. Папа был прекрасным скульптором, художником, и у мамы, как вы уже поняли, – творческие гены.

Конечно, такая «смесь» не могла не повлиять на мое восприятие мира и прекрасного, – рассказывает Наида Аббас. – Отец носил глину домой и лепил из нее скульптуры. И не было для меня интереснее занятия, чем сидеть и наблюдать, как появляются на свет фигурки из древнейшего природного материала. Он говорил: «Чтобы познать глину, и всей жизни не хватит…».

А идей у него было больше, чем свободного времени. Помню: он сидит, лепит что-то или «пишет природу», а я лежу на полу в мастерской и книги его читаю, картинки скульптур изучаю. Всё за ним повторяла. Ничего меня, кроме искусства, не интересовало. Идет урок по математике, а мне бы не задачки решать, а рисовать. И рисовала, за что получала двойки по математике и уверенную пятерку по рисованию и музыке. Я играла на фортепьяно и танцевала в ансамбле «Асса». В 12 лет поступила в художественную школу. Был у меня преподаватель Нури Пашаевич – он меня познакомил с ювелирным искусством. В школе нас учили рисовать ювелирные изделия и работать в технике филиграни.

В свой очередной приезд в республику Наида привезла коллекцию ювелирных украшений и побывала на Унцукульской художественной фабрике. Сегодня она готовит новую коллекцию, вдохновленная изделиями унцукульских мастеров. Ее работы всегда вызывают изумление у заграничных модниц, особенно если в них отображена дагестанская тематика. Наида Аббас для многих жителей ОАЭ открыла Дагестан.

– Люди хотят видеть Дагестан, но ездят в Азербайджан и Грузию, куда не нужны визы. И еще их пугает языковый барьер. Они не знают русского, а в Дагестане единицы говорят на английском и еще меньше тех, кто владеет арабским языком. Очень люб­лю наше море и горы. Больше – горы. У них такая мощная энергетика, это место силы, оно наполняет всю тебя жизненной энергией. И мне очень хочется, чтобы нашу красоту видели как можно больше людей со всего мира, – делится ювелир мыслями.

После окончания Дагестанского художественного училище им. М. А. Джемала в 1996 году Наида Аббас продолжила учебу в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова – одном из старейших в России художественных учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера. Окончила академию с отличием. Ее дипломная работа – женский пояс в этническом стиле – до сих пор хранится в музее академии.

– В 2002 году меня пригласили на работу в ювелирную компанию в Дубай. И через четыре дня после окончания вуза я уже была в Эмиратах на встрече с работодателями, где все говорили на английском и арабском языках, а я только улыбалась и кивала. Вначале было сложно. В этой компании я работала два года, потом перешла в другую, где создавались невероятные золотые изделия, инкрустированные изумрудами, бриллиантами, сапфирами. Компанию финансировал на тот момент шейх Абу-Даби Зайд (начал править в 1946 году). О нем вспоминают как о человеке, который «заставил пустыню зазеленеть». По инициативе шейха строились больницы, школы и университеты, бесплатные для граждан ОАЭ, а также благотворительные больницы в Европе, Азии и Африке, – рассказывает Наида.

– Сегодня в стране непростая ситуация. Люди переживают по поводу конфликта с Йеменом, некоторые уезжают.

Наида Аббас теперь работает самостоятельно, принимает заказы, преподает, открыла ювелирную студию, где учит дизайну, производству и академическому рисунку. В арабском мире сделать себе имя женщине гораздо сложнее, нежели мужчине, будь ты стократ талантливее. Среди искусных ювелиров с мировым именем она отмечает работы египтянки Аззы Фахми. Неудивительно: изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов – одна из древнейших отраслей Египта начиная со времен фараонов. Самые колоритные и уникальные изделия создает как раз Азза Фахми. Она открыла ювелирную лавку в египетской столице еще в 1969 году. Постоянно совершенствовала свое мастерство и стала известным ювелирным дизайнером не только в своей стране, но и во всем мире.

– Если вы попадете на золотые базары в Абу-Даби или Дубае, то готовьтесь встретить и индусов, и пакистанцев. Правда, их золото качеством ниже местных мастеров, египетских и ливийских. Чем больше у индийской женщины золота, тем выше у нее шансов найти статусного мужчину. Поэтому золота ими покупается очень и очень много, и в их случае важно не качество, а количество, отсюда и низкая проба. Европейки любят белое золото, эмиратовские женщины предпочитают желтое золото в 22 карата. Оно не совсем чистое, но относится к высшей пробе. Вообще изделий из чистого золота практически нет. В чистом виде оно слишком мягкое, все время мнется и не блестит, – поясняет она. – По своему опыту могу сказать, что очень интересные изделия создают армяне, тайцы, российские и дагестанские мастера.

Основа всего – вдохновение. Природа, архитектура и поэзия – три музы Наиды Аббас – находят отражение в ее украшениях. Каждое изделие уникально. Через них она передает свои внутренние эмоции и переживания, то, что чувствует, что её радует и впечатляет.

– Творчество – удивительный процесс. Берешь в руки фисташковую скорлупу и видишь в ней сережки, смотришь на грецкий орешек, а через время оно уже красуется на пальце. Украшение – вещь уникальная и должна быть в минимальном количестве, а мода – это уже массовость. Изделие может рассказать о его обладательнице гораздо больше, чем парфюм. А на рынке оригинального изделия не купишь. Быть ювелиром – это и награда, и ноша, которая требует много времени и сил. Меня поддерживает муж – Карлос Азагра, он из Испании, – говорит Наида Аббас. – Всегда с пониманием относится к моей работе и перегруженному графику, за что ему спасибо. И еще, конечно же, спасибо моей маме и сестре за тепло и любовь. Несмотря на то, что нас разделяют тысячи километров, они всегда рядом.

Тэги:
Ювелир,

Похожие

Этнические мотивы современности

40
Почему она занялась ювелирным делом? Наверное, потому,...

Статьи из «Общество»

Безопасный праздник

1
Новогодние праздничные мероприятия проводятся на многих объектах (в основном в школах,...

Когда инициатива приветствуется

5
В свое время было предпринято немало попыток заставить...

От Победы к Победе

7
Советский писатель Чингиз Айтматов в недавнем прошлом воскресил в народной памяти знаковый для любой эпохи символ, родившийся когда-то на азиатских просторах,...

Миссия, дарованная Богом

82
Российская история – это история великих свершений и побед – в спорте, экономике, боевых...

Гордимся нашим прадедом

15
Мы сильны памятью, традициями, любовью к Родине. Много подвигов на полях сражений в Великой...

За каждую пядь родной земли

7
Гаджи Магомедов, успешно сдав экзамены за первый курс Буйнакского зооветеринарного...

ДОСААФ поможет участникам СВО

12
Автомобиль с ручным управлением «LADA GRANTA» будет предоставлен для обучения вождению...

«Квартира» для летних шин

8
Наступает время, когда многие автомобилисты «переобуваются». Но все ли знают, что шины,...

Скрытые функции автомобиля

119
Полезные функции, которыми часто оснащаются современные автомобили, иногда остаются незамеченными неопытными автомобилистами. Вот 10 скрытых возможностей,...

Уютный дом Гилядовых

11
Если задуматься, из чего складывается человеческая жизнь, то первое, что приходит на ум, –...

Кто поймает синицу…

8
Скоро зима, морозы уже подступают, а значит, следует уделить внимание зимующим рядом с нами...

Годеканы – народный клуб

11
Сегодня в рубрике «В дыму столетий» предлагаем очерк Максуда Алиханова–Аварского....