Труд формирует личность

Проблемы воспитания всегда волнуют педагогов, родителей, да и все общество в целом. Особенно остро они проявляются в периоды исторических переломов и смен моделей развития, поскольку в такие времена происходит переосмысление, а иногда и смена ценностных ориентиров в обществе. От их правильного решения в значительной степени зависит формирование молодых поколений, другими словами будущее страны. Все это обязывает еще раз заглянуть в историю народного воспитания, «отделить зерна от плевел» и все ценное, социально значимое взять на вооружение современных педагогов, воспитателей и родителей.
Основным стержнем всей воспитательной системы является трудовое воспитание. Это основной первостепенный подступ к воспитанию личности, а трудолюбие – окончательный результат воспитания и итог формирования подрастающего поколения. Вне труда нет ни эстетического, ни физического, ни нравственного воспитания, без труда нет и полноценного умственного воспитания. По–своему метко зафиксировано это в опыте народа. «Труд – всему отец», – предельно кратко, но весьма точно замечает дагестанская народная пословица.
Понятие труда в памяти народов Дагестана с давних пор закрепилось как деятельность земледельца, животновода, ремесленника. И успех в воспитании достижим там, где дети приспосабливаются к труду последовательно и умело. Начинается трудовое воспитание очень рано, когда детям примерно 2-3 года. Именно в этом возрасте дети удивляют взрослых своими поступками. Они начинают проявлять свои трудовые стремления: повторяя действия взрослых, берутся за веник и стараются подмести комнату, вымыть посуду, накрыть на стол, забить гвоздь, хватаются за отцовские инструменты и т.д.
Первоначальные трудовые действия детей проявляются как результат подражания примеру взрослых. Они нуждаются в своевременной поддержке и одобрении. Для достижения воспитательной цели, в опыте народа прибегают к таким формам одобрения раннего труда, как деловая поддержка, подсказка приемов умелого пользования различными орудиями труда: веником, молотком, резцом, подбадривание действий словами: «Растет у меня помощник», «Моя дочь уже взрослая», «Мои сын будет мастером» и т.д.; наглядная демонстрация красоты труда, изготовление детям игрушек: свистулек, глиняных и тряпичных кукол; разрешение прикоснуться к орудиям собственного труда и предоставление возможности любоваться ими и т.д.
Значительное воздействие на сознание детей раннего возраста, по мнению народа, оказывает отношение родителей к собственному труду. Опыт образцовых семей подсказывает глубоко впечатляющие способы уважения труда взрослых, такие, как забота об уставшем труженике; приоритет, оказываемый старшему за едой; беседы, ведущиеся с большой гордостью о результатах проделанной работы. Все это заставляет детей гордиться своими родителями, их успехами в труде, прививает им чувство уважения и почитания близких.
Обучение детей 7-10-летнего возраста самообслуживанию и обслуживающему труду в условиях дагестанской семьи издавна состояло в том, чтобы научить: ухаживать за собой и своей одеждой, содержать в чистоте дом;
собирать полезные травы и фрукты; чинить одежду, вязать, прясть шерсть, ткать; ухаживать за маленькими детьми в семье, занимать их играми, кормить, укладывать спать; заготавливать хворост и составлять из них поленницу; приучать пользоваться орудиями выделки шкур, чистки шерсти, витья ниток и веревок.
Испытанной формой передачи конкретных трудовых навыков в опыте народа являются трудовые действия, когда перед глазами детей возникает образцовый портрет трудящегося человека, где старший выступает в качестве ведущего, а младший в качестве ведомого. Например, когда отец плетет корзину, сын должен подавать прутья, наблюдать за особенностями плетения и т.д.
Разновидностью обслуживающего труда, обязательного для трудовой семьи горца, считается у народа труд по изготовлению хозяйственной утвари. В свободное от сельскохозяйственных работ время: зимой, вечером, во время отдыха на годекане, на вечеринках многие старшие перед окружающими наглядно демонстрируют своё мастерство, смекалку, понимание красоты, раскрывают младшим индивидуальные секреты изготовления того или иного изделия. Дети представляют себе приемы изготовления традиционных деревянных и металлических изделий: половников, досок для катания теста, каталок, крюков для добывания сена из стога, орудий для дубления бараньих шкур, вил, грабель, музыкальных инструментов, плетения корзин, витья конопляных и войлочных веревок и канатов.
Женщины же, в свою очередь, показывают молодым приемы витья шерстяных и льняных ниток, вязания джурабов, носков и переметных сум, изготовления национальных мешков (чувалов), глиняных емкостей, лепки печей для сушки зерна и фруктов, выпечки хлеба и т.д. В процессе трудовой деятельности, наряду с демонстрацией приемов труда, основное внимание обращается на такие методы, как объяснение детям социальной необходимости и важности изготовления изделий.
Обслуживающий труд развивает у детей не только разносторонние трудовые навыки, здесь как нельзя лучше сознаются детьми морально-этические понятия: долг, обязанность, взаимопомощь, взаимовыручка, развиваются чувства самоудовлетворения и самосознания.
Процесс исторического развития укрепил в народной педагогике более организованные, высокопродуктивные формы воспитания детей в обслуживающем труде. К числу таких относится, например, обучение и воспитание детей в труде по оказанию взаимопомощи, известных у горцев Дагестана под названиями «гвай» (аварск.), «билхъа» (даргинск.), «мел» (лезгинск.), билкъа» (кумыкск.).
Взаимопомощь, в отличие от других видов обслуживающего труда, характеризуется тем, что, вливаясь в нее, дети сознательно стремятся к добру, учатся оказывать срочную, безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку уважаемым людям, семьям, общественным ячейкам и т.д. В этой связи следует отметить, что взаимопомощь во всех видах (уборка урожая, вспашка земли, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т.д.) является самобытно народной благодатной педагогической формой включения детей в бескорыстный общественно значимый труд.
Взаимопомощь способствует развитию у людей чувства коллективизма, товарищества. Труд при взаимопомощи сближает детей, делает их взаимно понятными, щедрыми и добрыми. При этом дети получают огромное моральное удовлетворение, формируются их позитивные отношения к людям. Благоприятным стимулятором детского сознания служат здесь народные словесные средства воспитания: песни, загадки, пословицы, народные мелодии и мотивы, советы и наставления, умудренных опытом жизни старцев.
С 5-7-летнего возраста дети вовлекаются и в производительный сельскохозяйственный труд. Здесь дети с ранних лет познают все виды традиционного животноводческого и земледельческого труда. Более того, копая землю, сажая, сея, удобряя почву, ребенок становится созерцателем природы. Близкое знакомство с растительным и животным миром, уход за растениями и скотом прививают ребенку любовь к живым существам, наполняют жизнь ребенка ощущением его полезности, необходимости для блага людей и общества.
Народу известны своеобразные формы морального стимулирования при воспитании детей в труде. Так, например, в период прополки, чтобы вызвать у детей удовлетворение от выполняемого труда, им нужно рассказать о разновидностях съедобных трав, показать места произрастания щавеля, козлобородника, черемши, сурепки, земляники, ежевики, обучить детей методам их сбора и рационального применения в жизни.
Каждый вид традиционного народного труда предъявляет к детям комплекс требований и сулит им массу знаний.
Воспитание детей, подростков и молодежи в труде у народов Дагестана не ограничивается одним лишь вовлечением детей в обслуживающий, домашний или сельскохозяйственный труд. Историческое развитие, географические и социальные условия привели дагестанские народности к созданию на местах промыслов, которые своей ежедневной производительностью и широким спросом дополняют и удовлетворяют домашний и сельскохозяйственный труд. Воспитание в труде мастеров-умельцев: златокузнецов, инкрустаторов по дереву, гончаров, ковроделов, бурочников, сапожников, кузнецов, плотников, каменщиков является образцовой формой развития всесторонне совершенной личности.
В морально-этическом и эстетическом воздействии на подрастающее поколение большая роль принадлежит традиционным трудовым праздникам народов Дагестана (праздник первой борозды, праздник прополки, праздник черешни, праздник проводов и встречи чабанов и т.д.). Трудовые праздники всегда насыщены песнями, танцами, музыкой, спортивными состязаниями и, как правило, проводятся на лоне природы. Труд и отдых на трудовых праздниках переплетаются, скрещиваются, образуя как бы неразрывное единство человеческого бытья, что наилучшим образом благоприятствует формирования позитивных чувств, сознания и социально значимого поведения подрастающего поколения.
Сегодня, когда трудовое обеспечение и профессиональная подготовка молодежи должны быть предметом пристального внимания общества, народный опыт трудового воспитания выступает как исторически апробированный важнейший фактор формирования социально значимой личности, как средство удовлетворения потребности народного хозяйства в обеспечении трудовых ресурсов республики и страны. Вот в чем смысл широкого использования веками оправдавшего себя прогрессивного народного опыта воспитания детей в труде.
Статьи из «Общество»
Дань прошлому

Если ваши права нарушены…

Стократ Сократ

Пересдача на права: новшества

«Вариатор» или «робот»?

Силой мысли облечённый
