Купить PDF-версию
12:44 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
08:16 18.12.2019

Трудный или невоспитанный?

Родители жалуются: ребенок не слушается, суетлив, «влезает» в разговоры, не может долго сосредоточиться на чем-то одном… Специалисты такую патологию называют «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью». Впервые чрезмерно подвижного ребенка описал немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.

Гиперактивные дети и их поведение

Семейный и детский психолог Гаджи Шамов считает гиперактивность специфической индивидуальностью и поведенческим расстройством. По его мнению, в диагностике оно может рассматриваться как самостоятельное заболевание и как синдром, сопутствующий другим болезням. Причинами расстройства могут быть: неблагоприятное внутриутробное развитие плода, послеродовое состояние ребёнка, токсикозы беременной, проблемы при родах. Подтверждается и влияние наследственных, социальных факторов, проблемных отношений в семье, экологии. Не все причины понятны и выяснены.

Клинический психолог Амирхан Кадиров тоже отмечает этиологию такого заболевания. Он говорит, что все зависит от того, как проходили роды. Статистика показывает, что в России у мальчиков заболевание встречается чаще в 4-9 раз, чем у девочек, а сильнее всего проявляется в возрасте от 6 до 12 лет. Далее, как говорят специалисты, проблема из медицинской и педагогической перерастает в социальную: плохая учеба, безобразное поведение, склоки, агрессия…

– Недавно бабушка привела своего 12-летнего внука. У него прекрасные познания в математике, отличная память, но плохие оценки, потому что неусидчив, не успевает сделать задание, выкрикивает что-то с места, отвлекается, несколько раз даже прятался в шкафу, который находился в классе, выпрыгивал оттуда, пугая одноклассников. Ему часто делают замечания. Даже выгоняли из класса, потому что мешает другим. А потом он приходит домой и все время плачет. Пока мы с бабушкой беседовали, он умудрялся без конца вмешиваться в разговор, перебивал, – рассказывает детский психоневролог Асият Шахмилова.

История маленького пациента почти перекликается с историей, рассказанной и показанной в американском фильме режиссера Линна Рэмси «Что не так с Кевином». Его, кстати, Асият Шахмилова рекомендует посмотреть всем мамам.

Родители, считающие гиперактивность болезнью, сразу начинают пичкать ребенка таблетками, тем самым с детства «губят» какие-то задатки гениальности вместо того, чтобы воспитывать, уделять больше времени и заниматься с ним. Гаджи Шамов говорит, что мамочки сами, заглядывая в социальные сети, почитав что-то в Интернете, спешат видеть в своих детях болезнь.

– Таким защитным поведением они снимают с себя ответственность за воспитание детей, их послушаемость, находят оправдание плохому поведению ребенка. И начинаются хождения по врачам. А молодые доктора в связи с отсутствием четкости диагностических критериев поспешно закрепляют этот «мамин диагноз».

Болезнь?

Не всегда ребенок бывает гиперактивным. По признакам это может быть и другое заболевание: внутричерепное давление, бессонница, невроз. До четырех лет диагноз «гиперактивность» не ставят, потому что ребенок может быть просто в состоянии детской нервности, например, в случае конфликта в семье. Речь может идти и о ситуационном неврозе (собака облаяла или еще что-то).

Психотерапевт с 40-летним опытом работы Татьяна Байсугурова считает, что гиперактивных детей нужно лечить. Гиперактивность связана с нарушением питания мозга – это гипоксия, какие-то травмы головы, низкий гемоглобин… Она уверяет, если не лечить, то гиперактивность переходит в другое состояние, например, в плаксивость, раздражительность, неврологические или психотические расстройства.

– Это не психическое заболевание, а психотическое или неврологическое расстройство на фоне нарушения работы мозга. Гиперактивность — это проблема. Надо сделать электроэнцефалограмму. Речь идет не просто о непослушном ребенке, а о ребенке с нарушениями состояния здоровья, его надо показать врачам.

К слову, за рубежом гиперактивных детей в основном лечат медикаментозно. Эффективность такого лечения составляет 75-80%. В России чаще лечат психотерапией, физкультурой, применяют психолого-педагогическую коррекцию.

Терпите и играйте

– Моя дочь очень эмоциональная. Ей надо где-то выплеснуть свою энергию, я это понимаю и спокойно стараюсь объяснить, что можно, а что нельзя делать. В этом плане нам очень помог садик – здесь ее приучили к дисциплине, порядку, – говорит Марьям Алишихова, мама Дианы.

Гаджи Шамов рекомендует игры, связанные с сосредоточением, направленные на развитие и контроль крупной и мелкой моторики, внимания. Это известные детские настольные игры типа дженга, крупные пазлы, нанизывание бус, игры в мяч, арт-терапия, сбор разных конструкторов, чтение стихов. Также применяют и специальные игры: с карточками-методичками, лепка-прилепка, игры монтессори, пуантилизм, работа со специальным одеялом, сумкой-яйцом, кропотливая работа с перебиранием гороха, фасоли, пшена, салфеток. Игры подбираются с учётом диагностики ментального возраста.

Пример игры для гиперактивного ребёнка на различение напряжения и расслабления:

«Кошка спит — кошка проснулась» (когда игрок – «кошка» спит, дети – «мыши» выбегают из норок и бегают вокруг нее. Как только по команде ведущего кошка просыпается, мышки убегают в норки и засыпают). Подобные упражнения сам психолог меняет на более тонкую дифференцировку по ходу наблюдения за ребенком (в индивидуальной работе либо в группе).

Тут необходимо правильное поведение родителей при отвлекаемости ребёнка: эмоциональное подкрепление правильного поведения, слова поддержки и одобрения, физическое взаимодействие (объятия, похлопывание по плечу, рукопожатие, свои авторские семейные прихлопы, ­жесты ­поддержки), физкульт-минутки…

– Недопустимы рукоприкладство, оскорбления или другие проявления несдержанности. В большинстве своем гиперактивные дети нуждаются в коррекционных занятиях с психологом, логопедом, дефектологом, им нужны психотерапия, прогулки на свежем воздухе, посещение кружков, творческих мастерских, занятия спортом, массаж, зарядка по 10 минут несколько раз в день.

Важное место в коррекции занимает и трудотерапия: складывание детьми обуви, салфеток, носочков, застилание кровати, незначительная помощь по дому.

Статьи из «Общество»

На всякий пожарный

3
Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание,...

Позор и гордость автопрома

14
Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства...

Электросамокат – проблема или благо?

6
Ныне принятая организация дорожного движения в...

«Там я нужнее, чем на земле»

2
Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил...

Всегда был первым

2
В годы Великой Отечественной войны на поле брани погибли миллионы советских защитников...

Мать-героиня. Мама героев

10
Жительница Табасаранского района Эспет Ханмагомедова (на снимке в центре) – настоящая...

Стенд Дагестана не пустовал

7
На днях завершилась Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства, которая...

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

9
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

32
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

7
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...