Турист – гость особый
В принципе, как мы понимаем, глобализм – штука вредная. Равно как и глобальное потепление. Видите, как всё получается: если происходит какой-нибудь процесс – то ли биологической природы (ковидная пандемия), то ли политического характера (американская «резиновая» демократия, накидываемая на любой народ), то ли батального свойства (мировые войны) – всё это негативно влияет на земную цивилизацию.
Так вот, в том самом зловредном глобализме можно найти и рациональное зерно, если речь пойдет о позитивном контакте между народами, расами, населяющими нашу родную планету. Общение между людьми разных континентов происходит на экономическом, политическом, коммерческом и иных уровнях. Но самое простое, доступное и плодотворное для нашей цивилизации общение – это, наверное, туризм. Тот самый туризм, который для Дагестана с каждым годом становится всё более привлекательной индустрией как для имиджа Страны гор, так и для ее экономики.
Вот почему для нашей гостеприимной республики, впрочем, как и для других регионов Кавказа, турист становится особым гостем, с особым статусом. Можно и так сказать: любой турист в Дагестане – это потенциальный кунак. А кунак – дело святое! Это про него Расул Гамзатович очень давно, еще в советские времена, сказал:
Путник, если ты обойдешь мой дом,
Град и гром на тебя, град и гром!
Гость, если сакле моей ты не рад,
Гром и град на меня, гром и град!
Лучше, пожалуй, и не скажешь на эту тему. Выше мы подчеркнули, что золотые эти слова были отлиты в поэтические строки еще в советские времена. Времена, когда атеизм был одним из составляющих советской идеологии. На наш взгляд, главный минус общежития в СССР. Правда, когда в постсоветский период в нашей стране, особенно на Северном Кавказе, религиозный экстремизм уже начал покушаться даже на государственный суверенитет страны, подумалось: может, не так уж неправы были дедушки из Политбюро ЦК КПСС, которые через КГБ контролировали конфессиональные структуры?
Но атеизм в любом случае – это плохо. Отрицание Творца не только кощунственно, но и бессмысленно, непродуктивно для человечества. Ведь, если не ошибаюсь, Бог создал всех людей равными! Теперь, когда постперестроечные страсти улеглись, тот тезис приобретает огромное значение для мира между людьми разных религий, особенно для туризма, о чем у нас, собственно, и разговор.
За эту тему мы взялись не просто так. Среди некоторых наших верующих бытует мнение, что нельзя принимать туристов иной веры, не надо брать у них плату за оказанные услуги, дескать, это «харам». И я подумал: это атеизм, наверное, нам до сих пор мстит, раз зазвучали даже такие пещерные призывы. Ну, интеллектуальный уровень тех, кто считает неправильным принимать в гостях людей другой веры, мы сейчас не будем оценивать, хотя они, будучи здравомыслящими людьми, могли бы задуматься: кто сшил одежду, которая сейчас на мне; что за деньги у меня в кармане лежат; чьими руками заготовлены продукты, которые я покупаю в магазине? Ведь там наверняка руки и кафиров, как они выражаются.
Можно на вопрос посмотреть и более широко. Турецкая Анталья, египетский Шарм-эль-Шейх и множество других курортов и исторических объектов в мусульманских странах Ближнего и Дальнего Востока, где ислам, собственно, и зародился, – там принимают любых туристов из любой страны мира, берут у них деньги за оказанные услуги, не спрашивая, какую религию они исповедуют.
У нас в Дагестане туристический бизнес растёт так же стремительно, как и сам турпоток. Огромная потребность в гостиницах и гостевых домах что в горах, что на равнине. Их не хватает, потому наши гости вынуждены снимать квартиры.
И что же теперь, будем их пугать совершенно неприемлемыми для общечеловеческих и гуманных принципов жупелами?
Очень надеемся, что радикальные мнения – случай единичный и не носит массового характера. Но в любом случае для республиканского муфтията, для администраций всех уровней подобные призывы должны быть серьёзным сигналом. Ведь те же гостевые дома, которые в республике только-только набирают обороты, это не только экзотика для туристов, но и заработок их хозяев. Не мулла же будет кормить их семьи! Потому-то многие дагестанцы вынуждены заниматься торговлей, а там этого «харама» сколько хочешь: немотивированное завышение цен, низкое качество продуктов и тому подобное. Вот тут-то и надо взывать людей к совести и к Богу…
Дагестанцев, конечно, не нужно учить гостеприимству, но все же давайте будем помнить, что турист – гость особый. Я живу возле гостиницы «Приморская» в Махачкале, и кого только тут не встретишь: из Воронежа, Владивостока, Чувашии и других наших многочисленных регионов и городов. Вступаю с ними в беседу. В основном отзывы самые благожелательные. И с этими самыми впечатлениями они возвращаются домой и там рассказывают домочадцам, соседям обо всём, что увидели и услышали. Что это значит? Это значит, что где-то там, в глубинке России, создаётся имидж Страны гор. И, представьте себе, он передаётся из поколения в поколение.
Вот что пишет турист, прилетевший с Урала: «Сказочный край, о красоте которого многие россияне даже не подозревают. Много интересных достопримечательностей. Красивая природа. Сказочные горы. Душевные люди. Вкусная кухня. Низкие цены».
Другой отзывается так: «Про Дагестан ходит много небылиц. Особенно в средней полосе России. Поэтому многие туристы попросту этот край в своих фантазиях игнорируют. А зря! Страна, в которой есть степи, горы и море. Очень гостеприимная территория!»
Пишут и о недостатках. К примеру: «Небольшие проблемы с инфраструктурой, но положение выправляется».
Конечно же, выправляется! Потому что графа «Туристы» постоянно в центре внимания руководства республики. А у нас, жителей Страны гор, турист должен находиться в графе «Особый гость!»