Купить PDF-версию
16:32 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Турпоток: ложка дёгтя в море мёда 

Да кто к нам приедет? У нас вон море грязное, инфраструктуры полноценной нет. А россияне привыкли к турецкому сервису и египетскому комфорту. И что такому вот искушённому потребителю может предложить Дагестан? 

Возможно, именно так думают некоторые наши граждане. Ан нет! Оказалось, есть что. При всей своей неразвитости ещё только формирующийся туристический кластер республики бьёт рекорд за рекордом.  Миллион туристов – достижение 2021 года – не предел, и, скорее всего, в текущем сезоне немыслимая некогда для Дагестана цифра может быть побита.

Спрос на туризм в Дагестане нынешним летом, по прогнозам, вырастет ещё на 25 %. Это озвучил министр по туризму и народным художественным промыслам Дагестана Эмин Мерданов. Выводы сделаны на основе опроса туристических организаций совместно с ассоциацией туристического сообщества «Трио». Ключевой момент, по мнению министра, в том, что гостиницы, туристские базы, гостевые дома и другие коллективные средства размещения сообщают о росте бронирования на 15 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Это всё хорошо. Но готовы ли мы к этому? О гостеприимства дагестанцев никто не спорит, однако, думаю, есть и определённые риски. Наплыв туристов в нашу республику при массе нерешённых инфраструктурных и коммунальных проблем может спровоцировать и обратный эффект. 

Да, природных красот у нас немало, но в море продолжают сливать канализационные стоки. Наши пляжи – с золотым песком, но воздух наполнен далеко не ароматом роз из-за этих стоков. Городской пляж в Махачкале уже много лет официально закрыт (на фото). Роспотребнадзор предупреждает о запрете купания, а горожане на это «нуль» внимания.  

Такое наплевательское отношение вполне может сыграть злую шутку с репутацией нашей республики. Сарафанное радио довольно серьёзный конкурент проплаченной интернет-рекламе. В жизни всё иначе, чем на картинке блога. Люди, набравшись впечатлений о 

необустроенности и неразвитости нашего туристического сервиса, вполне могут судачить о невероятной его дороговизне и низком качестве. И если так пойдёт  дальше, то через несколько лет в сторону нашей уже с, возможно, отстроенной гостиницами и туристическими объектами республики никто и не посмотрит. 

Турист желает что-то поинтереснее, колоритнее. Слышал, что одной приезжей паре в одной из новых гостиниц Махачкалы сдали номер за 14 тысяч рублей. Особо гостей озадачил диван. Не знаю подробностей, но, по-видимому, это была тахта, установленная в комнате скорее для придания восточного колорита, нежели для экономии средств. Но удобства и колорит, естественно, были. И это уже очень хорошо.

Вообще с колоритом проблем в Дагестане нет и без дизайнерских выкрутасов. На одном из форумов предпринимателей выступал по этому поводу гость из Арабских Эмиратов, пытался как можно деликатней подсказать дагестанцам, что отсутствие туалетов в дороге во время путешествий по республике вовсе не комильфо, долго и нудно говорил, что хорошего настроения иностранным визитёрам этот факт не прибавляет.  

О недоразумении с общественными уборными все как бы в курсе. Очевидно и то, что специальной государственной программы по решению данной проблемы нет.  Предприниматель из Дубков, построив уборную на свои деньги для посетителей смотровой площадки Сулакского каньона, решил её по-своему, чем вызвал в свой адрес бурю негативных эмоций в социальных сетях. Камнем преткновения стала высокая цена посещения данного заведения. Однако, на мой взгляд, в таких щепетильных вопросах лучше уж заплатить сполна. Но проблема в том, что не везде это можно сделать. 

Между тем, конечно, не всё ужасно и плохо в Дагестане с развитием инфраструктуры туризма. Речь лишь о том, что, не обратив внимания на имеющуюся у нас ложку дёгтя, можно успешно испортить дарованную нам бочку туристического мёда.

Тем временем развитие туристической индустрии в Дагестане идёт с размахом. В числе многочисленных мер поддержки отрасли субсидирование предпринимателей, строительство гостевых домов, сетевых отелей и гостиниц. Помимо всего в Дагестане определено 5 прорывных инвестиционных проектов. Их реализация находится на особом контроле у Главы республики Сергея Меликова.  

Все эти инвестиционные проекты напрямую касаются расширения возможностей нашей республики по приёму туристов. В частности, в рамках проекта «Развитие Каспийского кластера» предусмотрена реализация 4 подпроектов: создание туристско-рекреационных комплексов «Инчхе Марина Каспий», «Золотые пески», «Каспий», а также строительство микрорайона Махачкалы «Лазурный берег». 

В соответствии с планом реализации проекта в первом квартале 2022 года уже достигнуты, судя по отчётам, все показатели контрольных точек. В частности, заказчиками проектов по созданию 3 туристско-рекреационных комплексов: «Инчхе Марина Каспий», «Золотые пески» и «Каспий» – уже определены земельные участки и заключены договоры аренды.

Так вот, возвращаясь к нашим туристам, отмечу, что уже сегодня ощущается острая нехватка профессиональных кадров для сферы туризма, и в связи с предполагаемым ростом туристских потоков в Дагестан необходимо значительно увеличить и улучшить подготовку специалистов в этой сфере.

— Если высшее образование для сферы туризма в СКФО осуществляется в 41 образовательной организации, то в Дагестане только 4 таких учебных заведения. Подготовка квалифицированных работников у нас ведётся в основном по профессиям «повар» и «повар-кондитер», – комментирует дефицит кадров в туриндустрии профессор кафедры мировой и региональной экономики ДГУ Махач Османов.    

По мнению эксперта, необходимо развивать дополнительные профессиональные программы подготовки работников туристской отрасли. Остро стоит вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего управленческого персонала на предприятиях туристской индустрии, а также подготовка и аттестация инструкторов-проводников и гидов-переводчиков.

«Определённо, квалифицированных кадров у нас для того, чтобы качественно осилить растущий объём туристов, нет.  Более того, даже те, кто есть, ментально и эмоционально ещё не готовы к большим туристическим потокам. Да, можно сказать, что всёвозрастающее количество туристов медленно, но верно меняет менталитет. Но, считает, учёный нужно не забывать и учитывать в расчёте самовоспроизводящуюся систему неуважения к гостям со стороны части – пусть и малой – населения, неумение персонала общаться с туристами. 

Вывод о диспропорции роста потока туристов и кадрового состава и специалистов туристической сферы Махач Османов подтверждает статистикой по въездному и внутреннему туристическому потоку: в 2010 году он был на уровне 219,2 тыс. человек, а в 2021 году возрос до 1 млн 85 тыс. человек. При этом число занятых в туристической отрасли Дагестана в 2010 году составляло порядка 6,5 тыс. человек, а в 2021 году уже 10,201 тыс. Объём туристических услуг за 2021 год при этом вырос на 76 %, а объём санаторно-курортных услуг – на 147 %.

Впрочем, дело это определённо наживное. Как говорится, дорогу осилит идущий… Но чтобы избежать на ней ухабов и оврагов, не мешает остерегаться наметившейся у нас в Дагестане туристической эйфории.  

Статьи из «Дагестан туристический»

Турист – гость особый

11
В принципе, как мы понимаем, глобализм – штука вредная. Равно как и глобальное потепление....

«Трава такая зелёная, глазам не веришь»

392
Президент Ассоциации туроператоров России...

Зимой в горах свои прелести

33
С каждым годом растет интерес к Дагестану как к туристическому краю. Об этом свидетельствует...

Цифры – штука условная

16
Сезон отпусков закончился, на дворе октябрь, но туристы и сегодня приезжают к нам в...

Иранцы знакомятся с Дагестаном

37
Дагестан становится привлекательным туристическим...

«Авадан»: изобилие и благополучие

21
Сегодня на рынке туристических услуг десятки...

Профессионалы гостеприимства

21
Акцент на уникальность Дагестана в плане туристической привлекательности создал все...

Путешествия вне сезона

6
Уже конец сентября. Можно ли говорить о том, что туристический сезон завершился? Каковы его...

Гости разрушили стереотип

30
Туроператор «Хазар» – сравнительно молодой «игрок» на рынке туристических услуг. Как шло...