Учимся думать и действовать
Зачем играть в игры, чтобы построить собственный бизнес? Трудно ли устроиться на работу в успешную компанию? На эти и другие вопросы отвечают мои сегодняшние собеседники: руководитель направления по подбору, оценке и развитию персонала одной из крупных госкорпораций Дагестана Диана Шафиева и тренер-игротехник Калимат Рабаданова.
— Диана, вы осуществляете подбор сотрудников в международные офисы корпорации. Как строится ваша работа?
— Мы очень тщательно подходим к подбору кадров и не можем себе позволить ошибиться. Но задача HR (human resources – термин, обозначающий кадровую службу. – Д. С.) не в том, чтобы поставить на соискателе штапм «подходит» или «не подходит». Перед нами сидит человек, и он наверняка в чем-то уникален. Нужно понять, насколько его компетенция будет ценна для компании, рассказать, как ему себя реализовать. Бывает так, что, если соискателю не перезванивают, у него возникает вопрос: «Почему я не подхожу?» И здесь задача сотрудника по подбору персонала сделать так, чтобы человек ушел не обиженным, а одухотворенным, чтобы он понимал: у него большой потенциал, который можно реализовать в других направлениях.
— Дагестанец приходит в офис крупной компании и горит желанием работать, зарабатывать хорошие деньги. Какие у него типичные ошибки?
— Отсутствие навыков, которые нужны именно нам. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что человек не знает английского языка. Мы даже не спрашиваем, знает он его или нет, мы предполагаем, что он у него продвинутый. Уровень, необходимый для участия в переговорах. Нам нужны ключевые навыки и компетенции.
— Наверное, не каждый, приходя на собеседование, знает, как себя правильно преподнести.
— Человек зачастую думает, что придет на собеседование, ничего о себе не расскажет и его захотят взять на работу. Приведу такой пример. Соискатель был не из профильного университета, с юридическим образованием. Великолепно знал английский, французский, имел опыт работы в хорошей юридической компании. Он был настолько интеллигентен, здраво и логически продавал свои компетенции, что я пригласила его на встречу. Мужчина прошел собеседование практически до финала. Заказчик был впечатлен, но остановился на другом соискателе, у которого было больше навыков. Это правильный подход. Сделайте так, чтобы вас захотели позвать.
— Калимат, вы тренер-игротехник. Зачем серьезные бизнесмены и руководители приходят играть в игры? Что это за новый тренд?
— Геймификация (от англ. game – игра) — это преобразование скучных процессов в игру. Сегодня игры все больше применяются в бизнесе и образовании. Это легко, увлекательно и эффективно. В игре возникает удовольствие от соперничества, человек вживается в процесс игры, в свою роль и, сам того не замечая, достигает новых результатов – выходит за рамки возможностей или видит свои ошибки со стороны. Закончив игру, он не просто победитель или побежденный как в обычной развлекательной игре. К нему приходит понимание, как нужно действовать в жизни. Я подбираю игру под конкретные задачи заказчика – будь то владелец бизнеса или руководитель организации. Одна из главных вещей, которая выявляется и тренируется в игре, – управленческие навыки.
— Выходит, в игре все происходит аналогично реальной жизни?
— Можно и так сказать. Например, есть бизнес-симуляция «Кругосветка» в виде соревнования между командами в кругосветном путешествии по пяти континентам. В ходе игры участникам необходимо выработать стратегию и план действия для достижения необходимой цели, при этом максимально эффективно использовать все имеющиеся ресурсы. В пути у них возникают неприятные инциденты. В процессе переговоров участники в игровом формате отрабатывают весь процесс продаж, выстраивают эффективную аргументацию, развивают навыки убеждения. Я проводила эту игру среди дагестанских бизнесменов и руководителей и заметила чрезмерную эмоциональность, которая иногда мешает им здраво смотреть на ситуацию. Игра направлена и на умение вести аргументированные переговоры. Наш же предприниматель, открывая новый бизнес, пытается привлечь клиентов низкими ценами – это его единственное преимущество перед конкурентами. Если нужно что-то продать в условиях конкуренции, наши бизнесмены сбивают цены вместо того, чтобы привести аргументы, почему их товар дороже, чем он лучше.
И еще: часто нашим людям не хватает коммуникативных навыков, умения донести информацию правильно. Они действуют быстро, импульсивно, вместо того, чтобы выработать бизнес-стратегию, продумать на несколько шагов вперед. Все эти недостатки выявляются у бизнесменов, управленцев, руководителей в игре. Неумение делать это в игре проявляется в обычной жизни, в реальном бизнесе, управлении компанией, коллективом.