X
09:46 26.04.2017

Учимся любить природу

6

ХХI век – это время, когда наша планета вышла из созвездия Рыб и вошла в созвездие Водолея, которое характеризуется более рациональным отношением человека к жизни, к окружающему миру. Сегодня накопилось огромное количество экологических проблем, носящих как локальный (региональный), так и глобальный характер. Все эти проблемы обсуждаются на мировых саммитах, на встречах глав государств, в средствах массовой информации, в научных кругах и в студенческих аудиториях.

Наступление цивилизации на природу проявляется  в усилении парникового эффекта, выпадении кислотных осадков, разрушении озонового слоя, загрязнении атмосферы и гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, росте числа неизвестных и неизлечимых болезней. Эти экологические явления угрожают здоровью людей, что привело к сокращению продолжительности жизни в нашей стране и во всем мире в целом. Человечество достигло такой степени экономического, технологического, транспортного, информационного развития, что  понадобились специальные законодательные акты, принятые на разных уровнях для защиты природы и сферы жизнедеятельности  человека.

Очевидно, что человек – не хозяин, не господин,  не царь природы. Ресурсы ее конечны и близки к исчерпанию, а это требует в корне изменить наше отношение к природе, бережнее относиться ко всему живому и неживому.

2017 год в России объявлен Годом экологии, но не как праздник, а как тревога, предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе.

Экологи Дагестана, да и, надеемся, все дагестанцы обеспокоены, потому как экологических проблем у нас хватает. Наиболее тревожными являются проблемы обеспечения населения республики качественной питьевой водой, соответствующей гигиеническим требованиям, сбора, размещения, утилизации отходов производства и потребления, аридных экосистем и борьбы с опустыниванием, загрязнения Каспийского моря сточными водами различного происхождения и другие.

Мы определяем экологию и экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека,  включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве основного исполнителя этих элементов в республике выступает недавно созданный (2015 г.) на базе эколого-географического факультета Институт экологии и устойчивого развития при Даггосуниверситете. Здесь же функционирует и Дагестанское отделение Российской экологической академии наук. Возглавляет его известный ученый-эколог, активный общественный и политический деятель, академик Российской экологической академии (РЭА), профессор Гайирбек Магомедович Абдурахманов. Институт как раз и призван поддерживать и развивать экологическую науку, экообразование и экокультуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности, а также готовить высококвалифицированных экологов для республики.

Коллектив института вместе с Минприроды и экологии РД и Дагестанского научного центра ведет работу по решению многочисленных экологических проблем. В ней принимают участие и ученые других вузов, научно-исследовательских и проектных институтов. Некоторые из существующих локальных и региональных экологических проблем уже получили  свое практическое разрешение, но работы еще непочатый край.

Экологические проблемы современности поставили перед обществом  серьезную задачу экологического образования, которое в настоящее время рассматривается как непрерывный процесс, направленный на приобретение научных и практических знаний и умений в этой области и  на формирование экологического мировоззрения.

Изучение экологии становится все более важной и актуальной задачей. Предмет «экология» вводится в среднюю и высшую школу. В системе экологического образования и воспитания должна присутствовать и начальная школа, где дети впервые получают знания об окружающем мире и где закладываются основы экологической культуры. Но, к сожалению, эта работа ослаблена, а во многих школах вообще не проводится.

Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая должна учитываться при назначении на должность и при аттестации и переаттестации работников. Но эта работа у нас пока также отсутствует.

Важно разработать систему практического участия и молодежи, и взрослых в деле охраны природы. Повсеместно организовать «зеленые» молодежные отряды для посадки деревьев, очистки от мусора лесов и берегов рек, вокруг городов и населенных пунктов. Однако чем хуже становится экология, тем пассивнее относятся люди к этой проблеме.

Нам нужно серьезно относиться к вещам фундаментальным, ибо если мы расслабимся или ограничимся неглубокими и недальновидными  решениями, мы будем получать от природы ответные удары.

Статьи из «Моя планета»