Учиться быть человеком
Интеллектуальный философский клуб «Эпохе», пользующийся популярностью у тех, кто интересуется наукой познания человеческой природы, размышлениями о месте и роли человека в окружающем мире, находит новых последователей, молодежную аудиторию. А мотором, движущим философскую мысль, является его создатель, доктор философских наук, профессор ДГУ Мустафа Билалов, бережно пестующий молодое поколение, тех, кто делает первые шаги в науке, стараясь овладеть теорией познания всего сущего на земле.
Клуб, по меткому определению его завсегдатаев, не столько ораторская площадка философов, сколько научное, исследовательское поле деятельности всего философского сообщества республики, дагестанской интеллигенции, пристрастившейся к увлекательному поиску основополагающих истин. Клуб притягивает самых разных людей, добиваясь эффекта коллективных раздумий. Философия для них становится как любовь к мудрости, как поиск внутреннего равновесия, а значит, обретения себя как личности размышляющей, уверен руководитель клуба Абдулгамид Курбанов.
Выступающие, а их было немало, говорили о высоких и одновременно земных истинах, заложенных в природе человеческой, находящейся в постоянных раздумьях о смысле жизни и о том, как научиться быть человеком. Побывавший на Всемирном философском конгрессе «Учиться быть человеком», М. Билалов поделился своими впечатлениями от пекинских встреч. Начиная с 1900 года конгресс стал самым масштабным за всю историю всемирных философских форумов. Для участия в нем зарегистрировалось семь тысяч человек из 120 стран мира. А самый большой по численности конгресс состоялся в Бостоне в 1998 году, в нем участвовало 3200 человек. Секрет же китайского чуда становится более понятным, если принять во внимание, что обычно на таких конгрессах в число сотни различных тематических секций, как правило, включена молодежная секция. А на конгрессе в Китае были представлены 162 молодежные секции.
Делясь впечатлениями, М. Билалов отметил масштабность форума. Всего за время работы конгресса было проведено пять пленарных заседаний, десять симпозиумов по самым различным тематикам. Так с чем же связывает современная философия свое будущее? Китайские философы, предлагая модель конфуцианства, опираются прежде всего на мир живых с миром предков в антропоцентричной и ритуальной культуре, сыновнее и дочернее почитание отца, верность государству, уважение власти во имя единства и мира человечества. Обращаясь к теме религиозного экстремизма, китайские философы, задумываясь над природой добра и зла, делают выводы, что преступления эти связаны с именем Всевышнего, тогда для минимизации религиозного фактора необходимо как можно меньше ссылаться на божественные постулаты. К этому же призывает один из самых востребованных философов современности Гуссерль, его философская установка такова: давайте возвращаться к человеку и человечности, и тогда религиозные установки станут законом человечности.
Фишкой XXIV Всемирного философского конгресса стал тезис — учиться быть человеком. Его участники, ученые-философы, находили для этого немало доводов, опираясь на труды древних и современных мыслителей, рассматривающих человечество как бесконечную коммуникацию друг с другом, обращение к природе, находясь в гармонии с ней. Выступивший на одном из пленарных заседаний конгресса М. Билалов был интересен огромной многоязыковой аудитории тем, что рассматривает понятие «истина» в поле совокупного познания, позволяя исследовать основные вопросы — объективность и субъективность, рациональное и иррациональное, связь истины и знаний. Настаивая на философском осмыслении самого понятия «истина», профессор убежден, что только реальный диалог культур, здоровое соперничество, открытое или скрытое навязывание западных, восточных ценностей приводят к их сталкиванию на уровне диалектической борьбы и конфликта.
Обращаясь к теме толерантности, М. Билалов констатирует, что понятие это должно содержать в себе множество представлений, быть результативным как один из способов прислушаться к мнению другого, совершенствуя свое понимание и подход к развиваемой теме. А результат диалога должен вылиться в трансформацию категоричных противоположностей, диалектическое «снятие» обслуживающих глобализированные сферы человеческого общежития ценностей и в первую очередь фундаментальных идеалов – свободы, прав индивида и социума, целевой и ценностной либеральной и консоциональной рациональности.
Не менее интересным дагестанские философы посчитали доклад аспирантки Мариям Агаевой, выступившей на Всемирном философском конгрессе. Всесторонне исследовав феномен познавательной культуры, выявив ее сущность, структуру и разновидности научной школы М. Билалова, она обратилась к проблематике особенностей российской и дагестанской познавательной культуры, экономики, гражданского общества регионального типа.
Так чем же стал Всемирный конгресс философов для дагестанских ученых, аспирантов? Прежде всего он заставил мыслить масштабно, широко, познавая мир во всем его многообразии. На пекинской площадке удалось пообщаться мировому цвету философских школ и российским ученым-философам, в престижном конгрессе с докладами выступили около 160 наших сограждан.