Купить PDF-версию
14:32 | 21 ноября, Чт
Махачкала
X
09:09 26.11.2021

Учёный, поэт, музыкант

Маймусат Коркмасова
Выпуск - 2021 №№ 321-322
240

Есть люди, которым много отмерено Всевышним, чтобы постичь мир и красоту его творения. Таким был Абачара Гусейнаевич Гусейнаев – литературовед-учёный, доктор наук, писатель и поэт, публицист и переводчик, мой старший коллега по академической науке. В богатой именами и достижениями дагестанской школе литераторов Гусейнаев занимает особое место: причастный к партии науки, он в то же время и даже, думается, в первую очередь был по складу души художником, жил в этом мире поэтически. Ученый Гусейнаев – автор основополагающих «Очерков истории современной лакской литературы», теоретических трудов – а это высшая ступень научного осмысления – «Основы стихосложения на материале лакской поэзии» и «Временные образы».

Его изыскания опираются на обширные знания литературы Востока, европейской, русской классики, и что особенно важно – на собственный опыт творчества. Художественная и научная деятельность – два разных по своей природе вида творчества, редко сочетаемые в одной личности. В нашем поцелованном богом мастере эти две стихии дополняли друг друга: ученый Гусейнаев научно обобщал в том числе и собственный опыт творческой деятельности. Литературное наследие Гусейнаева включает около десяти поэтических сборников, книгу поэм и рассказов «Лахъазанну». Будучи отцом большого семейства, он много стихов посвятил детям.

Общественное значение деятельности Абачары Гусейнаевича Гусейнаева приумножает его переводческая работа. Как выпускник восточного факультета Московского государственного университета, знающий немало языков – фарси, немецкий, азербайджанский и другие тюркские – он переводил на лакский непосредственно с оригинала: идя за мыслью стиха, умел воплотить и дух его. Изучая арабоязычную литературу, многовековой пласт которой оказался нам, современникам, недоступным, учёный делал её достоянием общественности. Им переведены на лакский с таджикского, азербайджанского, немецкого, русского стихи Саади, Физули, Вагифа, Рудаки, Гейне, Пушкина, Лермонтова и современных поэтов. Занимаясь переводами, писатель совершенствует личное мастерство, расширяет своё и наше видение через знакомство с другими культурами.

Жизненный путь писателя и ученого Гусейнаева наполнен событийно и духовно. В 19 он поступает в пехотное училище г. Орджоникидзе. Начавшаяся война пробудила в нём патриотические чувства и героические качества защитника Родины. Получив тяжелое ранение в боях в 1943-м, комиссованный, он возвращается в аул и по призыву всеобуча учительствует в Лакском и Кулинском районах. Старожилы с благодарностью вспоминают хороший уровень образования в руководимых Гусейнаевым школах.

С женой Шамей

«Мы войну ведём, чтобы жить мирно», – говорил Аристотель. Уже имея в активе вышедшую в 1943-м первую книгу стихов, в 1950-м молодой поэт решает учиться в МГУ, а по окончании его избирает путь служения
науке. Знание как одна из фундаментальных ценностей человечества определяло интересы дагестанских элит на протяжении многих веков: наши духовные школы, авторитет алимов были известны на Востоке. Понятна в этом свете нацеленность молодого Гусейнаева, отличавшегося интеллектуальной избранностью, на знания. Но и поэзию он не оставляет: мы читаем исповедальные строки, где автор, обращаясь к оставленной в горах родной земле и камням, просит снисхождения за свой судьбоносный выбор – яркий образ, рисующий духовное напряжение тех лет.

Путь А. Гусейнаева – это история жизни и судьбы его поколения, чей пробуждённый ум повернул колесо истории Дагестана: отныне многовековой духовный путь направлен в иное цивилизационное русло. Новая дагестанская интеллигенция XX века сформировалась из этих пассионариев, получавших прекрасное классическое образование, как правило, в лучших вузах страны.

Испытанные трудным опытом XX века на прочность, сверстники Гусейнаева шли вместе с ним по жизни твёрдым шагом с верой в идеалы времени и готовые свернуть горы: поколение победителей, как его называют, достойное восхищения. Они ковали победу и строили мирную жизнь. Одним из них был и мой отец. Мне представляются они в поэтическом образе эллинских героев, рождённых от богов, спустившихся к людям с Олимпа. Духовная родина наших дагестанских героев, как и тех, древнегреческих, – суровый нравственный закон и гармония бытия в природе – чем не ницшеанская формула! Их деятельность, смело преобразовавшая родное пространство, при этом сохранила и передала нам в неприкосновенности главное – культурный иммунитет, фундамент и корни нашей старой цивилизации. Познавшие великую радость и безмерные горести своего времени, они умели ценить жизнь и творили атмосферу, где не было места мелкому.

Мы, зашоренные стандартами городской обыденности с рождения, мыслим и творим в определённых рамках привычных понятий. Харизма же Абачары Гусейнаева была иной – вольной от природы. Его ироничный ум был настроен на волну юмора.

Мне вспоминается газетная публикация молодой девушки, дочери кунака Абачары Гусейнаева из окрестного даргинского села. Приехавшая в Махачкалу учиться, она с благодарностью вспоминала жизнь в его большом семействе, где её приняли как родную. Опекая дочь товарища, Абачара Гусейнаев
помог девушке определиться с поступлением, поддерживал, когда возникали трудности. Как большой поклонник шахмат он знал: в жизни, как и в любимой игре, все фигуры: пешки, ферзи и короли – после партии оказываются, по меткому замечанию психолога И. Ялома, в одном ящике!

Особое место в жизни Абачары занимала музыка. «Поэзия и музыка, – писал А. Пушкин, – бывают исключительно страстью немногих, родившихся поэтами». По словам дочери нашего юбиляра, известного деятеля культуры Качар Абачараевны, отец долго не мог определиться в выборе пути. Аул Хосрех, откуда родом Гусейнаевы, дал много выдающихся людей, в том числе поэтов и музыкантов. Взять хотя бы сотворчество двух равновеликих: Ширвани Чалаев, вдохновлённый поэзией земляка Гусейнаева, четыре произведения из сборника своих шедевров «Лакские песни» создал на его стихи. Песни с его словами и мелодии, сочинённые самим Абачарой, широко бытуют в лакской среде. Тяга Абачары к музыке была так сильна, что первой мыслью при ранении на войне, по его рассказам, стало: как же теперь ему играть на инструменте! Он считал себя рождённым для музыки. И неудивительно, что главное пристрастие своё он мудро оставляет на досуг, который ещё с античных времён философами трактуется как времяпрепровождение свободного человека. Досуг – ключ к нашему счастью, к нашим подлинным интересам, здесь человек проявляет себя. То, как мы проводим это время, отвечает на вопрос, кто мы. Но уже с XVI века в Европе Реформация перевернула это представление с ног на голову. В своем увлечении трудовой этикой она сакрализировала труд, закрепив его в идеологии протестантизма, и превратила досуг в развлечение, в восстановление сил для работы. Возникла культуриндустрия – квазидосуг с пассивным потреблением направляемых народу средств. Другими словами, нынешняя массовая культура с ее упрощенным шаблоном.

В восточных и других культурах мира созерцательная духовная жизнь всегда оставалась маркёром свободной личности. Наши предки и поколение отцов в том числе владели искусством досуга. В традиционной культуре Дагестана полноценное времяпрепровождение и сегодня пространство для творческого выражения чувств и воображения. Там не сидят в залах согласно купленному билету, внимая очередной поп-звезде. Сверстники Гусейнаева, как и он сам, пели, играли, импровизируя на всех инструментах, сочиняли куплеты, танцевали и веселились: творчество выводит за рамки известного, общепринятого, делает человека лучше.

Сегодня, в пору переформатирования мира, ни один даже самый проницательный ум не может предсказать будущее. Не зная перспективы в поисках опоры в важных вещах, мы всё больше оглядываемся на прошлое, сверяем критерии, ориентируемся на цельные личности, одна из которых наш юбиляр. Направления, по которым развивалась творческая судьба Абачары Гусейнаева, чем она наполнялась, показывают жизнь, достигшую результата, рискну сказать – счастливую и достойную божественной благодати. Его помнят и почитают не только благодарные наследники. Он умел слушать и слышать. Потому его бережёт народная память.

Статьи из «Личность»

Легендарный генерал Араблинский

3
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Школа жизни Аскерханова

175
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Сердце Евразии

308
Десятилетия мы представляли мир динамичным, а сегодня убеждаемся – он синергетичен:...

Гасан Алкадарский и его главный труд

579
_ В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Гасана...

Просто светлый человек

68
Взяться за перо и написать эти строки меня побудило вовсе не желание угодить главному...

Патриот родного края

32
Рассказывать о Гитиномагомеде Гаджиясулове с одной стороны трудно, а с другой – легко....

Профессор приборостроения

35
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Федора Васильевича Дробышева – доктора...

Планета «Шамиль Алиев»

59
В мировой астрономии существует такая практика: малым планетам Солнечной системы...

Шенде: воин и кормилец

52
22 июня 1941 года. Шенде, которому было всего-то 17 лет, гулял с друзьями по улицам родного...

Всё для процветания родного края

75
Когда человеку многое дано, то понимаешь, что и сил на...

Он выбрал другой путь…

25
В эти летние дни дагестанцы вспоминают своего героя Магомеда Нурбагандова, вошедшего в...