«Умный» субботник
Можно еще раз цокнуть на летящий мимо черный пакет, пригрозить соседу за мусор в подъезде или изощряться ругательствами в социальных сетях в адрес властей. Журналист Зарипат Курамагомедова перемен не ждала и пошла по другому пути: взяла в руки мешок, собрала школьников и вместе с ними вышла на улицы города.
Уборка – только часть большого экологического просвещения детей и подростков. Были и уроки, и викторины, и популяризация природоохранных идей в школьной среде. Но прежде подала заявку в Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций РД для участия в конкурсе грантов Главы республики. Выиграла. И мы, зрители, могли наблюдать на канале РГВК «Дагестан», как весело, дружно и познавательно можно проводить субботники.
Скажем прямо, когда речь заходит о грантах, сердцебиение учащается, и в голове возникает круговерть вопросов. Не каждая идея получает зачет, будь она даже в стократ интереснее, чем, скажем, у соседа. Многие после неудачной попытки сразу же отчаиваются. И первый вопрос победителю: какой был откат и кто проталкивал проект?
– Знаете, я даже не задумывалась над тем, чтобы кому-то платить или благодарить, – признается Зарипат. – Но я понимаю ваш вопрос, потому как часто слышу его от людей, которые работают в самых разных сферах. Почему-то укоренилась мысль о том, что нельзя выиграть без откатов и знакомых. Помню свои не очень удачные попытки победить в этом конкурсе. Тогда мне казалось, что проект расписан очень хорошо, цели и задачи обозначены чётко.
– А что было не так с прежними? Или все-таки надо было искать нужного человека?
– Искать никого не нужно. Ну разве что человека с опытом реализации подобных проектов. В моем случае причина была в неправильной подаче идеи – не удалось заинтересовать. А ведь идея является отправной точкой любого проекта. Она должна быть конкретной и отражать то желаемое изменение ситуации, которого добьется ваш проект. Мне посчастливилось принять несколько лет назад участие в семинаре по подготовке грантовых проектов. Тогда я и поняла, что берусь за решение глобальных проблем. Такие идеи заведомо провальные. Надо ставить реальные задачи, и это один из основных, на мой взгляд, секретов успеха. Возможно, и в этом году ничего бы не вышло, не окажись я в свое время на семинаре. Так появился проект «Классный субботник».
– То есть школьники убирают определенную территорию в городе, и на это нужна была грантовая поддержка?
– Грантовая поддержка нужна была для того, чтобы создать социальные ролики. А субботники служили поводом для общения с детьми, обсуждения экологических проблем. Сами субботники проводятся в нашей столице довольно часто. Отличие нашего проекта в том, что все участники съёмочного процесса готовились к субботнику. Читали литературу, мониторили данные об экологическом состоянии рек, озёр, проводили эксперименты. К примеру, учащиеся 3 «11» класса многопрофильного лицея №39 в домашних условиях переработали использованную бумагу для повторного применения. Воспитанники детской школы искусств №8 сделали дизайнерские изделия из вторичного сырья. Третьеклассники лицея №8 изучили вопрос раздельного мусора. Театральная студия «Сюрприз» своим примером показала, как нужно создавать красоту не только на сцене, но и в жизни. И это лишь небольшие эпизоды, из которых собраны яркие динамичные ролики, наполненные идеей созидания.
– «Классный субботник» – это цикл социальных роликов, направленных на трудовое воспитание подрастающего поколения. Интернет-порталы, различные издания пестрят заголовками о не самом показательном санитарном состоянии некоторых улиц Махачкалы. Но ясно одно – чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Эта народная мудрость не теряет своей актуальности. Однако, увы, такие простые ценности не прививаются в современных семьях. Поэтому одной из важных составляющих проекта являлось привлечение родителей к воспитательной работе своих детей, – рассказывает Зарипат Курамагомедова. – Героями каждой акции были коллективы образовательных учреждений Махачкалы. Вместе с педагогами и учениками в субботнике участвовали и родители. Проект наглядно показал, как любой труд можно превратить в настоящий праздник.
А трудовое воспитание, как известно, помогает сформировать с малых лет усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу. Оно учит взаимопомощи, поддержке, умению договариваться, желанию научить другого и научиться самому. Смотровая площадка Тарки-Тау, загородный пляж близ Махачкалы, проспекты Насрутдинова и Имама Шамиля, улица Аскерханова – «классные субботники» прошли в разных районах нашей столицы. Каждый видеоролик – экологический урок о вреде, нанесенном окружающей среде полиэтиленовыми пакетами, пластиковой и стеклотарой, автоаккумуляторами, резиновыми покрышками, железными банками…
Из уроков дети узнали о многом, в частности, о том, что за последние 20 лет потребление бумаги выросло на 26 процентов. Чтобы получить около 4 миллионов тонн бумаги, нужно уничтожить один миллион деревьев. Ежегодно вырубается не менее 100 миллионов деревьев по всему миру. Каждую минуту с лица земли исчезают примерно 20 гектаров леса. От такой беспощадной вырубки деревьев на грани вымирания оказываются птицы и животные. Чтобы спасти от вырубки одно дерево, достаточно восьмидесяти килограммов переработанной макулатуры.
Пластик – тот еще вредитель, начиная с его производства и заканчивая утилизацией. Заводы, выпускающие пластиковые изделия, выделяют в атмосферу до 400 миллионов тонн углекислого газа в год, и примерно 800 видов животных сегодня находятся под угрозой вымирания из-за поедания и отравления пластиком. Океанологи провели масштабное исследование диеты морских птиц, которое показало, что желудки 90% пернатых обитателей моря содержат в себе частицы пластика. Это говорит о серьезных масштабах загрязнения морей. Утилизации пластика в несколько раз дешевле его переработки, а разлагается он от 450 до 1000 лет.
Ребята участвовали и в одном из самых масштабных экоквестов страны. Школьники, студенты, общественники и неравнодушные махачкалинцы собрались на смотровой площадке Тарки-Тау и устроили «чистые игры». Около 100 участников разделились на команды и состязались в сборе мусора. Были установлены три пункта сдачи мусора, где фиксировали работу каждой команды, подсчитывали количество мешков, следили за тем, чтобы ребята собирали мусор раздельно, и начисляли баллы. В итоге удалось собрать почти 3,5 тонны мусора!
– С любви к труду и чистоте, пропаганды семейных и духовных ценностей и начинается патриотизм, – говорит Зарипат. – Мне хочется выразить огромную благодарность педагогам, которые работали с детьми и до съёмочного процесса, и непосредственно во время субботников. Дети, родители, наша творческая бригада – все становились собраннее от их присутствия. Приятно, что самим ребятам работа была в радость. И я уверена, что каждый ребенок и взрослый, принявший участие в проекте, никогда не сделает больно зеленому насаждению, не бросит мусор на улице, подберет пластиковую бутылку на берегу моря…