X
08:34 14.04.2021

Уроки экологии на свежем воздухе

Руслан Османов (на снимке внизу) – молодой ученый-эколог, жизненный путь которого был предопределен звездами. Судите сами: он родился 5 июня, в День эколога и охраны окружающей среды. Активный общественник, обладатель нескольких научных грантов, выпускник биологического факультета ДГПУ (квалификация «биолог-эколог»), младший научный сотрудник лаборатории флоры и растительных ресурсов Горного ботанического сада при Дагестанском федеральном исследовательском центре РАН. Сфера его научных интересов – абрикос и различные экологические проекты, интересные детям и взрослым.

Любить, ценить и беречь

С некоторых пор Руслан всерьез задумался о слиянии эковолонтерства, образования и научных идей в молодежной среде. Стал работать в этом направлении и добился немалых результатов. В прошлом году в Министерстве по делам молодежи РД проходил конкурс грантов, направленных на поддержку добровольческих инициатив граждан и общественных объединений. Так вот в числе победителей был проект Руслана «Эковолонтерство: научный подход, краеведение и образование». Свой проект он реализует на базе 61-й Махачкалинской школы, где работает педагогом дополнительного образования. Также он является автором-составителем программы «Основы проектной работы в области экспериментальной экологии». Его ученики чувствуют себя настоящими экологами. О том, как любить, ценить и беречь природу, им рассказывают не скучными учебными фразами, а привлекают к живому делу. И желающих пополнить отряд эковолонтеров с каждым днем становится всё больше.

– Основная наша задача – повысить уровень экологических знаний в области молодежной политики, и здесь без креативных и научно-образовательных подходов не обойтись. Поэтому на базе СОШ №61 сформирован школьный волонтерский отряд, цель которого – эколого-просветительская работа среди учащихся 7-10 классов, – рассказывает молодой ученый.

Подопечные Р.Османова участвовали в конкурсе «Лучший эковолонтерский отряд 2020 года», и работу Руслана признали лучшей методической разработкой в республиканском конкурсе работ и проектов «Науки юношей питают». Школьники изучают редкие виды растений, сажают цветы, деревья, ухаживают за ними, проводят экологические субботники.

По мнению Османова, интерес к эковолонтерству связан с тем, что 2013 и 2017 годы были объявлены в России Годом экологии. Именно тогда стали зарождаться молодежные экологические отряды и движения, вовлекающие волонтеров для совместных решений вопросов охраны окружающей среды и пропаганды экологических знаний.

– Молодежных экологических проектов, связанных с волонтерством, у нас в республике не так уж много. Поэтому сейчас мы стараемся увлекательно, с применением научного подхода затронуть такую понятийную установку, как экологическое волонтерство, которое в настоящее время, к сожалению, воспринимается как проведение однодневных экоакций. Это всё хорошо, но акции следует проводить и на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). На наш взгляд, вовлечение молодежи в краеведческую (сохранение природного и культурного потенциала) и научную (привитие исследовательских навыков) работу поможет сформировать поколение с экологическим мировоззрением. Ключевое мероприятие в нашем проекте – установка «экостен», т.е. проращивание редких и интересных в научном плане растений с целью дальнейшего их высаживания и изучения в ботанических садах нашей республики. Итогом проводимой работы является издание сборника научно-исследовательских и популярных статей, в котором будут отражены успешные молодежные экологические инициативы, связанные с волонтерством как в Дагестане, так и в других республиках Северного Кавказа, – отмечает руководитель движения.

В этот проект вовлечены также преподаватели ДГУ и ДГПУ, молодые исследователи и аспиранты.

Гвоздика аварская и абрикосы

Один из предыдущих проектов Руслана Османова назывался «Botanic Eco Dag». Молодой ученый выиграл заочный этап Всероссийского конкурса молодежных проектов, организованного Федеральным агентством по делам молодежи. Проект был направлен на развитие ботанико-экологического туризма и охватывал школьников, студентов вузов и ссузов, профильных факультетов и факультетов других специальностей, а также учителей биологии, экологии и географии, научных сотрудников.

– Тема развития ботанико-экологического туризма в научно-образовательном контексте весьма актуальна для Дагестана, так как пропаганда основ экознаний – один из подходов формирования экологического воспитания и образования. Данный научно-образовательный проект соответствует ряду важных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ и Стратегии инновационного развития РФ – говорит Руслан.

Школьники, студенты, аспиранты и молодые ученые смогли принять участие в тренингах, мастер-классах по изучению редких и исчезающих видов растений в открытом грунте, посетить культурно-исторические места окрестностей Верхнего Гуниба.

Руслан Османов, еще будучи студентом, занимался проектной деятельностью. Обучаясь в ДГПУ на отделении биоэкологии, руководил экологическим клубом «ЭкоМикс». Научные интересы развились постепенно – по мере выполнения экспериментов, подбора методик исследования и общения с учеными. В итоге его заинтересовали проблемы генетических ресурсов плодовых культур, интродукции древесных растений, экологической селекции и экологии растений.

Сфера его научных интересов сегодня – гвоздика аварская, абрикосы. На научно-практической конференции «Повышение эффективности садоводства», прошедшей в Крыму, поднимался вопрос об экспериментальной гибридизации абрикоса и плодовых культур в горах Дагестана. Абрикосовые сады представляют важный селекционный интерес, но есть угроза – они могут быть безвозвратно утеряны, т.к. в связи с массовым оттоком людей из сельской местности площади садов сокращаются. Мало где они сохранились сегодня в образцовом виде.

Молодой ученый очень хочет, чтобы если не все, то многие дагестанцы узнали об удивительных растениях, которые рискуют исчезнуть навсегда и которые надо срочно спасать.

Статьи из «Моя планета»