Ушли в простой
Автомобильная промышленность в России ранее взяла длительную паузу в условиях экономических санкций. Как уже сообщала «ДП» в прошлом выпуске «Колеса», с началом военной операции на Украине отрасль стала предпринимать определённые меры по сдерживанию где-то продаж, а где-то и вовсе производств. Данные этой недели свидетельствуют, что ситуация пока далека от позитивных изменений.
К примеру, один из фаворитов российского рынка продаж Lada Vesta претерпевает серьёзные проблемы со сборкой, связанные с электронными комплектующими. Иностранные компании в том числе приостановили отгрузку деталей с полупроводниками. Заводу «Лада Ижевск» на импортозамещение электронных компонентов для выпускаемых на предприятии автомобилей потребуется 2 года. Об этом заявил вице-премьер Удмуртии Константин Сунцов.
«Есть вопрос в доставке комплектующих и в получении. Это, на самом деле, на ближайшие два года то, что должно точно начать производиться в России, вот эти комплектующие», – приводит слова Сунцова ТАСС. По мнению регионального чиновника, для реализации этого проекта в России нужно найти соответствующие компетенции.
Стоит пояснить, что большую часть электронных комплектующих для Lada Vesta поставляет немецкая компания Bosch. В настоящее время АвтоВАЗ при содействии Минпромторга РФ и властей Удмуртии старается перезапустить импорт иностранных электронных компонентов. Напомним, автозавод в Ижевске ушёл в простой с 5 и до 18 марта включительно. Основная площадка АвтоВАЗа в Тольятти 16–18 марта будет вести только сборку автомобилей Granta и Niva.
По данным портала SpeedMe.ru, по состоянию на 10 марта из 14 крупных автопроизводителей на территории России продолжили свою деятельность заводы только четырёх: УАЗа, Nissan, калужского «ПСМА Рус» (там выпускаются машины Mitsubishi и Stellantis), а также китайского Haval. Ранее Nissan уже заявил о приостановке завода с 14 марта из-за перебоев в поставках компонентов.
Также говорилось и о продолжении выпуска продукции Mazda Sollers на Дальнем Востоке, хотя японские СМИ писали о прекращении поставок комплектующих, что опровергла российская пресс-служба. «Автотор» заявляет о работающем выпуске Hyundai-Kia, тогда как производство BMW остановлено. Stellantis объявил о том, что столкнулся с нехваткой компонентов и также вынужден заморозить производство.
Криминальная фишка
Ранее ряд автоконцернов объявил о временной приостановке производства и поставок машин в Россию. Среди них Volkswagen, Skoda, Toyota, BMW, Mercedes-Benz, Porsche и Rolls-Royce. Запрет на поставки новых импортных автомобилей и запчастей к ним в Россию приведёт к росту угонов в целях разбора машин на запчасти, на этом фоне средняя стоимость КАСКО также подорожает, отмечает РИА Новости, опросившее страховщиков.
Как отметили информагентству в пресс-службе «АльфаСтрахования», пока специалисты компании не отмечают увеличения числа угонов, но внимательно следят за ситуацией. При условии дефицита запчастей потенциально есть опасность увеличения количества попыток мошенничества и угонов автомобилей, считают специалисты.
«Мы ожидаем рост угонов автомобилей в целях их разбора на запчасти. Возможно, на этой волне активизируются мошенники, которые будут инсценировать ДТП, чтобы получить от страховых компаний денежные возмещения в условиях проблем с ремонтом машин из-за отсутствия запчастей», – полагает заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования компании «Абсолют Страхование» Михаил Черных.
Директор направления по управлению портфелем КАСКО «Росгосстраха» Ольга Асташкина сообщила РИА Новости: «С учётом текущей ситуации включение риска «хищение» в страховой полис актуально как никогда. Если в договоре есть риск «хищение», то при наступлении страхового случая компания выплачивает страховое возмещение в соответствии с условиями договора», – замечает она.
Клиентам стоит готовиться к дальнейшему повышению стоимости полисов КАСКО, неизбежному в сложившейся ситуации, отмечает сотрудница «Росгосстраха». В условиях ослабления курса рубля и общей неопределённости станции техобслуживания автомобилей поднимают расценки на работу и на запасные части, что ведёт к удорожанию ремонта – этот фактор, как и статистика угонов, также влияет на ценообразование в автостраховании, указывает она.
Эксперт акцентирует внимание и на том, что, как правило, срок действия договора 1 год, а в условиях нестабильной экономики это означает повышенные инфляционные риски. «Сейчас при заключении договора КАСКО страховщик берёт на себя риск, что, например, правое переднее крыло автомобиля определённой марки будет стоить в декабре 2022 года не 10 тысяч рублей, как сейчас, а гораздо больше. При том, что сегодня никто не может предсказать, будет ли оно стоит 50 тысяч или 100, или ещё больше», – комментирует собеседница информагентства.
Директор департамента андеррайтинга автострахования «АльфаСтрахование» Илья Григорьев сообщил, что в компанию поступают уведомления от сервисов об увеличении расценок на ремонт автомобилей до 50 %. Страховщик ведёт переговоры с партнёрами о возможностях более плавного реагирования на изменения курса, так как повышение стоимости ремонта неминуемо повлечёт за собой рост стоимости полисов автострахования.