Купить PDF-версию
X
08:16 14.01.2020

Узбекистан и Дагестан: компаративистский взгляд

Мустафа Билалов, профессор
Выпуск - 2020 №3
397

Компаративистский подход позволяет осуществлять сравнительно-исторический анализ разных культур в определенном временном интервале. В частности, Узбекистана и Дагестана. Для очного сравнения у меня была неделя: по приглашению Национального университета Узбекистана, инициированному удивительным патриотом страны и философской науки, председателем Узбекского философского общества, профессором Нигинахон Шермухамедовой я принял участие в крупной международной конференции.

Там же я прочитал лекции и провел тренинг-семинары в четырех ведущих вузах, ознакомился с состоянием высшего образования, обменялся договорами о сотрудничестве, подписанными ректором ДГУ М. Х. Рабадановым, посетил Международную исламскую академию Ташкента для учета зарубежного опыта в совершенствовании теологического образования в Дагестане. Во встречах рассказывал о жизни узбекской диаспоры в Дагестане, обменивался буклетами Общественной палаты, Миннаца РД и ДГУ, с удовольствием дарил книги дагестанских авторов… Посетил одну из исторических и архитектурных сокровищниц мусульманского мира – Самарканд, на могиле национального героя Амира Теймура оценил по достоинству вклад в единение народов России «кровожадного тирана Ахсакъ Тимура», как традиционно его именовали в нашей истории, восхитился научным подвигом его внука Улугбека…

Удивительно мягкий по менталитету, уравновешенный и уважительный 40-миллионный скромный узбекский народ, несмотря на свое великое прошлое в мусульманской культуре, живет без амбиций в трудолюбивом устремлении к лучшему будущему. Дагестану и Узбекистану, лишенным некогда единой родины, есть еще шанс приобщиться к общим истокам в формирующемся в союз в глобальном евразийском ценностно-культурном пространстве. Такой шанс востребован нашей общей историей.

Интернационализация и глобализация начались для наших народов столетия назад – обширные степи азиатской России были территорией многочисленных половецких племен, где и зарождался этногенез региона. XIII-XIV века Юг России во власти Золотой Орды – одного из самых мощных государственных образований Европы и Азии того времени. И сами ассимилировавшиеся в регионе монголы также участвовали в этногенезе племен огромной территории. На стыке славянских, польских, литовских, ногайских этносов происходит этногенез южнороссийского казачества, которое в последующем под влиянием православия активно ассимилировало с русским этносом.

Так формировались на Юге России этносы разных – индоевропейской, алтайской и кавказской – языковых семей. Все они сохранили следы пребывания во власти гуннов, хазар, арабов и татаро-монголов, формировался общий антропологический тип для всех народов Дагестана. Процесс консолидации племен в российские и среднеазиатские народности был длительным, с середины первого тысячелетия н.э. до раннего Средневековья и позже.

Особо продуктивным в этногенезе наших народов были последние несколько веков интенсивных экономических, социокультурных контактов в составе Российской империи и в мощной советской культуре. Разве забудут поколения дагестанцев Узбекгородок, построенный «Ташкентстроем» в Махачкале после разрушительного землетрясения в 1970 году?

На умонастроения наших народов влияют не только историческая память, но и схожие попытки выхода в последние три десятилетия из затяжного экономического и духовного кризиса. Немаловажен в единении народов и поиск цивилизационного будущего в совместном сообществе, возможно, в рамках евразийского геополитического пространства.

Сравнительный подход, который я считаю уместным применить в отношении Дагестана и Узбекистана, эффективен при решении вопросов гражданского общества, межнационального и межрелигиозного мира. Регионы России, в том числе и Дагестан, не должны копировать Запад в его либеральной модели гражданского общества, им предстоит осознать, дополнить и выработать свой вариант базовых принципов, соответствующих ментальности, культуре, религии и экономическому укладу наших народов. И узбекские коллеги – философы и политологи — считают, что по своей сущности гражданское общество имеет этнорегиональный характер, который отчетлив в евразийской полиэтнической России. К такому мнению пришли ученые в ряде совместных научных форумов, проведенных Министерством по делам национальностей, Общественной палатой РД, Дагестанским государственным университетом и Дагестанским отделением Российского философского общества, – Всероссийской конференции «Дагестан в культуре и цивилизации. Философско-политологический прогноз» (с участием ученых из Азербайджана, Беларуси, Украины, Узбекистана, Казахстана), Всероссийского исламоведческого форума и др.

Несмотря на все перипетии, ислам сумел полностью сохранить свою уникальность и целостность, наращивая и развивая усилиями многих народов и культур основной философско-религиозный потенциал в вопросах осмысления проблем мироздания, человека и Бога. На три десятилетия был старше араба аль-Кинди (родоначальника исламской философии) один из крупнейших среднеазиатских учёных IX века, математик, астроном,  географ и историк аль-Хорезми. За три года до смерти арабского философа на территории современного Казахстана на свет появляется аль-Фараби, философ, ученый Востока (IX–X вв.), первый создатель арабской энциклопедии, автор комментариев к сочинениям Аристотеля, за что имел почетное прозвище «Второй учитель». Он заложил основы восточного перипатетизма. В XI веке мировую славу ученых получили выдающиеся предки узбеков Ибн-Сины и аль-Бируни.

Религия ислама, в том числе в его философско-теоретическом выражении, открыла дагестанцам доступ к духовным ценностям не только мусульманского региона, но и античной, и в целом европейской культуры. Предпочтительное распространение в регионе получила мистическая ветвь ислама – суфизм. Это обусловлено, на наш взгляд, несколькими обстоятельствами, решающим из которых является следующее: суфийская разновидность мусульманства, ставшая впоследствии традиционной для региона, обладала наибольшим адаптационным ресурсом к природно-климатическим, этнопсихологическим и культурным факторам бытия местных этносов. Немаловажен был авторитет аль-Газали, сблизившего суфизм с ортодоксальным исламом. С ХIХ века в Дагестане суфизм закрепился в виде тариката, родоначальником которого был Бахауддин Накшбанди, известный проповедник суфизма в Бухаре в XIV веке.

Сегодня многих дагестанцев интересуют мавзолей аль-Бухари и комплекс Шахи-Зинда в Самарканде, мавзолей Бахауддина Накшбанди в Бухаре, который в мусульманском мире почитается как одно из святейших мест после Мекки и Медины. В недавно состоявшихся переговорах ректора ДГУ М. Рабаданова с прибывшим в Дагестан Генеральным консулом Узбекистана Р. Курганбаевым в числе направлений сотрудничества обговаривался и вопрос о проведении международной конференции в Махачкале, посвященной Б. Накшбанди.

Суфизм значительно обогащает исламскую философию, рассудочно-разумную теорию познания иррационально-мистическим содержанием, разнообразит мусульманскую философскую методологию. Любовь, красота и духовное совершенство в озарении и интуиции становятся в суфизме средствами познания Вселенной, что придает ценность духовному наследию суфизма в вопросах культурно-исторической и философской методологии.

Сегодня мир переживает эпоху личностной, семейной и социальной деградации человека, и поиск путей его совершенствования, как ни странно, эффективен не в зыбких прогнозах, а в обращении к испытанному временем прошлому – возрождении благородства, долга, совести, дружбы и многих других человеческих достоинств наших народов.

Статьи из «Общество»

Три ягоды сакуры

5
Приезд в Дагестан иностранного туриста в то время был явлением неординарным. А тут сразу...

Экономим на ОСАГО

3
ОСАГО – это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. По закону эта страховка должна быть у каждого водителя. Если по вине...

Чтобы возить фураж, нужна фуражка

4
Головные уборы становятся символами событий и эпох, а...

Дагестанцы и Антарктида

9
Несколько лет назад мне в руки попала книга «Жизнь на льдине» – дневник дважды Героя...

Хватательная хиромантия

8
Вот в Дагестане прокладываются современные автотрассы, возводятся мосты, объекты соцкультбыта и образования. Я, человек советского образа мышления, даже как-то с...

Мир без прикрас

5
Кажется, весь мир охвачен угрозой террора. Он беззащитен, он не защищен от смертоносных ударов, которые могут нанести даже рукопожатные союзники. Так кто правит...

Оружие Победы

12
В 1889 году генерал-майор, конструктор Сергей Иванович Мосин предложил для испытания...

Крестьянин и ханская дочь

22
У одного хана была необыкновенно ленивая дочь. Целыми днями она валялась на диване, не хотела...

Если выпить литр…

12
Всем известно, что управлять автомобилем после употребления алкоголя запрещено. Конечно, данное явление не очень актуально в Дагестане, и езда в нетрезвом...