В чем единство народов?
Президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника - Дня народного единства. Праздник этот с каждым годом становится все более популярным, ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, вера в ее будущее общим нашим соотечественникам, что и делает нас единым народом.
На 5 лет моложе наш республиканский праздник — в седьмой раз мы отметили ставший уже традиционным День единства народов Дагестана. В преддверии этого по инициативе Министерства по национальной политике РД и ученых прошел форум соотечественников.
Хорошо помню очередную конференцию в ДНЦ РАН, на которой наши аксакалы гуманитарной науки Магомед Абдуллаев, Абдулгамид Алиев и другие выдвинули идею, воплощенную ныне в наполненный реальным смыслом красивый праздник. Это вовсе не означает, что идея единства народов при всей ее очевидности не имеет противоречий, теоретических неясностей, подводных камней… Вот почему то же министерство поддержало идею ученых о проведении Всероссийской научной конференции «Философия и практика этнического многообразия и единства России» (Махачкала,23-24 июня 2017 г.). Толчком послужило октябрьское 2016 года заседание Совета при Президенте России по межнациональным отношениям в Астрахани под руководством В.В.Путина. Озвученный на заседании законопроект о «российской политической гражданской нации» призван был надолго определить нашу национальную стратегию.
На форуме прозвучали разные мнения ведущих ученых страны. Первый вице-президент Российского философского общества, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, профессор МГУ А. Чумаков был категоричен в выводе: без гражданского общества не может быть эффективной, реальной демократии, оптимальных отношений в культуре этноса и культуре нации. Советник ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор философских наук, профессор Н. Беркович пришел к выводу, что долговременное становление общероссийской этнокультурной идентичности будет означать культурно-психологическую, интерсубъективную идентификацию на основе общности исторических судеб и исторической памяти. Заведующий кафедрой общественных наук Уфимского государственного авиационного технического университета, доктор философских наук, профессор Ф. Файзуллин считает этничность фактором развития современного общества. Являясь уникальной, специфической, этничность находит свое воплощение в материальных и духовных ценностях: культуре, религии, традиции, языке, менталитете в сознании и самосознании народов. Исторический опыт свидетельствует о том, что этнические духовные начала значат для индивида гораздо больше, чем его принадлежность к политическим партиям, социальным группам, религии, общественной или другой организации. Заместитель директора Института философии РАН, доктор философских наук, профессор РАН Ю. Синеокая отметила, что сегодня доминирующей ценностью в России, является патриотизм, базирующийся на политике исторической памяти. Однако очевидно, что у народов полиэтнического государства разные корни, возвращение к истокам скорее разъединяет, чем объединяет. Новая ценность, набирающая популярность в России – национализм, базирующийся на идее солидарности. Чтобы понять, какой миф гражданской нации формируется сегодня в России, важно выявить сильные и слабые стороны национализма, определить есть ли различие между национализмом и патриотизмом, гражданской и этнической формами национализма.
Около трети из 107 участников конференции связали проблему единства народов с конфессиональными проблемами. Кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе Института философии РАН А. Черняев одним из факторов, способных содействовать консолидации полиэтнического российского общества, назвал возрождение традиционных для России религиозных конфессий, ибо сознательное участие в религиозных практиках является проявлением личностно мотивированной объединяющей граждан активности. В докладе кандидата философских наук, доцента А. Лазаревича, директора Института философии НАН Беларуси: «Партнерство науки и религии как фактор этноконфессиональной устойчивости» обосновывается снятие былой противоположности науки и религии, логики доказательства, разума и логики символической веры, рационального и иррационального. Тем более неверно их расположение по вектору восхождения «выше — ниже», «правильно – неправильно», «истинно — неистинно».
Специфическим достоинством данного научного форума многие считают его философскую насыщенность, направленность на поиск современной методологии в теории национальных отношений. Выступая на пленарном заседании, бывший Глава Республики Дагестан Р.Абдулатипов, будучи доктором философских наук и виднейшим специалистом по данной тематике, сделал важный, фундаментально значимый вывод: «Мир страдает от дефицита философии, от снижения уровня его философского видения». Он отметил: «История учит: откуда изгоняли философов, там начинались трагедии». И сегодня, мне кажется, мы страдаем от дефицита философских исследований, от снижения уровня философского видения современного мира и его перспектив. Каждая компания, корпорация, даже транснациональная корпорация ушли в свои интересы, т.е. в свое отдельное, частное. И мало кто занимается всеобщим. Классик же, напомню, говорил: если вы не поняли сущность всеобщего, то при решении каждого отдельного вопроса будете соприкасаться с тем, что изначально не выяснили. Поэтому философия, изучающая всеобщие законы природы и общества, должна помочь нам этот уровень всеобщего зафиксировать, реализовать в разных направлениях науки и практики. Вот мы рассуждаем об этносах — и уходим в этнографию, в этнологию, но ведь необходимо и познание общих законов формирования общностей людей, законов социума! В природе этноса — биологической, социальной, политической, духовной — отражаются моменты всеобщего, которые характерны для социума в целом. Надо осмыслить многообразие проявления этнического в человеке — через сущность человека!»
Философско-методологическое осмысление проблематики было самым весомым результатом конференции. В ее рекомендациях отмечается: «Изучение процесса формирования этнического, национального и гражданского самосознания россиян – задача комплексная, междисциплинарная, предполагающая учет этнокультурного, этноконфессионального своеобразия страны, внутренних и внешних экономических, политических процессов. В ходе реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года должна быть учтена методология, основанная на единстве субъективного и объективного».
На конференции высказано убеждение, что от форсирования слияния народов в единую нацию необходимо дистанцироваться и что реальная политика этнонациональных отношений России должна, наоборот, всемерно поддерживать также и этническое бытие. Иными словами — патриотизм как ключевой элемент гражданской идентичности немыслим без этнического чувства, этнического и национального самосознания.
В Дагестане глубоко убеждены в том, что нация имеет постоянные этнические истоки. Этносы (народы) – корни, которыми дерево нации врастает в землю, прежде чем обрастать политической зеленью и цветами гражданственности. Даже тогда, когда этносы меняют или теряют кажущиеся атрибутивными признаки (территорию, язык, культуру, религию…), они тысячелетиями будут питать нацию этнически-специфическим – ментальностью, психологией, соматическими особенностями, исторической памятью… В этом ключевой элемент методологии в теории наций — конкретно-исторический подход.
В двух десятках конкретных рекомендаций с учетом проведенной на конференции дискуссии ее участники сформулировали ряд принципиальных предложений для возможного их рассмотрения в органах власти, в том числе в Федеральном агентстве по делам национальностей России. Будем надеяться, что эти предложения не останутся на бумаге.