Но для начала напомним нашим читателям, что важной частью форума, как и в прошлые годы, стал конкурс «Росмолодёжь. Гранты». Награждение победителей состоялось в ходе церемонии закрытия первой смены. Грантовая поддержка на общую сумму 5 млн рублей была рекомендована девяти проектам машуковцев, из них два принадлежат дагестанцам (по 300 тыс. руб.). Это проекты Алиасхаба Фархатова и Шамиля Кавсуруева.
18 августа наша активная и талантливая молодёжь выехала на вторую смену. И здесь участников тоже ждало много всего интересного.
Так, в один из дней состоялась встреча профессионалов сфер педагогики и воспитания с директором продуктового офиса партнерских и перспективных продуктов ПАО «Ростелеком» Александром Ряховским, сообщили в пресс-службе форума. Мероприятие прошло в формате живого диалога, где участники вместе с экспертом обсудили роль цифровых технологий и искусственного интеллекта в современном образовании.
Спикер начал разговор с провокационного вопроса: «Могут ли нейросети заменить учителя?» – и сразу вовлёк аудиторию в активное обсуждение.
«Статистика показывает: если переложить рутинные задачи на искусственный интеллект, педагог может сэкономить до 160 часов в месяц. Но технологии не заменят живого общения. Они должны стать инструментом, освобождающим время для главного – работы с учениками», – подчеркнул эксперт.
Особое внимание было уделено проблемам цифровой трансформации образования. В ходе оживлённой дискуссии участники выделили три ключевых барьера: недостаточное техническое оснащение школ, отсутствие системной программы обучения педагогов работе с новыми технологиями и определённую консервативность самой образовательной системы.
«Наша общая задача – создать экосистему, где учителя и ученики говорят на одном цифровом языке», – считает Ряховский.
Надо сказать, организаторы выстроили образовательную программу второй смены таким образом, чтобы приуроченные к Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне лекции, лектории, мастер-классы были пронизаны духом патриотизма, любви к Отечеству.
Вот, к примеру, доцент кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета Сергей Белов разбирал вместе с форумчанами ценностно-мировоззренческие ориентиры российской молодежи и исторические предпосылки их возникновения.
«Россия – страна-цивилизация с уникальными чертами. У нас есть традиционные ценности. И это не абстракция, мы с вами можем найти все эти ценности в истории нашего государства и прослеживать их на протяжении веков», – говорил гость форума.
Также был затронут вопрос воспитания и привития этих ценностей молодому поколению. Исследование, на которое опирался спикер, показало, что современная молодёжь среди ценностей ставит на первое место мир, безопасность и справедливость, однако при этом ищет свои пути сочетания традиций и новых технологий. Важную роль в формировании у школьников и студентов ценностно-мировоззренческих ориентиров Белов отводит учителям и преподавателям.
А руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения Российской академии образования Наталья Бондаренко провела для форумчан практикум по правовым основам взаимодействия школы и родителей. Были разобраны типичные ошибки образовательных организаций и даны практические рекомендации по построению диалога с семьями учащихся.
«Мы берём устав школы – кто его читал целиком? А ведь это основа всего. Например, если в положении написано, что педсовет «рассматривает» локальные акты, а не «утверждает» их, это принципиально разные вещи. Документ, принятый с нарушением процедуры, не подлежит применению. Родители могут оспорить любое решение: от правил оценивания до требований к внешнему виду, если их мнение не было учтено должным образом», – заметила Бондаренко.
Разумеется, не обошли на форуме стороной и тему поддержки участников и ветеранов специальной военной операции, членов их семей. Всего за две смены машуковцы изготовили 300 наборов сухого армейского душа, 77 валиков и подушек, 36 окопных свечей, 47 оберегов, 80 браслетов выживания, 280 «сопелок» для дыхания и от заложенности в носу и 10 маскировочных сетей. Всё это будет отправлено нашим защитникам в зону проведения СВО. Отдельно эта тема была обозначена и в конкурсах проектных инициатив. Часть заявок на грантовый конкурс «Росмолодёжь.Гранты» посвятили работе с семьями военнослужащих и их детьми, популяризации и сохранению исторической памяти среди молодёжи.