В краю маленьких солнц
Четыре года назад попала мне в руки книга Гюлоглана Мамедярова «История села Фий». Тогда даже не думал, что удастся попасть на этот край Земли. Но она очень запомнилась. И вот я на родине ее автора, снимаю на фото под северными склонами Главного Кавказского хребта живописные луга, дающие силу родникам, людям и пчелам, облюбовавшим эти цветочные ковры из трав. Рыжие пятна на камнях схожи с отарой на склоне.
Самое высокогорное поселение в Европе Куруш выше на 400 метров и на 16 градусов южнее села Фий. В переводе с лезгинского Фий – «идущие». Село уютно пристроилось в живописном каньоне, с трех сторон защищенном горами, а внизу окантованном арочным мостом, ведущим в село над бурной речкой Фий-вац, впадающей в Ахтычай. Река не причиняет вреда селу, так как оно стоит на скалистой почве. Запас и уровень воды в реке зависят от осадков.
Хорошо, привольно жить в этих местах: и людям, и птицам, и рыбам, и животным, которых здесь великое множество. В горах бродят стада горных туров и коз, встречаются и серны (маралы, которые переходят через перевал из лесов Азербайджана). Иногда, если повезет, можно увидеть на фоне голубого неба четко очерченную гордую осанку тура, стоящего на кромке скалы. Мне повезло: на вершине холма, напоминая фивского сфинкса с головой барана с закругленными рогами, я увидел голову над отрогом Большого Кавказского хребта. Солнце окрашивает склоны красками, не встречающимися нигде на Земле, разве что с высоты птичьего полета. Заметил двух птичек, одна – потемнее, схожа с соколенком, другая – соловей – не стала позировать и после краткого соло улетела.
И все же почему «Фий»? Этот вопрос не оставлял меня.
Каменные наконечники стрел эпохи неолита считались оружием фей: вода, в которую окунали эти камни, приносила, как считалось, избавление от болезней. По народным поверьям, там, где падает звезда, расцветает ромашка.
А еще говорят, что ромашки – это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашка привлекает пчёлок, лечит недуги. Ее запах не любят мыши и мухи, поэтому там, где хранятся припасы, засушенная ромашка поможет их сохранить. Цветет она с середины лета и до самых морозов. И даже под снегом сохраняются ее цветочки до будущей весны.
Здесь успевают зацвести и заставить восхищаться собой на склонах гор и ущелий, долин и оврагов ковыль, пырей, тимофеевка, райграс, мятник, кавказский клевер, белый и красный.
Фий богат и лечебными растениями, своими травниками. Секреты, традиции травничества передаются здесь из поколения в поколение – от бабушки к внучке.
Горные луга богаты разнообразными съедобными и лекарственными растениями. Травами лечат здесь и животных. В трудные годы войны людей спасали лук, черемша, сочные корни и стебли многих растений, богатых различными витаминами.
Фийский мед я попробовал в долине горной реки Фия, которую люди проходят вброд на древнем пути из Дербента в Ширван и обратно.
Поездку в этот цветущий край для журналистов организовал Ростелеком в лице пресс-аташе Лейлы Султановой. В №№183-184 «Дагестанской правды» наш коллега Джангиши Гадисов рассказал о том, что в село Фий Ростелеком провел облачную виртуальную АТС (ВАТС) связь.
Нам повезло, мы приехали после дождя, прошедшего накануне. Благополучно перешли по трубам реку Фия и попали на свадьбу. Пока она шумела, я побродил по селу, взял несколько блиц-интервью и сделал эти фотографии.
Назим Рамазанович Платов, как говорят люди, донской казак, праправнук атамана донских казаков Матвея Платова. Приехал он на свадьбу из Магарамкента. Рассказывал, что на башне минарета мечети была запись – 1317 года. Старый мост через реку и дорога к селу выходили на равнину за горой. Здесь был рынок – торговали из семи районов.
Тофик Балов родился и жил с детства в этом селе. После развала колхозов уехал в Махачкалу и более пятнадцати лет живет там.
– Что изменилось? – повторяет он мой вопрос. – Все разъехались. Рабочих мест, колхоза нет. Для зимы люди заготавливают кизяки на топку, так как дров и газа нет. Когда был маленьким, помню старый сельский дом с большими воротами, от которых сохранилась только дверь с арочным каменным перекрытием вместо деревянного. Хозяина старого дома звали Жулчи. Десять лет назад на мечети был минарет. В километрах двенадцати развилка Хновской долины, и в нашу Фийскую долину без дороги продукты привозили люди на лошадях. Сейчас немного осталось частных чабанов. Зимой уходят в горные кошары. Раньше было около 17 тыс. овец. Осенью отсюда их перегоняли на пастбища в Кочубей, а сейчас – в Магарамкентский район. Хорошие родники находятся за холмом. Осенью туда – весной обратно. Наши деды переправляли овец в Астрахань, Кочубей, а если суровая зима, в Азербайджан через перевал или даже в Иран. Может, поэтому село берет название от слова «идущие».
Заману Джалиеву и Балакши Курбанову по 84 года. Балакши здесь родился. После окончания 7-го класса в 1954 году ушел в армию. Вернулся через три года и семь лет работал завхозом школы. Потом чабанил в колхозе. Раньше дети летом помогали пасти овец. Сейчас остались только маленькие ребятишки.
На годекане мне рассказали, что глава села решил на противоположном склоне через реку выложить из камня: «70 лет Победы». И фийцы сделали это в память о земляках, не вернувшихся с войны.
Из книги Г.Мамедярова
Село Фий расположилось на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря, поэтому даже ранней осенью после дождей горы покрываются снегом.
Фий (Фияр) Ахтынского района – одно из самых старых и крупных селений горного Лезгистана на границе с Азербайджаном.
Оно известно еще со времен Кавказской Албании (V в. до н. э. – V в.н.э.). Считается,что название села происходит от лезгинского слова «фий» (фияр, физвайбур), то есть «идущие», ибо находилось на древнем караванном пути через горный перевал. По другой версии, Фий – это название долины.
Изначально люди здесь обосновались на семи участках, о чем свидетельствуют остатки жилых сооружений, стен, старые кладбища. Потом эти маленькие поселения объединились, и возникло село Фий. В конце XVI – начале XVII века оно вошло в Ахтыпаринское вольное общество, которое объединяло 17 аулов в верхней части бассейна реки Ахтычай, самого крупного притока Самура, – Гдым, Хнов, Борч, Маза и т.д.
Фий был самоуправляющейся единицей, возглавляемой выборными сельскими аксакалами.
Селение упоминается в средневековом дагестанском историческом сочинении «История Абу Муслима»: по мнению доктора филологических наук, директора НИИ албанистики Фейзудина Нагиева, народность «фивы» встречается еще в крито-минойскую эпоху в составе догреческих народов, населявших острова Средиземноморья. Есть предположение, что современные фийцы – это потомки тех народностей. Отсюда и отличие фийского языка от других лезгинских (он сохранил историческую архаику пралезгинского языка).
Современное село образовано постановлением Президиума ЦИК ДАССР от 20.10.1924 года за счет укрупнения Хновского сельского совета Самурского округа, с 1928 года вошло в состав Ахтынского района. В то время в селе, построенном по всем правилам горской архитектуры, насчитывалось 250-300 хозяйств.
Состояло оно из четырех кварталов: Ваткунир, Ахкунир, Юкьла-кимир, Варцухъанар. А вокруг были священные для всех фийцев места: Салагь-баба, Шахмурад-баба, Абдуллагь-баба, Абдурахман Эфенди-баба, Агьмед-баба, Гьажи Исрафил Эфенди-баба, Завалдин-пир.
Автомобильную дорогу в село провели в 1972 году. Вслед за дорогой в село начали проводить электричество. В строительстве дорог и проведении электричества огромную помощь оказывали специалисты других национальностей, за что фийцы выражают им огромную благодарность. Это А. Мирзоев, В. Мехтиев, К. Андропов, И. Попов.
В 1985 году здесь начали проводить высоковольтную электрическую линию в местечко ЦуцIай, напротив села, где решили установить телевизионную вышку. Почти год все село работало над этим делом. Даже каждый класс в школе имел свой участок работы. В марте 1986 года были сданы все объекты, касающиеся этого проекта. И летом 1986 года в селе начало транслироваться телевидение.