В небе «Черная кошка»
В годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Леонид Гальченко, покоряя воздух на своем самолете «Чёрная кошка», нанес немалый урон вражеской авиации. Его боевые заслуги были отмечены высшим руководством страны: 6 июня 1942 года вышел Указ о вручении отважному летчику медали «Золотая Звезда».
Леонид Акимович Гальченко родился 2 апреля 1912 года в городе Порт-Петровске (ныне – Махачкала) в многодетной семье простого труженика. В детстве юный Леонид от своих сверстников ничем не отличался. Однако он хорошо рисовал, и это помогало школьнику выпускать местную стенгазету.
Мечта Леонида
Ещё в школе у парня появилась мечта – стать летчиком. Воплощение ее в жизнь он начал с изготовления воздушных змеев и строительства моделей планеров и самолетов. Однажды, купаясь в Каспийском море, увидел летящий над водой самолет, пилот даже помахал ему рукой. И после этого желание подняться в небо у юного Леонида только усилилось. Первые шаги на пути к исполнению мечты 21-летний махачкалинский паренек совершил в 1933 году — он отправился в Краснодар для поступления в школу сельскохозяйственной авиации. В том же году был зачислен в ряды Красной Армии и направлен в Сталинградскую военную авиационную школу летчиков.
Первые подвиги
В 1935 году по окончании учебного заведения Гальченко получил направление в истребительный полк, базировавшийся под Ленинградом. Коллектив полка был дружным и страстно увлечен своим делом. Особым стремлением к познанию воздушного военного искусства отличался и Леонид. Спустя четыре года в звании старшего лейтенанта он принял участие в войне с Финляндией.
В должности флаг-штурмана 5-го смешанного авиационного полка совершил более 50 боевых вылетов, а в 23-х из них штурмовал войска противника. В ходе одной из боевых операций звено истребителей Гальченко получило задачу атаковать колонны войск противника, движущихся на Мурманск. Позже стало известно, что после этого воздушного штурма финским войскам был нанесен значительный урон. За боевые заслуги в войне с Финляндией Леонид Гальченко был награжден орденом Красного Знамени.
Отважный Герой
В 1941 году накануне Великой Отечественной войны теперь уже капитан Леонид Гальченко окончил в Липецке курсы усовершенствования командного состава. На боевую службу заступил 25 июня в должности командира истребительной авиационной эскадрильи. И совсем скоро стал одним из лучших в подразделении, имея на своем счету несколько сбитых самолетов врага — фашистской Германии. При этом командование полка отмечало, что Леониду Акимовичу особенно хорошо удаются разведывательные полеты.
Свой самолет он называл «Черная кошка». На самом воздушном судне была выгравирована кошка, гоняющаяся за мышами.
К концу сентября 1941 года он совершил 77 боевых вылетов, сбив при этом 7 самолетов противника. Вскоре за достигнутые боевые подвиги он был представлен к званию Героя Советского Союза. Молодые летчики полка смотрели на капитана Гальченко с особым восхищением, ведь таких прославленных бойцов в полку пока еще не было.
Золотую Звезду Героя Леонид Акимович получил спустя почти год, совершив еще немало успешных вылетов. Так, в октябре 1941 года майору Гальченко было поручено формирование 609-го истребительного авиационного полка, который он вскоре и возглавил. Под его командованием полк до ноября 1942 года прикрывал с воздуха Кандалакшское направление в составе военно-воздушных сил 32-й армии.
6 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Леониду Гальченко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Помимо этого, он был впоследствии награжден еще тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, многочисленными медалями, в том числе «За боевые заслуги».
Успехи в небе
В ноябре 1942 года Гальченко был назначен заместителем командира вновь формируемой 259-й истребительной авиационной дивизии 7-й воздушной армии, затем занимал такие же должности в 258-й, 261-й и в 201-й истребительных авиационных дивизиях.
Судя по сводкам боевых действий, каждому вылету самолета Гальченко непременно сопутствовал успех. Ниже приводится одна из таких сводок: «13 сентября 1941 года звено истребителей во главе с Гальченко перехватило группу фашистских бомбардировщиков. Три советских летчика – капитан Гальченко, старший лейтенант Кузьмин и лейтенант Миронов сбили по одному немецкому «Юнкерсу-87».
Свой последний вражеский самолет подполковник Леонид Гальченко сбил 22 октября 1944 года. Всего же на его счету было 310 боевых вылетов, около 40 воздушных боев, 25 сбитых самолетов.
В декабре 1944 года он был назначен заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии в Московском военном округе и до конца войны в боях не участвовал.
Уже по окончании Великой Отечественной войны Леонид Акимович служил в авиации – на командных должностях в военно-воздушных силах Закавказского военного округа. В 1950 году он был переведен на службу в местечко под Мурманском, где исполнял обязанности командира 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизии военно-воздушных сил Северного округа. В 1952 г. зачислен слушателем Высшей военной академии имени К. Ворошилова. В 1954 г. после долгих лет верной службы Родине полковник Гальченко был уволен в запас.
Дань памяти
Вернувшись на малую родину, в Махачкалу, Герой активно участвовал в военно-патриотической работе.
Не стало Героя Советского Союза 26 сентября 1986 года. Леонид Акимович Гальченко похоронен на старом русском кладбище в столице Дагестана.
Память о нем живет в наших сердцах. Его именем названы школа-интернат в Кандалакше (Мурманская область), а также рыболовное судно Мурманского тралового флота. Кроме того, его имя носят улицы в Махачкале и Хасавюрте, а также в пос. Молочный Мурманской области.