X
08:28 02.04.2021

В неоплатном долгу

Бедирнисе Саидова, учительница русского языка и литературы, село Ахты
Выпуск - 2021 №№ 69-70
91

За сто лет Дагестан сложился как крупный, богатый в экономическом, культурном и других аспектах политико-правовой субъект Российской Федерации.

Самое большое богатство Дагестана, конечно же, его люди: труженики, государственные деятели, ученые и экономисты, художники и мастера сцены, садоводы и животноводы, писатели и поэты, врачи, спорт­смены, учителя – все они созидали и продолжают развивать нашу республику, ее славу среди республик, краев и областей нашей необъятной Родины – Российской Федерации.

Огромный вклад в развитие республики внесли русские учителя, врачи, агрономы, инженеры, работники культуры, другие русские специалисты, приехавшие в Дагестан и приложившие немалые усилия для того, чтобы народы Дагестана получили достойное образование и смогли стать хорошими специалистами в различных отраслях экономики. Благодаря этому в республике ускорился научно-технический прогресс, была ликвидирована безграмотность и воспитаны местные кадры.

В селе Ахты Самурского округа в 1861 году была основана первая в Дагестане сельская светская школа «Одноклассное общественное училище».

Первыми учителями в школе были русские учительницы – Мария Петровна Данченко (жена заведующего школы Василия Кириловича Данченко) и Ксения Борисовна Бурсилова (дочь начальника округа).

В 1913 году открыта вторая одноклассная школа. В двух школах учились 263 учащихся. Им преподавали русские учительницы А.А. Потыранская и Л.Н. Крутова.

В период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы на смену ушедшим на фронт учителям по распределению пришли женщины из разных областей и краев СССР, большинство – русские.

Более ста русских учительниц трудились в разных школах района в эти трудные послевоенные годы. Некоторые приехавшие девчата, увидев суровый горный быт, сразу уезжали обратно, другие отрабатывали трехгодичный срок и уезжали в города, третьи навсегда остались в горных аулах. И мы, нынешние жители с. Ахты Ахтынского района, – их ученики, дети и внуки учеников, родные и близкие в вечном неоплатном долгу перед русскими учительницами: Родонской – Мирзоевой Марией Дмитриевной; Мотрос-Халиковой Верой Архиповной; Алексеевой-Гадумовой Галиной Алексеевной; Ивановой-Ахмедовой Ольгой Петровной; Лахно-Шефиевой Евгенией Михайловной (на снимке), в 50-х годах приехавших в Страну гор, в наш Ахтынский район и до конца своей жизни отдавших все свои знания, опыт и свою душу сельским детям. Это настоящий человеческий подвиг.

Гражданский долг нынешнего нашего поколения – вспомнить всех поименно и рассказать об их подвиге. Это нужно знать нам самим, современным ахтынцам, отцы и деды которых благодаря русским учительницам получили образование, стали частью огромной страны – России, нашли свое призвание и выбрали свой жизненный путь.

Более подробно хочу рассказать о моей любимой бабушке, русской учительнице Евгении Михайловне Шефиевой.

Евгения Михайловна – отличник народного просвещения России, заслуженный учитель Республики Дагестан – в далекие 50-е годы приехала в Ахтынский район.

Полюбила горы и людей, живущих в горах. Все свои силы отдавала поднятию культурного уровня горского народа

Евгения родом из Кубани. Росла в семье колхозников. Отец Михаил Викторович Лахно – ветеран Великой Отечественной войны — работал водителем в колхозе, мать Мария Ивановна Лахно – партизанка в годы войны, также трудилась в колхозе.

Евгения, окончив с отличием Краснодарское культпросветучилище, оказалась перед выбором, куда поехать работать. Они с подругой попросили направить их в Дагестан. Здесь она выбрала Ахты, а подруга – Рутул. Приехали вечером на почтовой машине (тогда автобусы не ездили в горные районы), устроились в местной гостинице. Увидев свет в окнах домов, очень обрадовались, в те времена в других горных селах не было электричества. А в Ахтах местные энтузиасты на реке своими силами построили электростанцию. Радость удвоилась, когда, выглянув из окна гостиницы, увидели огни в многоэтажных домах. «Да это же город!» – воскликнули разом обе подруги. Утром их ждало разочарование, они поняли, что это сакли, построенные на склоне крутой горы одна над другой. Тогда они с подругой договорились, что, отработав положенные годы, вернутся обратно в большие города.

Но судьба распорядилась иначе. Женя устроилась работать в районном Доме культуры. Полюбила горы и людей, живущих в горах. Все свои силы отдавала поднятию культурного уровня горского народа и заочно училась в Дагестанском государственном университете. Вместе с другими энтузиастами внедряла в быт новые праздники, обычаи и традиции. Принимала участие в тематических выступлениях агитбригады. Играла в народном театре. Народный поэт Дагестана Тагир Хрюгский и народный писатель Дагестана Кияс Меджидов в основу пьесы «Цветок России» положили автобиографические данные Евгении Михайловны, а сама Евгения сыграла в этой пьесе главную роль. И этому театру рукоплескали москвичи и гости столицы на ВДНХ в Москве.

К тому времени она успешно окончила филологический факультет ДГУ и многие годы уже работала учительницей русского языка и литературы Ахтынской средней школы №1, но продолжала принимать самое активное участие в художественной самодеятельности района.

Евгения Михайловна, приехав 20-летней девушкой в высокогорное селение Ахты Ахтынского района, на каких бы должностях ни работала: методистом РДК, учителем русского языка и литературы, а также завучем по воспитательной работе Ахтынской средней школы №1, всю свою сознательную жизнь, более шестидесяти лет, посвятила служению дагестанскому народу. Выучила лезгинский язык. Она отдала все свои знания, научила горцев, как жить лучше, интереснее.

Евгения Михайловна вышла замуж за Джамала Азизовича Шефиева – заслуженного работника культуры Российской Федерации. Она мать двоих детей – сына и дочери, бабушка двух внуков и внучки, прабабушка пяти правнуков.

В столице Дагестана Махачкале около озера Ак-гель открыт мемориальный памятник «Русской учительнице», такие же памятники надо открыть в районах республики, на домах русских учительниц установить мемориальные доски, их именами назвать улицы и учебные заведения в городах, райцентрах и селах. Это нужно нам, живущим в нынешнее непростое время, для воспитания подрастающего поколения.

Статьи из «Общество»

Кукушка

11
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

10
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

111
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

10
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

104
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

4
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

13
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...