В новых реалиях без новых знаний никак
Как развивать и позиционировать театр в современном мире? Какова роль социальных сетей в популяризации его деятельности? Какие правовые аспекты существуют в области авторских и смежных прав? Эти и многие другие вопросы обсуждались в рамках прошедшего в нашей республике I Северо-Кавказского культурного форума.
Эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и других городов провели семинары для деятелей культуры. В числе спикеров были известные деятели, занимающиеся развитием и популяризацией театрального искусства в России. Это директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок, директор Александринского театра Сергей Емельянов, директор театра «Сатирикон» имени Райкина Владимир Казаченко, директор Ярославского драматического театра им. Ф. Волкова Айрат Тухватуллин. В программе была как теоретическая, так и практическая работа.
Успех театра – успешный спектакль
В день открытия форума с деятелями культуры Дагестана, руководителями ведущих театров республики встретился Кирилл Крок и рассказал о том, как развивать, продвигать и позиционировать театр, каким образом взаимодействовать с аудиторией. Всё на собственном примере.
Кирилл Крок руководит Вахтанговским театром с 2010 года. В течение нескольких лет под его руководством были реконструированы и заново построены многие здания и помещения театра. Это и общежитие, и репетиционная сцена Первой студии, другие объекты.
Одна из важных задач директора, по мнению спикера, заключается в создании атмосферы творчества.
«Мы имеем шанс, подставляя плечо режиссеру-творцу, вместе придумать что-то интересное. Создавая благостную атмосферу, мы создаем условия, чтобы в театре появился спектакль, который привлечет зрителя. Хороший спектакль – это самое главное, чем театр должен привлекать посетителей», – пояснил он.
Отвечая на вопросы, Кирилл Крок говорил об условиях успешного продвижения театра – от разнообразия репертуара до рабочего графика и зарплаты артиста.
Директор Вахтанговского театра рассказал, каким образом продаются билеты в его учреждении, как строится ценовая политика. Отдельно речь шла о спонсорах и способах их привлечения. Руководители дагестанских театров узнали немало нового для себя, что можно использовать в своей работе, ориентируясь на опыт московских коллег.
На просторах современного права
Много полезного и ценного почерпнули для себя работники республиканских учреждений культуры, посетив блок семинаров, посвященных теме правового регулирования деятельности, а также работе с грантами.
Так, в ходе своих лекций и бранчей специалист по интеллектуальной собственности Русского театра Дагестана, юрист Пермского академического Театра-Театра Валерия Маламура рассказала о том, что человеку, который захочет получить два государственных гранта на один и тот же проект, грозит уголовная ответственность. При этом подавать заявки на гранты негосударственных частных фондов вполне допустимо.
В ходе своих лекций спикер поведала участникам об авторских и смежных правах, работе с правообладателями, договорах с авторами, работе с локальной документацией и многих других аспектах.
О важных составляющих правовой деятельности театров рассказывал на площадках форума и Владимир Казаченко («Сатирикон»). В частности, он делился с участниками разной полезной информацией об особенностях трудового законодательства и управлении учреждением культуры в эпоху тотальной неопределенности.
SMM, PR-технологии
Как в эпоху интернета и соцсетей привлечь людей в учреждения культуры? Выйти в интернет-пространство и продвигать себя в популярных мессенджерах!
Те же Инстаграм, Фейсбук и ТГ можно использовать как инструменты для привлечения зрителей, посетителей в библиотеки, музеи, театры. Этому направлению также был посвящен существенный блок прошедшего форума.
Так, Дарья Хаустова – специалист отдела маркетинга театра им. Е. Вахтангова – рассказала на примере своего учреждения о том, как можно использовать основы SMM в продвижении театров. Оказалось, что делать правильный контент, который заинтересует людей, правильно их проинформирует и даже развлечет, не так-то и просто. Главный показатель успеха странички – количество охватов. Эти цифры должны расти каждый день. Спикер рассказала, какими инструментами для этого пользоваться, а также каким образом работают алгоритмы соцсетей. Участники узнали о социальных сетях всё самое важное – от принципов правильного оформления профиля до способов работы с негативом.
А вот SMM-специалист федеральных музеев и театров, владелец маркетингового агентства Максим Шелунцов рассказал, как учреждениям культуры выстраивать отношения с журналистами, блогерами и инфлюенсерами, как получать материалы, за которые другим приходится платить, как привлекать аудиторию через СМИ.
Спикер говорил об основных принципах PR, правилах деловой переписки, составления медиапланов и базы СМИ, видах рекламы и многом другом, что можно использовать в работе.
Каждый получил ценный опыт
«Совместная работа на площадках форума должна была способствовать развитию межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры. И с этой задачей мы справились успешно. Дагестанские менеджеры культуры открыли для своих учреждений много новых возможностей, на практических примерах научились решать задачи, которые раньше вызывали определенные вопросы. А самое главное – участники обрели новых друзей и поддержку», – отметил директор Русского театра, руководитель и главный инициатор проведения форума Тимур Магомедов.
С его мнением согласны все, кто в эти дни посетил лекции, бранчи, круглые столы форума. Он действительно получился познавательным и дал возможность работникам культуры нашей республики, не выезжая за пределы родного края, узнать что-то новое для себя, а потому многие уже сегодня задумываются о том, что новый проект должен получить продолжение. Будет ли организован II Северо-Кавказский культурный форум, покажет время. А пока можно с уверенностью говорить, что первый прошел на достойном уровне.