Купить PDF-версию
08:14 | 26 ноября, Вт
Махачкала
X
09:46 27.09.2023

В поисках ответа: кто мы?

Для России проблема цивилизационной идентичности является одной из важных философских проблем, тревожащих не одно поколение мыслителей. Наиболее всего она обострялась в периоды больших потрясений. Последние десятилетия и последние годы актуализировали вопрос цивилизационной принадлежности нашего общества в очередной раз.

Обсудить тему, попытаться ответить на вопросы, что же представляет собой современная Россия, каковы ее роль и положение в мире, к какой цивилизации мы, россияне, собственно, принадлежим, на специально состоявшейся для этого конференции в Махачкале собрался представительный круг участников, приехавших из Москвы, всего Северного Кавказа, Татарстана, Беларуси, Узбекистана и других стран и регионов.

В конференц-зале ректората Дагестанского государственного университета мероприятие прошло с участием первого заместителя Председателя НС РД Юрия Левицкого, министра по национальной политике и делам религий Энрика Муслимова, руководителя Агентства информации и печати РД Абдуразака Джамалутдинова, руководителя Общественной палаты РД Азизбека Черкесова, представителей ученого сообщества, политиков, специалистов и журналистов.

В эксклюзивной беседе с корреспондентом «Дагправды» исполнительный директор Российского философского общества, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН Юрий Резник отдал должное дагестанскому сообществу в целом в попытках решения огромной проблемы. Резник подчеркнул, что вопрос цивилизационной идентичности в большей мере является философским, поэтому не случайно мероприятие было приурочено к 75-летнему юбилею известного российского философа, председателя Дагестанского отделения и члена Российского философского общества, профессора ДГУ и ЮНЕСКО Мустафы Билалова, который профессионально на протяжении многих лет занимается упомянутой выше тематикой.

Юрий Резник сказал, что за последние два века Российская империя, СССР и нынешнее наше государство Российская Федерация испытали и перенесли несколько таких тяжелых потрясений, что, наверное, ни одна другая страна мира не выдержала бы таких метаморфоз и утратила бы ту самую идентичность, о которой мы говорим. И сегодня пресловутый Запад фактически ведет против нас необъявленную войну, нас снова пытаются унизить, поработить, сделать слабыми, и в этих условиях нам нужно вырабатывать наши стратегические приоритеты и нужно определяться, какими должны быть стратегия России в настоящем и ее развитие в будущем.

Возможно, Россия стоит перед сменой понятия о своем предназначении. По мнению профессора, в настоящий момент настроения россиян меняются: они уже не стремятся себя отождествлять со всем миром. Если раньше традиционная для России (и СССР) «политика принципов» не только опиралась на искренние порывы «русской души», но отчасти и была основой, то сегодня Россия (в общегосударственном смысле) уходит от свойственного ей духовного восприятия мировых событий.

Юрий Резник выразил мнение, что в результате многовекового исторического развития в России сложился неповторимый цивилизационный тип культуры. В российской действительности удивительным образом проявились не только западные, восточные, изначально славянские элементы, но и черты, порожденные различными историческими эпохами. Общий вывод состоит в том, что большинство населения нашей страны в настоящее время не имеет четко выраженной политической самоидентификации, и это указывает на кризис политической идентичности в современном российском обществе.

Отсутствие общей для российских граждан цивилизационной идентичности выражается также в распространенности своеобразной «негативной» самоидентификации, исходящей из представлений о России как об «особой» стране, не похожей ни на Запад, ни на Восток, ни на Европу, ни на Азию. Популярная в 1990-е годы среди либеральных политиков и публицистов позиция, согласно которой Россия является чисто европейской страной, что она в скором времени должна стать частью Запада и поэтому должна ориентироваться исключительно на западный опыт политического и экономического развития, не соответствует представлениям большинства членов российского общества о цивилизационной природе России и о ее стратегических ориентирах.

По словам профессора Резника, произошла «американизация» всех структур власти и мы пошли по неверному и непонятному пути. Реальное развитие в 1990-е годы показало, что простое копирование и некритическое заимствование западного опыта в российских условиях оказалось не слишком эффективным. Такое промежуточное положение – между традиционным и современным обществом, а также между Западом и Востоком дополнительно осложнило для российского социума проблему самоидентификации, выработку критериев и признаков государственно-цивилизационного устройства.

Этот вопрос вызвал серьезный раскол не только среди интеллектуальной и политической элиты, но и в широких кругах общественности. Сегодня многие считают, что нам не по пути с западным обществом. Мы традиции не выбрасываем, а настойчиво и упорно отстаиваем свои ценности – отношение к семье, нашей истории, прежде всего к итогам Победы в Великой Отечественной войне, и эти общие несомненные ценности нас сплачивают как народ, который всегда противостоял Западу.

«Политики коллективного Запада никогда не хотели впускать нас в свой лагерь. Они хотели получить из России подобие колонии, что-то вроде сырьевого придатка. И вдруг в последнее время выяснилось, что Россия снова поднимается, становится на ноги. И вот в этой связи мы и собрались на конференцию, чтобы понять, как мы можем противостоять гуманитарной угрозе, тому, что нам пытаются навязать посредством информационной, идеологической борьбы с нами», – пояснил Юрий Резник.

«Нельзя сказать, что здесь мы решили проблемы и пришли к каким-то единым результатам, но укрепились во мнении, что нужно вырабатывать свою идеологию. И в качестве такой идеологии мы с профессором Мустафой Билаловым предлагаем так называемую «евразийскую идеологию». То есть Россия – это, несомненно, евразийская цивилизация, поскольку Россия охватывает пространства Европы и Азии, является своеобразным мостом между Европой и Востоком и сочетает в себе как традиционные европейские, так и восточные ценности. Этой идее больше сотни лет, тем не менее она актуальна и по сей день. Нам надо понять, что у нас много религий, много разных культур и они все могут уживаться в одном доме, если мы расширим цивилизационные рамки», – убежден профессор.

Участники конференции выработали цивилизационные идеологические ориентиры и векторы перспектив России и Дагестана. Более 30 авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Казани, Уфы, Грозного, коллеги из ближнего зарубежья – известные ученые из Минска, Ташкента, Баку – предложили министерствам и ведомствам, общественным структурам Дагестана положить в основу практической политической деятельности принципы практической же философии, имеющей целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения.

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

16
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

117
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

12
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

167
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

474
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

23
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

31
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...