В поисках ответа: кто мы?
Для России проблема цивилизационной идентичности является одной из важных философских проблем, тревожащих не одно поколение мыслителей. Наиболее всего она обострялась в периоды больших потрясений. Последние десятилетия и последние годы актуализировали вопрос цивилизационной принадлежности нашего общества в очередной раз.
Обсудить тему, попытаться ответить на вопросы, что же представляет собой современная Россия, каковы ее роль и положение в мире, к какой цивилизации мы, россияне, собственно, принадлежим, на специально состоявшейся для этого конференции в Махачкале собрался представительный круг участников, приехавших из Москвы, всего Северного Кавказа, Татарстана, Беларуси, Узбекистана и других стран и регионов.
В конференц-зале ректората Дагестанского государственного университета мероприятие прошло с участием первого заместителя Председателя НС РД Юрия Левицкого, министра по национальной политике и делам религий Энрика Муслимова, руководителя Агентства информации и печати РД Абдуразака Джамалутдинова, руководителя Общественной палаты РД Азизбека Черкесова, представителей ученого сообщества, политиков, специалистов и журналистов.
В эксклюзивной беседе с корреспондентом «Дагправды» исполнительный директор Российского философского общества, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН Юрий Резник отдал должное дагестанскому сообществу в целом в попытках решения огромной проблемы. Резник подчеркнул, что вопрос цивилизационной идентичности в большей мере является философским, поэтому не случайно мероприятие было приурочено к 75-летнему юбилею известного российского философа, председателя Дагестанского отделения и члена Российского философского общества, профессора ДГУ и ЮНЕСКО Мустафы Билалова, который профессионально на протяжении многих лет занимается упомянутой выше тематикой.
Юрий Резник сказал, что за последние два века Российская империя, СССР и нынешнее наше государство Российская Федерация испытали и перенесли несколько таких тяжелых потрясений, что, наверное, ни одна другая страна мира не выдержала бы таких метаморфоз и утратила бы ту самую идентичность, о которой мы говорим. И сегодня пресловутый Запад фактически ведет против нас необъявленную войну, нас снова пытаются унизить, поработить, сделать слабыми, и в этих условиях нам нужно вырабатывать наши стратегические приоритеты и нужно определяться, какими должны быть стратегия России в настоящем и ее развитие в будущем.
Возможно, Россия стоит перед сменой понятия о своем предназначении. По мнению профессора, в настоящий момент настроения россиян меняются: они уже не стремятся себя отождествлять со всем миром. Если раньше традиционная для России (и СССР) «политика принципов» не только опиралась на искренние порывы «русской души», но отчасти и была основой, то сегодня Россия (в общегосударственном смысле) уходит от свойственного ей духовного восприятия мировых событий.
Юрий Резник выразил мнение, что в результате многовекового исторического развития в России сложился неповторимый цивилизационный тип культуры. В российской действительности удивительным образом проявились не только западные, восточные, изначально славянские элементы, но и черты, порожденные различными историческими эпохами. Общий вывод состоит в том, что большинство населения нашей страны в настоящее время не имеет четко выраженной политической самоидентификации, и это указывает на кризис политической идентичности в современном российском обществе.
Отсутствие общей для российских граждан цивилизационной идентичности выражается также в распространенности своеобразной «негативной» самоидентификации, исходящей из представлений о России как об «особой» стране, не похожей ни на Запад, ни на Восток, ни на Европу, ни на Азию. Популярная в 1990-е годы среди либеральных политиков и публицистов позиция, согласно которой Россия является чисто европейской страной, что она в скором времени должна стать частью Запада и поэтому должна ориентироваться исключительно на западный опыт политического и экономического развития, не соответствует представлениям большинства членов российского общества о цивилизационной природе России и о ее стратегических ориентирах.
По словам профессора Резника, произошла «американизация» всех структур власти и мы пошли по неверному и непонятному пути. Реальное развитие в 1990-е годы показало, что простое копирование и некритическое заимствование западного опыта в российских условиях оказалось не слишком эффективным. Такое промежуточное положение – между традиционным и современным обществом, а также между Западом и Востоком дополнительно осложнило для российского социума проблему самоидентификации, выработку критериев и признаков государственно-цивилизационного устройства.
Этот вопрос вызвал серьезный раскол не только среди интеллектуальной и политической элиты, но и в широких кругах общественности. Сегодня многие считают, что нам не по пути с западным обществом. Мы традиции не выбрасываем, а настойчиво и упорно отстаиваем свои ценности – отношение к семье, нашей истории, прежде всего к итогам Победы в Великой Отечественной войне, и эти общие несомненные ценности нас сплачивают как народ, который всегда противостоял Западу.
«Политики коллективного Запада никогда не хотели впускать нас в свой лагерь. Они хотели получить из России подобие колонии, что-то вроде сырьевого придатка. И вдруг в последнее время выяснилось, что Россия снова поднимается, становится на ноги. И вот в этой связи мы и собрались на конференцию, чтобы понять, как мы можем противостоять гуманитарной угрозе, тому, что нам пытаются навязать посредством информационной, идеологической борьбы с нами», – пояснил Юрий Резник.
«Нельзя сказать, что здесь мы решили проблемы и пришли к каким-то единым результатам, но укрепились во мнении, что нужно вырабатывать свою идеологию. И в качестве такой идеологии мы с профессором Мустафой Билаловым предлагаем так называемую «евразийскую идеологию». То есть Россия – это, несомненно, евразийская цивилизация, поскольку Россия охватывает пространства Европы и Азии, является своеобразным мостом между Европой и Востоком и сочетает в себе как традиционные европейские, так и восточные ценности. Этой идее больше сотни лет, тем не менее она актуальна и по сей день. Нам надо понять, что у нас много религий, много разных культур и они все могут уживаться в одном доме, если мы расширим цивилизационные рамки», – убежден профессор.
Участники конференции выработали цивилизационные идеологические ориентиры и векторы перспектив России и Дагестана. Более 30 авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Казани, Уфы, Грозного, коллеги из ближнего зарубежья – известные ученые из Минска, Ташкента, Баку – предложили министерствам и ведомствам, общественным структурам Дагестана положить в основу практической политической деятельности принципы практической же философии, имеющей целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения.